Утерянная память нашей истории Искусство История Старые фото
Турсунали Каримович:
Помните?
«УЗБЕКБИРЛЯШУ» — была такая мощнейшая кооперативная негосударственная неправительственная, но коммерческая организация. Величайшая «пирамида» советских времен. А ведь все наши родители по сути были пайщиками этой финансовой «мега-пирамиды». Но, разваливая Союз и его институции и сейф с деньгами всех пайщиков ( в том числе были и мои родители и их родители) Узбекбирляшу, унесли неизвестно куда.
Остались от монстра Узбекбирляшу здания, основательные, капитальные, с дорогими украшениями.
В Ташкенте был построен этот грандиозный комплекс с лучшим двухъярусным рестораном «Кооператор», с конференц -залом. Именно на корпусе этого конференц-зала была выполнена самая крупная в стране по площади и красивая по цвету монументальная мозаика. Мозаика из очень дорогого материала, смальты удивительным образом синтезировала в своих формах, рельефах и особенно в цветах «голубые купола Самарканда». Кобальт, бирюза, ультрамарин, цвет неба, моря и воды. Все это сочетались на мозаике этого «цилиндра».
Жаль.
Мои современники и в том числе я лично ответственны за утерю такого памятника.
А сколько еще уничтожено памятников архитектуры и кто за них ответственнен? Хорошо составить список хотя бы ради будущего поколения — пусть знают, что мы потеряли.
Рахим[Цитировать]
Я работала в этом здании в 80-х.
В советское время это была торговая фирма от Центросоюза (Дом Кооперации) — называлась «Узбекбрляшу». Узбекский республиканский союз потребительских обществ.
В комплексе находилось несколько организаций: Узбекбрляшу, ЦИНОТУР, ВНИЭКТ, ГВЦ и ресторан «Кооператор».
На 7 и на 12-м этажах располагался ЦИНОТУР (Центральный институт научной организации труда, управления и рационализации). Директором был замечательный руководитель Закир Садыкович Сафаров.
На остальных этажах работали «торгаши», директором был Сераджев.
К 14-ти этажному зданию справа примыкал ресторан «Кооператор».
Проектный институт ВНИЭКТ располагался в синем круглом здании (прозванном в народе «Крейсером варюг»). Там же был актовый зал, где проходили собрания, конференции и дискотеки, (там выступали многие известные артисты, например Леонид Филатов). Директором ВНИЭКТа был Феликс… (забыла фамилию).
ГВЦ (вычислительный центр) располагался по центру внутри двора, за фонтаном.
На первом этаже 14-ти этажки были своя аптека, зубной и прочие врачебные кабинеты, а так же разные магазинчики предметов первой необходимости.
В синем круглом здании тренировала сборную Узбекской ССР по художественной гимнастике Ирина Виннер.
Директором всего этого большого комплекса был Цацкис… (не помню имя отчество).
До Узбекбрляшу на этом месте была школа № 74.
Когда я была в Таше в 2011 г. витраж из смальты на Кругляше ещё был, а в 2015-м уже не стало.
подборка фото здания разных годов
https://fotki.yandex.ru/users/lviolet/album/206844
ВиоЛав[Цитировать]
В 1976 «Узбекбрляшу» руководил Махмудов, первый зам. был Доленко. Сираджев пришёл после Махмудова, которого Рашидов сделал министром торговли. Доленко в 60 лет отправили на пенсию,предварительно наградив орденом «Дружба народов».
Первым директором эксплуатации был Кривошеев, потом Цацкис Александр Аронович.
Ирина Виннер тренировала сборную по гимнастике в спортзале, что находился слева здания. Очень она ругала девочек за любые провинности, ругала жёстко. Над спортзалом был расположен зал для показа мод. В комплексе были: гостиница, типография, музей, врачебные кабинеты, хорошая библиотека, под залом ресторана -магазин, под магазином — склады. Ресторан никогда не пустовал, готовили прекрасно. Первым директором была кореянка, шеф-повар был немец. Каждый вечер играл джаз и пела певица по имени Света, пела без «фанеры». Это был самый прохладный ресторан в Ташкенте, кондиционеры советского производства работали с первых дней и до последней реконструкции здания.
