Немецкий архитектор Филипп Мойзер «Сейсмический модернизм. Архитектура и домостроение советского Ташкента» Разное

Филипп Мойзер: «Ташкент, самая южная миллионная метрополия Советского союза, – город, поражающий архитектурными контрастами и парадоксами. Ташкент знаменит самыми красивыми в мире сборными зданиями. В градостроительном отношении он всегда отличался известной двойственностью, порожденной сосуществованием древнего восточного и нового русского городов.

Со всей очевидностью эти контрасты и эта двойственность проявились после разрушительного землетрясения 1966 года, когда новый город выжил, а старый превратился в руины. Но это трагическое событие имело и положительную сторону. Ташкент стал лицом cейсмического модернизма – природная катастрофа инициировала кардинальное обновление городской структуры. Таким образом, Ташкент представляет собой уникальный пример радикальной реконструкции городской среды и создания советского мегаполиса с помощью типового строительства».

http://www.designbook.ru/knigi/arhitektura/goroda-mira-strany/seysmicheskiy-modernizm-arhitektura-i-domostroenie-sovetskogo-tashkenta.html

Немецкий архитектор Филипп Мойзер родился в Гильдене (на Рейне) в 1969 году. В 1995 году закончил факультет архитектуры в Берлине, после чего учился в Цюрихе.

Я преданный поклонник советского модернизма.

Оценить старое требует намного больше интеллектуальных усилий, чем просто разрушить его и построить новое. Хотя первое обходится обществу намного дешевле. Всё разрушить и построить новое — просто, но дорого для общества.

Архитектура всегда была инструментом политических изменений.

В своем интервью Баварскому радио в октябре 2015 года Филипп Мойзер заметил, что больше всех ему нравятся панельные дома серии 1-ТСП, массовое строительство которых было развернуто в Ташкенте. Наряду с Москвой и Ленинградом Ташкент исследовался архитектором в качестве образца, поскольку после разрушительного землетрясения в 1966 году стал единственным городом-миллионником, который посредством индустриального домостроения был заново отстроен как идеальный советский город.
Серия 1-ТСП (на фото — четыре ташкентских фасада) позволяла по-разному оформлять панели, в результате чего на торцевых сторонах домов было создано множество искусных мозаик.

По существу, посредством своей книги автор ставит запоздалый памятник творцам — тем многочисленным строителям, что так и остались неизвестными в силу размера СССР и множества проводимых в нем строительных программ.

Таким образом, это исследование приходит к выводу, что советское жилищное строительство — с согласия партии и государства — создавалась отдельными личностями, которые, за редким исключением, на протяжении всей своей жизни оставались неизвестными за пределами профессиональной среды своих регионов.

Показательным, в этом плане, является фото, снятое Мойзером при встрече с архитектором Николаем Шарским. Тот демонстрирует свой проект фасадной мозаики 1981 года — Шарскому и его братьям Александру и Петру город Ташкент обязан большому разнообразию фасадных мозаик на жилых домах, построенных методом индустриального строительства. Ну а мы теперь благодарны Филиппу Мойзеру за возможность наслаждаться этим колоссальным собранием фотографий и фактов.

https://www.houzz.ru/ideabooks/61517697/list/arhitekturnoe-chtenie-nemetskaya-kniga-o-panelynyh-domah-v-cccr

— Откуда ваш интерес к советскому модернизму?
— Мне много раз задавали этот вопрос, но у меня всё еще нет на него ответа. Я бы сказал, что дело не в советском происхождении этой архитектуры, а в её экспрессивности и последовательности. Канонические образцы советского модернизма — музеи, отели, концертные залы — всегда были результатом конкурса, их никогда не строили по прямому приказу. Однако политическая система и общество того времени были очень автократичны, так что такое решение не было демократическим консенсусом. Напротив, его диктовала пропаганда. И какой бы прекрасной ни была архитектура того времени, она не оправдывает политический режим, при котором появилась. Впрочем, архитектуре нужны строгие правила. Иначе появляются города вроде Дубая или Лас-Вегаса, где можно построить все что угодно, — города, которые в итоге ничем друг от друга не отличаются. С другой стороны, помимо выдающейся, узнаваемой архитектуры публичных пространств, в Советском Союзе была совершенно одинаковая жилая застройка.

