История нового романса Искусство История Ташкентцы
НАЗАР ШОХИН
Недавно в одной из групп Фейсбука было размещено раритетное фото. Пользователь сообщал, что обнаружил его в архиве своей бабушки; та в свое время не решалась никому показывать снимок из-за того, что он был связан с именами «врагов народа». Автор поста просил знатоков помочь идентифицировать людей на фотографии. Был представлен и оборот снимка, с надписями от руки. Одна из них гласила: «Фатима, жена Фитрата» – и далее неразборчиво…
Опознать лица, скажем сразу, оказалось не так уж просто. Множество телефонных звонков, консультации с людьми из литературной и академической среды Ташкента и Самарканда, помощь других пользователей ФБ, тщательная расшифровка надписи… И вот наконец имена и фамилии установлены, выяснены и связанные с судьбами людей на фотографии жизненные обстоятельства. И они, эти обстоятельства, эхом отразившиеся в истории узбекской поэзии и музыки, оказались настолько захватывающими, что читателю, особенно русскоязычному, думаем, стоит рассказать о них подробно.
…Сюжет, связанный с загадочной фотографией, начинает разворачиваться в Самарканде, тогдашней столице Узбекской ССР. Историк, филолог, драматург, поэт профессор Фитрат женится на сестре своего бывшего ученика Муталя Бурханова. Дело в том, что Абдурауф Фитрат в молодости, уже будучи достаточно известным в Центральной Азии поэтом, писал серьезные трактаты о музыке, преподавал в Восточной музыкальной школе Бухары. Именно там в детстве учился у него будущий композитор Муталь Бурханов. Женитьба Фитрата на сестре Бурханова породнила не только двух земляков-бухарцев, но и две интеллигентных семьи, два замечательных рода.
В Самарканде Фитрат преподает в Педагогической академии, располагавшейся тогда на Абрамовском бульваре; Фатиме хорошо и тепло рядом со многими обосновавшимися в этом городе родственниками…
Однако счастье молодой семьи длилось недолго. Над свободомыслящим, «неудобным» в своем стремлении говорить только правду Фитратом все более сгущаются тучи. Растет число врагов, которые хорошо помнят и его джадидское прошлое, и образование, полученное в Турции. И в конце концов он по ложному обвинению оказывается в тюрьме, из которой ему не суждено выйти…
Жена до конца своей жизни сохранит адресованные ей прекрасные строчки Фитрата. Имеющие глубоко личный характер, они, понятно, могли быть обнародованы только после смерти адресата. Но и после, – вплоть до творческой реабилитации Фитрата в 1988 году – ни одного издателя этот образец лирики не интересовал.
На закате «перестройки» зять Фитрата, уже знаменитый композитор Муталь Бурханов добился публикации его стихов в республиканской газете, а затем сочинил на них музыку.
…Гўзалим, бевафо гулистоним, Боғи умримда тоза райҳоним, Ғаму қайғуларин ҳужуминдан Сен эдинг меҳрибон нигоҳбоним, Мени беҳуда ташладинг кетдинг, Нега ўлдирмадинг-да, тарк этдинг? …В саду моем была ты цветником, Моей судьбы хрустальным родником. Ушла, неверная, не бросив взгляда, – И стал пустыней навсегда мой дом. О, для чего цвела в моем саду?.. До дней конца мне не избыть беду.
«Мне всегда хотелось каким-то образом увековечить память своих родных, – вспоминал композитор в начале 90-х. – И я сделал это, написав романс. Говорю об этом не для хвастовства, а чтобы показать полную драматизма историю творчества Фитрата».
Ныне романс М. Бурханова на слова Фитрата широко исполняется. Стихи репрессированного поэта постепенно расходятся по миру и даже переводятся на другие языки, а романс «Зачем оставила меня?» сегодня стал уже хрестоматийным. Замечательному композитору действительно удалось внести свой вклад в увековечение памяти выдающегося поэта, с которым коловорот событий бурного ХХ века сначала, в свое время, разведет их по разные стороны баррикад, но талант и творчество, как всегда, окажутся выше политики и усилия двух гениев узбекской национальной культуры соединятся – в том числе в «музыке Бурханова на стихи Фитрата».
Кто же на фото рядом с Фатимой Бурхановой? Можно предположить, что это – жена родного дяди Муталя – народного комиссара Узбекской ССР Мукамила Бурханова, также репрессированного в 1937 году.
…А со снимка смотрят счастливые лица людей, пока еще не подозревающих об ожидающей их судьбе…
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Лейлу Шахназарову, Максуда Аскарова (Ташкент), Шерзода Рахмонова (Самарканд), Умара Сагдиева (Душанбе).
Источник.
Так кто где? С какой стороны жена Фитрата — слева или справа? Далее в надписи указаны имена — Мукамал, Махсум, Мусобия. Мой дед стоял у истоков Педагогической науки в Узбекистане — был первым директором педучилища в Фергане. Рассказывал нам о похоронах Хамзы в Шахимардане. Создавал Пед.академию в Самарканде, где потом преподавал Фитрат. На фото мой дед (в шляпе) и Фитрат. (конец20-х — начало 30-х)
Рахим[Цитировать]
Как звали вашего деда? Расскажите немного о его судьбе, пожалуйста…
Зухра[Цитировать]
Академик С.Р.Раджапов в военные годы был гл.редактором главной газеты «Кизил Узбекистон» и в 1943 году, после назначения его в аппарат ЦК, передал свой пост молодому Ш.Р.Рашидову, который до конца своих дней называл его своим учителем. Создавал Пединститут в Ташкенте, Академию наук УзССР, был действительным членом АН СССР.
Рахим[Цитировать]
Не он ли жил в доме САКУ, в коттедже во дворе? Это был конец 40-х и началао 50-х. Улица Урицкая.
Татьяна Вавилова[Цитировать]
Нет, не он.
Рахим[Цитировать]
Мне кажется, что на их лицах тревожное ожидание, не выглядят эти лица как счастливые.
abubabur[Цитировать]