Cамаркандский музей истории виноделия Разное Фото

Зухра Ашрабова:

Человек я не пьющий, а только пробующий, делая глоток-другой ради того, чтобы не вызывать лишних расспросов. А не пью я по той причине, что не получаю искомого удовольствия от выпитого, а только «головную боль», вернее боль везде, наверное у меня обмен веществ не приспособлен к утилизации алкоголя, НО теорией, технологией и прочей информацией по виноделию и производству крепких напитков интересуюсь серьезно.
Так вот, вчера я попала в самаркандский музей истории виноделия при винзаводе имени Ховренко. Для меня это было такое событие, масса впечатлений и ощущений!
Очень короткий пересказ услышанного на экскурсии:

Виноделие на территории Узбекистана имеет очень древние корни – тысячи веков до нашей эры. Нам показали черепки и сосуды для вина, использовавшиеся для хранения вина, были времена, когда эти черепки с надписями служили деньгами. С приходом арабов и ислама виноделие стало чахнуть, но не исчезло. Переезд Филатова в Самарканд в конце 19 века (годы я не запомнила) положил основу возрождению и обновлению виноделия в Туркестане.

У нас не произрастали винные сорта винограда, а только десертные, и это тормозило производство сухих вин, вина у Филатова получались сладкие, но имели успех. Это стало причиной того, что из поездки во Францию и Италию он привез 20 сортов винограда, которые стали возделываться и положили основу для его производства.
Фитатовские вина стали экспортироваться в Россию и Европу, но тут грянула революция. Филатов замуровал подвал со своей коллекций вин и отбыл с семьей во Францию в надежде на скорое возвращение, чего, увы, не произошло. Музей, кстати, расположен в собственном доме Филатова.
В 1928 году в Самарканд прибыл Ховренко, который и стал «поднимать» зачахнувшее хозяйство. Завод опять стал процветать, но в 1940 году Ховренко не стало, в 1942 году предприятие получило его имя.

Самое интересное произошло в 1967 году, когда шла подготовка к столетию завода. Начали реконструкцию и ремонт помещений, и тут обнаружили замурованный тайник а двумя тысячами бутылок! Сухие вина за эти годы превратились в уксус, но десертные вина сохранили свои качества! Нам показали эти самые бутылки из погреба Филатова, этикетки вин с волнующими названиями Шабли, Мадера, Херес, Мускатель, Сультани, Ханское, Шампань, Мускат розовый и т.д, которые он экспортировал из Самарканда, призы, награды и медали, полученные продукцией завода на международных выставках начиная от советского времени и до наших дней.


Потом нас провели на дегустацию! Вы видите все на фотографиях. Я только дам пояснения: напитки были расположены по мере возрастания их крепости – от легкого белого сухого вина Ркацители и до коньяков. Нам подробно объясняли из какого винограда или их сочетаний произведены эти напитки, их крепость, количество сахара и годы производства, сколько времени их можно хранить. Теперь я поняла, почему наши сухие вина не получили должной известности и распространения – жаркий климат не способствует хранению сухих вин!

Напитки шли в данной последовательности: Ркацители, Каберне, Багизагон, Кагор, Ширин, Гулякандоз, Алеатико, каньяк Самарканд 3 звездочки, коньяк Филатов, бальзам Самарканд, имеющий в своем составе настои из 27 трав, специй, ягод и фруктов, а также майский горный мед самого высшего качества. От волнения я забыла некоторые детали, но кое-что запомнила: коньяк Самарканд три звездочки выдерживают в новых бочках, из которых в напиток переходит «новый» аромат — молодой. Даже я учуяла в нем ваниль и нечто сладкое, на что сомелье сказал, что там присутствуют нотки ванили, миндаля, ореха и фруктов. Коньяк Филатов – старый коньяк, и выдерживают его в старых бочках, многажды использованных, это напиток для мужчин.
Мне пришлось слушать, переводить, пробовать, комментировать одновременно, так что из головы что-то выскочило, но надеюсь, вернуться туда через месяц со Светлана Машкина ;-)

Кстати, тут же можно купить понравившиеся виды напитков. Я выбрала десертное марочное вино Алеатико, а мой друг Rolf Meier десертное марочное вино Гулякандоз, другие гости, участвовавшие в дегустации выбрали Ркацители и бальзам Самарканд (мы потом их встретили на вокзале, лица у них были красные и довольные, а в пакетах звенели бутылки)))).