— Вы исследовали эти дома — советскую типовую застройку — больше десяти лет. Что в ней особенного?
— Я как архитектор всегда пытаюсь найти наиболее оптимальное решение некой задачи — если говорить очень абстрактно. Вся работа архитекторов, в общем-то, заключается в том, чтобы преобразовать хаос города в некую систему. Идеология СССР подразумевала единый стандарт жилья для советских граждан. На трети суши планеты Земля бытовало одно и то же представление о проектировании квартир. Это такое ультимативное воплощение идеи модернизма — образовывать людей через архитектуру. В таком случае архитектор берет на себя большую ответственность, особенно если это проект, который воплотят десятки тысяч раз.

Мне было интересно, как разрабатывали эти проекты. Они действительно были смоделированы на высоком уровне, но их исполнение оставляло желать лучшего — материалы были плохого качества и в дефиците. Микрорайоны, построенные в советское время, были в плохом состоянии с самого начала. Я брал интервью у жителей Калининграда и Владивостока, и они все рассказывали мне о жутком качестве первых хрущёвок. А потом я приехал в Узбекистан и услышал там ровно то же самое. Таким образом, у целого поколения людей, скажем, в Санкт-Петербурге и Ташкенте был одинаковый жилищный опыт.

интервью полностью https://birdinflight.com/ru/portret/20170526-filipp-mojzer-tsennost-arhitektury-ne-opredelyaetsya-tsennostyami-ee-epohi.html

Филипп Мойзер – немецкий архитектор и глава издательства DOM publishers, специализирующегося на книгах по архитектуре. Он руководит собственным бюро «Meuser Architekten BDA» и занимается исследованиями по городскому развитию.
Одна из его книг посвящена столицам бывших советских республик.

Филипп Мойзер: «Архитектура всегда была инструментом политических изменений».
Интервью с автором книг «Эстетика пустоты» и «Эстетика панельной застройки».
https://vlast.kz/gorod/22672-filipp-mojzer-nemeckij-arhitektor-arhitektura-vsegda-byla-instrumentom-politiceskih-izmenenij.html

Книги: Philipp Meuser
Филипп Мойзер. «Сейсмический модернизм. Архитектура и домостроение советского Ташкента». На немецком языке.
http://www.designbook.ru/knigi/arhitektura/goroda-mira-strany/seysmicheskiy-modernizm-arhitektura-i-domostroenie-sovetskogo-tashkenta.html

Филипп Мойзер. «Эстетика панельного строительства. Жилищное строительство в Советском Союзе между оттепелью и гласностью / Die Ästhetik der Platte. Wohnungsbau in der Sowjetunion zwischen Stalin und Glasnost. О разработке и применению проектов серийного жилья на примере трёх городов бывшего Советского Союза: Москвы, Ленинграда и Ташкента. На немецком языке.

http://www.designbook.ru/knigi/arhitektura/istoriya-arhitektury-arhitektory/estetika-panelnogo-stroitelstva-jilishchnoe-stroitelstvo-v-sovetskom-soyuze-mejdu-ottepelyu-i-glasnostyu.html

Филипп Миузер (Philipp Meuser). «Ташкент / Taschkent». На немецком яз.
Узбекистан – уникальная многоликая страна. С одной стороны, это бывшая советская республика, с другой стороны – одна из стран Шелкового пути, родина сказок 1001 ночи. У столицы Узбекистана – Ташкента – особая роль в советской архитектурной истории 20-го века. После землетрясения 1966 года Ташкент был возрожден как образцовый социалистический город с широкими магистралями, серийными панельными новостройками и выразительными общественными зданиями. Перед вами первый архитектурный гид на немецком и русском языках, представляющий Ташкент и как древний азиатский город, и как воплощенный пример советского градостроительства. Книга также содержит краткий обзор новой узбекской архитектуры со времен независимости в 1991.

http://www.designbook.ru/knigi/arhitektura/goroda-mira-strany/tashkent.html

Прислала В. Лаврова.

8 комментариев

  • Фото аватара Куврук:

    Какой неожиданный восторг по поводу советской панельной архитектуры, словно архитектор прибыл к нам из прошлого века, не из Германии и не обучался ремеслу в Цюрихе. Но у восторга сугубо прагматическая сторона — бизнес, контракты на архитектурную «облицовку» градостроительного наследия на постсоветском пространстве. Такая вот новая ниша. Мол, у вас такая замечательная архитектура, но надо ее несколько облагородить по западным стандартам. Архитектурный «евроремонт». Мы вам поможем, но за известную сумму. Так возник проект Arch Moscow в России. Теперь Мьюзер обратил взор на Узбекистан. В Берлине также есть панельная архитектура, но улучшать ее Мьюзер не берется, как и не высказывает особых восторгов по ее поводу. Потому что в Берлине есть масса других архитекторов и просто здравых граждан, которые не дадут ему покуситься на деньги немецкого бюджета. В Москве и Ташкенте Мьюзер расчитывает найти более покладистую и невнимательную к его фокусам публику, а главное — распорядителей бюджета, готовых дать себя убаюкать сказками о прелестях панельной архитектуры. Небескорыстно, конечно…