Прекрасный актовый зал пустовал, хотя имелись киноустановки и осветительная аппаратура для постановки спектаклей. Выступал в этом зале Александр Иванов, поэт — пародист (поэт — паразит,как он сам себя озвучил). Выступал Бабрак Кармаль перед афганцами, видимо обучавшимися где-то в Ташкенте. Были и другие мероприятия, малозначительные, проходили съезды кооператоров.
В начале 1995 года поступила команда освободить здание до марта месяца. На вопрос председателя «Узбекбрляшу» о собственности здания был получен ответ: «У нас всё принадлежит государству».
После 2010 года зданию начали придавать нынешний облик. И теперь о старом «Доме кооперации» мне напоминают только резные дубовые перила лестниц вестибюлей, которые я вдруг обнаружил не далеко от своего дома. Эти великолепные перила сейчас облагораживают подступы к частной парикмахерской. Так что, «ничего не исчезает в природе бесследно и не появляется вновь, всё только видоизменяется»!
Николай Басов[Цитировать]
Всё правильно. И ещё, мы любили конференции, потому что на них была торговля дефицитными книгами, разными мед. справочниками и пластинками зарубежных фирм. Мы всегда что-то покупали, например я приобрела редкое издание, двойной альбом «Битлз» («Песни любви», фирма Балкантон).
В ресторане действительно было не дорого, мы частенько в перерыв ходили туда обедать и это было не накладно.
На 7-м этаже высотки был буфет, но совсем не важный, там даже нечего было поесть.
А дискотеки были шикарные, со светомузыкой и прикольным ведущим (по-моему Яшей звали) , нам даже разрешали приглашать туда своих друзей из других организаций. Председателем комсомольской организации был Саня Орловский.
Поликлиникой ведала Елена Вульфовна.
ВиоЛав[Цитировать]
Буфет был на 6 этаже.
Николай Басов[Цитировать]
Около 15-лет- до 1978 года Председателем Узбекбирляшу был Хасанов Мадамин Хасанович, после него — Сираджев Зия Шарафутдинович, Махмудов Отохан (скоропостижно скончался, несчастный случай), Волков и другие… Сзади конференц зала был фонтан — Это была централизованная система кондиционирования.
Манноб[Цитировать]
Цацкис Александр. Были своя поликлиника, гостинница, типография
Александр[Цитировать]
А может виноваты все-таки не мы, простые люди, которых никто ни о чем традиционно не спрашивает, а кто-то совсем другой?
J_Silver[Цитировать]
а виноваты были те , кому российское , советское — все было горла поперек !!!!
барий[Цитировать]
В далёком теперь, 1972 году, я пришёл строить это здание. В 1976 году здание сдали в эксплуатацию, но я остался там работать. Ушёл из него на пенсию в 2010, когда исполнилось мне 70 лет.
Николай Басов[Цитировать]
Галерея
Николай Басов[Цитировать]
Я смотрю, что опять со своим комментарием не прошел по конкурсу? Ну, ну…
J_Silver[Цитировать]
Уважаемый редактор…
Почему комменты к постам надо ждать сутками пока их опубликуют?
Что там за проверки на высшем уровне, вроде это не интернет, а редакция газеты «Правда»?
ВиоЛав[Цитировать]
Уточнила, Цацкиса звали Александр Аронович.
ВиоЛав[Цитировать]
А до него директорами эксплуатации здания были Валерий Павлович и Николай Иванович, сплошь все мошенники.
Александр[Цитировать]
Если правильно, то «Узбекбирлашув». Кто-то первым ввел это написание «Узбекбрляшу».
Bekhzod[Цитировать]
«…бирлашув», этот видимо узбекский вариант, а по-русски бирляшу.
ВиоЛав[Цитировать]
Я работал там официантом,при Азизе Ходжаевым.Деректором в то время был Абдусамат Салимович.Академия помню к нам ходили обедать.А сколько свадеб там было.Звёзды приезжали Болалар,Сетора.Классное время
Роберт[Цитировать]
Добрый день подскажите пожалуйста фио директора или председателя Узбекбирляшу в 1950 х годах. Очень надо. Спасибо
Саида[Цитировать]