Дождались ли мы перемен? Фильму «АССА» 30 лет Tашкентцы Искусство История Разное

Волетта Лаврова

В этом году фильм «Асса» отмечает юбилей: 30 лет. Перестроечная простота в стиле и мировоззрении героев.

«Асса» – ода русскому року второй половины 80-х: в фильме звучат Виктор Цой, «Браво» с Агузаровой, Гребенщиков («Город золотой», «Мочалкин блюз»).

kinopoisk.ru

1987 год. В Москву приезжает Маргарет Тэтчер. На русском языке выходит первый журнал «Бурда» с европейскими выкройками. Иосифу Бродскому присуждают Нобелевскую премию по литературе. На Западе расцветает мода на СССР и слова Perestroyka и Glasnost’. В Ялте снимают фильм «Асса», который рассказывает о перестройке выразительнее, чем перечисленное выше. Его герои — это первое поколение, которое родилось и выросло в относительной свободе. И теперь эту свободу они пропагандируют.

Прототип героя Станислава Говорухина — цеховик и криминальный «авторитет» Крымов, был родом из Ташкента.

Актёры: Натан Эйдельман, Анатолий Сливников, Немецкий Шорр, Илья Иванов, Александр Баширов, Виктор Цой, Сергей Рыженко, Александр Домогаров, Станислав Говорухин, Татьяна Друбич.

Фильм Соловьева «Асса» вышел в прокат в сентябре 1988 года, премьера которого прошла 1 апреля 1988 года в московском ДК МЭЛЗ.

О фильме
«Асса» — советский кинофильм 1987 года режиссёра Сергея Соловьёва. Культовое кино эпохи перемен. Пальмы в снегу и психоделические сны. История глупой гибели юного неформала, вздумавшего влюбиться в девушку крупного мафиози, тесно переплетенная с мечтой юной девушки о другой жизни — птичьей, полётной, просквозённой ветром и музыкой. И две эти жизни трагически сталкиваются… Параллельно в фильме присутствует ещё одна сюжетная линия, переносящая на экран эпизоды книги «Грань веков» Натана Эйдельмана, которую читает Крымов. Основной сюжет — последние дни жизни и убийство русского императора Павла I в 1801 году. В фильме приняли участие популярные рок-музыканты: Виктор Цой, «Аквариум», Жанна Агузарова с группой «Браво», группы «Кино». Отчасти поэтому фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений советского рока, по мнению его поклонников, достигшего пика своего развития в 1980-х годах.

Сергеи Соловьёв: «Бурлила эпоха, Михаил Сергеевич Горбачёв пришёл к власти, но меня это нисколько не колыхало. Я искал формулу успеха для своего фильма и нашёл. И когда обнаружил, закричал «Эврика!» и поставил свечку портрету Раджа Капура. Нашим людям немыслимо нравилось индийское кино. Что это такое? Прежде всего юная прелестная девушка, ждущая от жизни чего-то прекрасного и романтического. Дальше ей должен попасться пожилой латентный развратник. Таким образом, фильм, ставший символом эпохи перемен, распахнувший окно в параллельную советской пропаганде культуру и благодаря которому представители андеграунда, бывшие «под запретом», появились на большом экране, снимался по законам Болливуда, знаменитой индийской «фабрики грёз»…

В фильме указано, что герой Станислава Говорухина, крупный деятель советского преступного бизнеса Андрей Крымов — реальное лицо, фигурирующее в картине под своим настоящим именем. Так это на самом деле или же в фильме имеет место мистификация — выяснить не удаётся. Как не удаётся разыскать и никакой другой информации об Андрее Крымове.

В фильме даётся следующая информация.

Андрей Валентинович Крымов. Имя настоящее.
Родился в 1936 году в Москве. Детство и юность провёл в Ташкенте. В 1954–58 годах учился в институте иностранных языков в Москве. Опубликовал подборку стихов в журнале «Юность».
В 1960 году проходил по делу о валютных операциях, однако осуждён не был за недостаточностью улик. В 1963 году был осужден за участие в вооруженном ограблении инкассатора. В местах заключения вёл себя дисциплинированно, участвовал в художественной самодеятельности. В дальнейшем не работал.
В период с 1970 по 1980 год проходил в качестве свидетеля и обвиняемого по 12-ти делам, связанным с хозяйственными преступлениями, в том числе по делу о подпольном производстве люстр «Каскад» и по делу торговой фирмы «Океан». Осужден не был.

А.В. Крымов спланировал более чем 40 крупных хозяйственных преступлений и афёр, нанесших убыток государству общей стоимостью на сумму более 100 миллионов рублей. Он разрабатывал планы организации подпольных производств, обеспечения их сырьем, незаконного сбыта продукции, координации различных преступных групп.
Крымов получал до 25 процентов от незаконных доходов своих детищ, базировавшихся в 23 городах СССР.

