Площадь Космонавтов в Ташкенте История Ташкентцы
Р. Султанов
Старшее поколение помнит, с каким восторгом, как эпохальное событие, встречали люди в те годы каждый запуск космического корабля с космонавтами на борту. Школьником помню наше ликование при проезде первого космонавта планеты Юрия Гагарина вместе с Ш.Р. Рашидовым на открытой машине по нынешнему Университетскому бульвару в Самарканде. В последующие годы мы знали, что космонавт Н.Н.Рукавишников в детстве с матерью в эвакуации во время войны несколько лет жил в Ангрене, К.Ф. Феоктистов – в Самарканде, В.Джанибеков же был родом из Ташкентской области.
Но в скупой официальной биографии В.Джанибекова, распространенной ТАСС после первого его космического полета в 1978 году, значился местом рождения поселок Искандар соседней республики. Да, когда в 1942 году здесь родился будущий космонавт, эта местность входила в состав Южно-Казахстанской области Казахской ССР. Но в 1956 году Бостанлыкский район, где находился поселок Искандар, был передан в состав Ташкентской области Узбекской ССР.
В марте 1981 года космонавт Владимир Джанибеков снова побывал в космосе. По возвращении он вторично был удостоен звания Героя Советского Союза. Но на этот раз в официальной биографии упоминалось, что космонавт родился в Бостанлыкском районе Ташкентской области. Таким образом, справедливость была восстановлена. А по тогдашнему положению, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР – высшего органа государственной власти, полагалось соорудить бронзовый бюст Героя на его Родине, значит в Узбекистане.
Вскоре в Ташкент фельдсвязью был доставлен Указ о присвоении второй звезды Героя В.Джанибекову, где вторым пунктом предписывалось соорудить бронзовый бюст на Родине дважды Героя. Доложили руководителю республики Ш.Р.Рашидову. Очевидцы рассказывали, что поскольку Шараф Рашидович на днях собирался в Москву на заседание Политбюро, то он вместе с председателем горисполкома В.Казимовым и главным архитектором города В.Адыловым сразу же обошел несколько площадей в центре Ташкента, чтобы вместе выбрать место для сооружения бюста. Но будучи человеком деликатным, Ш.Рашидов решил этот вопрос обсудить с самим космонавтом при личной встрече в Москве.
Шараф Рашидович обычно приезжал в Москву утром по четвергам на заседание Политбюро, и если не было других дел, возвращался в республику в тот же день вечером. Я хорошо помню, тогда Шараф Рашидович был в Москве до субботы. А В.Джанибеков в это время вместе со своим напарником по второму космическому полету, первым монгольским космонавтом Ж.Гуррагча совершал длительную поездку по Монголии, где их встречали с почестями как национальных героев. Возвращение В.Джанибекова ожидалось в конце апреля, так как В.Джанибеков вместе с другими своими коллегами должен был находиться на трибуне Мавзолея, на праздновании Первомайского праздника, широко отмечаемого в те годы.
Конечно, Шараф Рашидович не мог так долго ждать личной встречи, и написал небольшое письмо космонавту, всего в один лист. Он поручил Постпреду Эркину Турсуновичу Турсунову вручить это письмо нашему национальному герою, и осведомиться у него мнения относительно место сооружения бюста.
Цитирую отрывок из этого письма по книге Сайдакбара Ризаева «Шараф Рашидов Штрихи к портрету», изданной в марте 2017 года в Ташкенте вторым тиражом.
«…Дорогой наш Владимир Александрович!
В ознаменование Вашего подвига будет сооружен бронзовый бюст. Мы бы очень хотели, дорогой Владимир Александрович, чтобы этот бюст был сооружен в центре Ташкента. Мы подобрали хорошее место, где можно будет создать великолепный архитектурный ансамбль. Дело это очень серьёзное, и его, естественно, надо хорошенько продумать. Мы будем очень Вам признательны, если Вы о своем решении поставите нас в известность…
С глубоким уважением
Ш.Рашидов
20.04.1981 г.»
Вскоре, после возвращения В.Джанибекова из Монголии, такая встреча состоялась в Постпредстве. После этого космонавт стал частым гостем Постпредства, а затем и посольства нашей страны в Российской Федерации. Но эта встреча, в первые дни после майских праздников 1981 года, была его первым посещением Узбекского представительства.
Не откладывая, Владимир Александрович здесь же, в Постпредстве, от руки написал ответное письмо Ш.Рашидову, поблагодарил и добавил, что он «согласен на любое место в Ташкенте по Вашему выбору, уважаемый Шараф Рашидович!».
Такова предыстория сооружения и открытия в 1984 году в Ташкенте бюста дважды Героя Владимира Джанибекова работы скульптора Якова Шапиро с мемориальным комплексом у станции метро Космонавтов на площади Космонавтов, являющиеся, несомненно, украшением центра нашей столицы.
Р. СУЛТАНОВ, собственный корреспондент Узбекского телевидения и радио в Москве в 1978–1993 годах
Источник.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.