История нового романса Tашкентцы Искусство История

НАЗАР ШОХИН

История нового романса

Недавно в одной из групп Фейсбука было размещено раритетное фото. Пользователь сообщал, что обнаружил его в архиве своей бабушки; та в свое время не решалась никому показывать снимок из-за того, что он был связан с именами «врагов народа». Автор поста просил знатоков помочь идентифицировать людей на фотографии. Был представлен и оборот снимка, с надписями от руки. Одна из них гласила: «Фатима, жена Фитрата» – и далее неразборчиво…

История нового романса

Опознать лица, скажем сразу, оказалось не так уж просто. Множество телефонных звонков, консультации с людьми из литературной и академической среды Ташкента и Самарканда, помощь других пользователей ФБ, тщательная расшифровка надписи… И вот наконец имена и фамилии установлены, выяснены и связанные с судьбами людей на фотографии жизненные обстоятельства. И они, эти обстоятельства, эхом отразившиеся в истории узбекской поэзии и музыки, оказались настолько захватывающими, что читателю, особенно русскоязычному, думаем, стоит рассказать о них подробно.

…Сюжет, связанный с загадочной фотографией, начинает разворачиваться в Самарканде, тогдашней столице Узбекской ССР. Историк, филолог, драматург, поэт профессор Фитрат женится на сестре своего бывшего ученика Муталя Бурханова. Дело в том, что Абдурауф Фитрат в молодости, уже будучи достаточно известным в Центральной Азии поэтом, писал серьезные трактаты о музыке, преподавал в Восточной музыкальной школе Бухары. Именно там в детстве учился у него будущий композитор Муталь Бурханов. Женитьба Фитрата на сестре Бурханова породнила не только двух земляков-бухарцев, но и две интеллигентных семьи, два замечательных рода.

В Самарканде Фитрат преподает в Педагогической академии, располагавшейся тогда на Абрамовском бульваре; Фатиме хорошо и тепло рядом со многими обосновавшимися в этом городе родственниками…

Однако счастье молодой семьи длилось недолго. Над свободомыслящим, «неудобным» в своем стремлении говорить только правду Фитратом все более сгущаются тучи. Растет число врагов, которые хорошо помнят и его джадидское прошлое, и образование, полученное в Турции. И в конце концов он по ложному обвинению оказывается в тюрьме, из которой ему не суждено выйти…

Жена до конца своей жизни сохранит адресованные ей прекрасные строчки Фитрата. Имеющие глубоко личный характер, они, понятно, могли быть обнародованы только после смерти адресата. Но и после, – вплоть до творческой реабилитации Фитрата в 1988 году – ни одного издателя этот образец лирики не интересовал.
На закате «перестройки» зять Фитрата, уже знаменитый композитор Муталь Бурханов добился публикации его стихов в республиканской газете, а затем сочинил на них музыку.

…Гўзалим, бевафо гулистоним,
Боғи умримда тоза райҳоним,
Ғаму қайғуларин ҳужуминдан
Сен эдинг меҳрибон нигоҳбоним,
Мени беҳуда ташладинг кетдинг,
Нега ўлдирмадинг-да, тарк этдинг?

…В саду моем была ты цветником,
Моей судьбы хрустальным родником.
Ушла, неверная, не бросив взгляда, –
И стал пустыней навсегда мой дом.
О, для чего цвела в моем саду?..
До дней конца мне не избыть беду.

«Мне всегда хотелось каким-то образом увековечить память своих родных, – вспоминал композитор в начале 90-х. – И я сделал это, написав романс. Говорю об этом не для хвастовства, а чтобы показать полную драматизма историю творчества Фитрата».
Ныне романс М. Бурханова на слова Фитрата широко исполняется. Стихи репрессированного поэта постепенно расходятся по миру и даже переводятся на другие языки, а романс «Зачем оставила меня?» сегодня стал уже хрестоматийным. Замечательному композитору действительно удалось внести свой вклад в увековечение памяти выдающегося поэта, с которым коловорот событий бурного ХХ века сначала, в свое время, разведет их по разные стороны баррикад, но талант и творчество, как всегда, окажутся выше политики и усилия двух гениев узбекской национальной культуры соединятся – в том числе в «музыке Бурханова на стихи Фитрата».

Кто же на фото рядом с Фатимой Бурхановой? Можно предположить, что это – жена родного дяди Муталя – народного комиссара Узбекской ССР Мукамила Бурханова, также репрессированного в 1937 году.

История нового романса

…А со снимка смотрят счастливые лица людей, пока еще не подозревающих об ожидающей их судьбе…

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Лейлу Шахназарову, Максуда Аскарова (Ташкент), Шерзода Рахмонова (Самарканд), Умара Сагдиева (Душанбе).

Источник.

6 комментариев

  • Рахим:

    Так кто где? С какой стороны жена Фитрата — слева или справа? Далее в надписи указаны имена — Мукамал, Махсум, Мусобия. Мой дед стоял у истоков Педагогической науки в Узбекистане — был первым директором педучилища в Фергане. Рассказывал нам о похоронах Хамзы в Шахимардане. Создавал Пед.академию в Самарканде, где потом преподавал Фитрат. На фото мой дед (в шляпе) и Фитрат. (конец20-х — начало 30-х)

      [Цитировать]

    • Зухра:

      Как звали вашего деда? Расскажите немного о его судьбе, пожалуйста…

        [Цитировать]

      • Рахим:

        Академик С.Р.Раджапов в военные годы был гл.редактором главной газеты «Кизил Узбекистон» и в 1943 году, после назначения его в аппарат ЦК, передал свой пост молодому Ш.Р.Рашидову, который до конца своих дней называл его своим учителем. Создавал Пединститут в Ташкенте, Академию наук УзССР, был действительным членом АН СССР.

          [Цитировать]

  • abubabur:

    …А со снимка смотрят счастливые лица людей, пока еще не подозревающих об ожидающей их судьбе…

    Мне кажется, что на их лицах тревожное ожидание, не выглядят эти лица как счастливые.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.