Как Станислав Говорухин в фильме «Асса» стал Крымовым

Как рассказывал Сергей Соловьёв, в фильме «Асса» в роли Крымова ему нужен был хозяин жизни. Сильный и умный старейшина. Для этой роли, он выбрал Станислава Говорухина, которого знал уже более 20 лет, ещё со ВГИКа. Соловьёв считал что Говорухин не только режиссёр, а ещё и превосходнейший актер, причем актер до мозга костей.

Понимая, что по телефону с ним ни о чем не договоришься, Сергей Александрович поехал в Одессу, где тогда жил Станислав Сергеевич . Он заранее ему послал сценарий, но, когда приехал в Одессу, Говорухина не было, он должен был вернуться из командировки. И ожидая Соловьёв общался с его женой Галей, которая потрясенно спросила: «Откуда ты так хорошо знаешь Славу?» — «А что я такого особого знаю?» — «Ну, у тебя в сценарии Крымов — это чистый Слава, включая то, что он ходит в майке с шестым номером». Оказывается, Говорухин ходил в этой майке и с этой цифрой на спине — то ли с шестеркой, то ли с перевернутой девяткой — безо всякого сценария. Соловьёв тогда спроил: «Ну так что, Станислав Сергеевич окажет мне дружеское и профессиональное внимание, снимется у меня в кино?» Но супруга ответила: «Это большой вопрос, потому что Слава — это Слава»…

Говорухин долго и упорно отказывался. Он снялся перед этим у Киры Муратовой и решил поставить на актерской карьере крест: «Я не знаю никакого Крымова и знать не хочу. Оставь меня в покое. Поговори с Кирой Муратовой — не чета тебе режиссёр. Так вот, она подтвердит, что никакой я не артист и трогать меня не надо. При всем своем внутреннем здоровье я чуть не повесился у нее на съемках. У меня есть режиссерская профессия, я буду ею заниматься».

Тем не менее я включил зануднейшую сторону своей натуры и каждый день буквально выгрызал ему внутренности: «Слава, ты и есть Крымов, ты должен сыграть Крымова». Я его буквально сводил с ума, и в какой-то момент он не то чтобы согласился, а буркнул мне: «Ладно, давай попробуем». И после окончания фильма «Десять негритят» он приплыл с Таней Друбич в Ялту, где под заснеженными пальмами мы снимали «Ассу».

Название фильма было предложено Сергеем Бугаевым, исполнителем роли Бананана.
Аббревиатура: «Автор Соловьев Сергей Александрович».
Именно Африка предложил Сергею Соловьёву и название фильма вместо рабочего «Здравствуй, мальчик Бананан».

Как снимали фильм «АССА»
http://crif.in.ua/%D0%90/%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B0

Стиль в фильме «АССА»
https://theblueprint.ru/culture/assa-the-movie

Говорухин, которого мы не знаем
http://www.trud.ru/index.php/article/25-03-2016/1335699_govoruxin_kotorogo_my_ne_znaem.html

http://fishki.net/1713651-assa—istorija-sozdanija-filma.html © Fishki.net

https://www.webtut.ru/forum/viewtopic.php?t=5459&postdays=0&postorder=asc&start=330&sid=4ce8e4c9f43aad0eddd7181fd0179665

http://www.gorod.cn.ua/blogs/BeatlesForever_25841.html

http://make-your-style.livejournal.com/366205.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)

3 комментария

  • Куврук:

    Перемены дождались нас. Был фильм, ничего не давший и не взявший, не указавший путь, но и с него не сбивший. Фильм безвременья, эпохи болтовни, пустых иллюзий, кооперативного движения и комиссионных магазинов. Где-то в тиши партийных кабинетов и на цековских дачах уже готовили новую эпоху, составляли списки новых хозяев жизни и делили на части «социалистический» пирог. Народ смотрел тем временем «Ассу». Было это почти 30 лет тому назад.

      [Цитировать]

  • IMM:

    Интересный получился фильм(при желании обсуждать с позиций нашего времени).Не то чтобы пророческий,скорее аллегорически-прогностический,а именно — по фильму можно было бы предположить дальнейшее.Это и криминальные будущие «хозяева жизни» с их «преждевременным» уходом из жизни и показанная(вроде бы не к месту) жалкая судьба Павла I преданного своими же близкими — ну чем не Горбачев,и быстро сгоревшая соломой на ветру или быстро затонувшее представление (именно представление,что это на самом деле — большинство не знало и едва ли когда узнает) о свободе вообще.И самое главное: четко схвачено настроение и ожидание того времени-перемен только ради перемен(не вникая в их суть)

      [Цитировать]

  • нм:

    У меня после просмотра этого фильма было тягостно-гнусное настроение. На Алайском появились кучи кооперативного барахла, люди продающие вещи из дома и шептуны-доллары, доллары, доллары. Или доллары были позже? А еще команда КВН донецкого политеха — партия , дай порулить!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.