10 комментариев

  • Зануда:

    Спасибо за очень интересную статью. К сожалeнию, добавлю немножко уксуса. Мне всегда было интересно почему в Узбекистане так любят подчеркивать свою «историчность». Можно, конечно, сказать, что «виноделие на территории Узбекистана имеет очень древние корни». Но во-первых, судя по самой же статье — это неправда, а во вторых, к сути статьи это не имеет прямого отношения. Как вы сами рассказали, современное виноделие не имеет ничего общего с виноделием в Согдиане (по-моему, так называлась территория Узбекистана до нашей эры, где были самые плодородные условия), поэтому Согдианское виноделие не может являться корнями для современного виноделия.

      [Цитировать]

    • Сергий Дианов:

      Ну начнем с того что не согдианское виноделие а согдийское. Население Ср.Азии не мононационально. В одном кишлаке (для примера) проживают узбеки,таджики,киргиз и казахи. Это к тому что таджики одна из ветвей персов. А персы в вине знали толк. Преобладающим этносом в Самарканде являются именно таджики. В статье писали о промышленном виноделии что несколько отличается от виноделия вообще.

        [Цитировать]

      • Зануда:

        С трудом представляется, что таджики занимались подпольным виноделием где-то порядка десяти столетий во времена доминирующего ислама .

          [Цитировать]

        • ANV:

          О. Хаям видать газировку с сиропом воспевал. )))

          Да и в «путешествиях Синдбада» описан рецепт избавления от джина. :)

            [Цитировать]

          • Зануда:

            То, что приписывают Омару Хаяму, на самом деле в большинстве фальсификация и по-стилю больше похоже на английскую литературу с восточным привкусом. Кроме того, воспевание вина в суфизме имеет совсем другой смысл. Хаям получил классическое мусульманское образование, на Западе не жил, и нет никаких поводов считать, что он употреблял вино в нарушении своей веры. Кроме того, если во Франции или Грузии, вино пьют как зеленый чай в Узбекистане, то в Узбекистане как-то не принято есть плов или самсу и запивать вином.

              [Цитировать]

  • Сергий Дианов:

    А татары в Крыму виноделием не занимались? Тогда Еким Кара чье вино? Причем делалось оно из тех сортов винограда которые росли только на старых татарских виноградниках.

      [Цитировать]

    • Зануда:

      Современное виноделие в Крыму — это тоже продукт Российского доминирования. Виноград в Крыму выращивают тысячелетиями, но вино в эпоху ислама не производили. Поэтому и сорта винограда были совсем другие. Почему-то многих прельщает идея, что или виноделие поощряется в исламе или что процветало подпольное виноделие. Если хоть какое-то несущественное виноделие при исламе и имело место, то это христианами и евреями, у которых вино используется в религиозных обрядах.

        [Цитировать]

  • Сергий Дианов:

    Получается, что богопротивным делом (виноделием) занимаются только христиане и иудеи. А правоверные мусульмане только выращивают виноград (причем технические сорта). А для чего? Хочется покушать г-на? Или это погоня за «баблом».
    Я понял- это диверсия. Споить всех кяпыров, чтобы в мире остались только правоверные мусульмане. И вообще это происки английской разведки которая внедрила своего шпиона Омара Х.М. с целью развратить и споить правоверных.
    Хорошо нашёлся человек который распознал в персидской поэзии английские корни.

      [Цитировать]

    • Зануда:

      Сергии, если бы вы поели «дамский пальчик» с самаркандской лепешкой, кишмиш с орехами и курагой, вы бы так не говорили. Омар Хаям был очень преуспевающим человеком из преуспевающий семьи. Он изучал Коран с детства. Он получил одно из лучших образований в мусульманском мире. Зачем ему надо было осквернять власть и ислам. Это было бы глупо и, кроме того, небезопасно. А он был математиком, который все просчитывал прежде чем что-либо сделать. Его забросали бы камнями как Хамзу за такие стихи. Если на клетке с шакалом написано «слон», не верьте глазам своим.

        [Цитировать]

      • Сергий Дианов:

        Одно другому не мешает. Никто не утверждает, что Омар Хайям был алкоголиком. А лепешку я предпочитаю с арбузом или дыней. Или с шашлыком из гисарской баранины с бокалом хорошего сухого вина. А кишмиш лучше с пиалкой чая. Если Вы думаете ,что я знаю о Средней Азии понаслышке то ошибаетесь. Мой прадед был управляющим банком в Коканде куда приехал из Севастополя.

          [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.