      [Цитировать]

    • Фото аватара Дмитрий:

      Куврук:
      Какой неожиданный восторг по поводу советской панельной архитектуры, словно архитектор прибыл к нам из прошлого века, не из Германии и не обучался ремеслу в Цюрихе. Но у восторга сугубо прагматическая сторона — бизнес, контракты на архитектурную «облицовку» градостроительного наследия на постсоветском пространстве. Такая вот новая ниша. Мол, у вас такая замечательная архитектура, но надо ее несколько облагородить по западным стандартам. Архитектурный «евроремонт». Мы вам поможем, но за известную сумму. Так возник проект Arch Moscow в России. Теперь Мьюзер обратил взор на Узбекистан. В Берлине также есть панельная архитектура, но улучшать ее Мьюзер не берется, как и не высказывает особых восторгов по ее поводу. Потому что в Берлине есть масса других архитекторов и просто здравых граждан, которые не дадут ему покуситься на деньги немецкого бюджета. В Москве и Ташкенте Мьюзер расчитывает найти более покладистую и невнимательную к его фокусам публику, а главное — распорядителей бюджета, готовых дать себя убаюкать сказками о прелестях панельной архитектуры. Небескорыстно, конечно…

      В Берлине также есть панельная архитектура, но улучшать ее Мьюзер не берется, как и не высказывает особых восторгов по ее поводу.
      Не берется, потому что её уже модернизировали под современные нужды.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Gangut:

    На последнем фото»габаритные огни»? Впервые их так близко вижу. )

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лилия Азизова:

    Я не понимаю, чем восхищается наш немецкий друг? Панельная архитектура, которую воспевает он, — это не архитектура вообще. Как назвать эти строения — просто не могу найти слов. Имела несчастье близко познакомиться с квартирами в тех домах, которые изображены на снимках. Это — издевательство над людьми, и пустое разбазаривание народных средств. Родители жили на квартале Ц-27, в таком же панельном доме. Все — из бетона — стены, пол, потолок, летом жарко, зимой страшный холод, отопление работает на полную мощь, но не справляется с бетоном. Переехали на Бююк Ипак Йули (Луначарское шоссе) — такой же дом, такая же квартира. Такая же история с проживанием. Даже после облагораживания квартиры (настил деревянных полов, утепление стен) — ничего кардинально не изменилось. Эти проекты были бракованными. Нельзя такие дома строить у нас. А стены некоторых домов — да, они отделаны мозаикой — но без них можно прожить, а вот в таких домах — к великому сожалению, практически ничего нельзя исправить — жить нельзя и вредно для здоровья. За один год проживания я заработала себе полиартрит. Извините, что резко, но наболело очень.

      [Цитировать]

    • Фото аватара genezone:

      А чего Вы хотите? Это было дешёвое бюджетное госжильё, расчитанное на массовость. Не может быть дешёво, массово и качественно.
      Сейчас у нас другая крайность — по цене от $150 000… А про госжильё и забыли уже.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Катерина Звонарева:

    Во-первых, скажите спасибо всем тем, кто строил для узбекистанцев это жилье, до землетрясения вообще в хибарах гнилых жили, во-вторых, скажите спасибо Мойзеру — хоть кто-то заинтересовался архитектурой Ташкента без желания снести и построить говенные новостройки. Почему до настоящего времени ни один узбекский архитектор ничего подобного не изучил, не написал, не оставил эту информацию для потомков — это же история Узбекистана?… манкуртов растите, которые не помнят, как отца с матерью зовут…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Наверное, речь идёт о художниках — братьях Жарских ( а не (Шарских»)? https://moluch.ru/archive/209/50923/

      [Цитировать]

  • Фото аватара Виктор Арведович Ивонин:

    Лучше сразу правильно писать фамилии художников. Не Шарских и не Жарских, а «Царских». Фамилия у них старая, дореволюционная, исходящая из того, что на самом деле предки ташкентских художников целыми поколениями работали в царских покоях, оформляли самые известные здания России давно вошедшие в историю. Среди них все кремлёвские палаты, Зимний дворец и соборы Санкт-Петербурга: Казанский, Исаакиевский, Спас на Крови. После известных событий 1917 года бежали во Францию, а возвращались в СССР уже не как Царские, а как Жарские. Иначе не пускали. Такая вот история

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.