Несостоявшийся старый город История Разное
Tashkent Retrospective:
Нет, это не Ташкент будущего…
Таким мог стать Ташкент и его старогородская часть уже в 1970-е годы.
Но, как это обычно бывает, проект утвердили и положили пылиться на полку. Спустя десятилетия построили здание Банковской ассоциации с некоторыми изменениями и практически на том же месте.
И это проект микрорайона Кальакауз, Ташкент (1974-1978). Авторы проекта: московские архитекторы Андрей Косинский и Геннадий Коробовцев, работавшие с 1966 по 1978 годы в Ташкенте.
Разрабатывая план застройки микрорайона Калькауз, Косинский попытался модернизировать архитектурную среду Старого города, не разрушая, а, напротив, давая новую жизнь такому социальному институту как махалля.
Отталкиваясь от идеи, по которой коллективистский характер махалли вполне созвучен общим установкам советской идеологии, Косинский в Калькаузе проектирует «коммунистическую махаллю». Она располагалась им в высотных комплексах, на нескольких ярусах которых были предусмотрены общие пространства. Они, однако, принадлежали не всему обществу подобно дворам рядовых советских микрорайонов, а лишь членам конкретного сообщества, проживающего в комплексе.
Здесь уже можно обнаружить зачатки «общего частного», которые могли стать предтечей кооперативного или ассоциативного социализма. Последний в своей основе имел бы иной вид собственности по сравнению с тотально обобществленной собственностью «государственного социализма». Теоретически разрабатывать данную тему, ставя под сомнение основы государственной политики, было невозможно. Проект Калькауза довольно быстро был положен на полку, а предложение Косинского оказалось частично реализовано лишь двух проектах 1) ташкентским архитектором Офелией Айдиновой в 1980-е годы в уникальном 16-ти этажном жилом доме, выполненном в бруталисткой манере 2) Экспериментальный микрорайон Ц-27, Ташгипрогор, архитекторы: Коробцев, Халилова, Коптелова, Адамов.
История Андрея Косинского поразительна степенью его независимости. Московский архитектор, приехавший работать в Ташкент и преподававший в местном университете, вел свои собственные разработки, которые, по сути, могли оказывать влияние на общество и подталкивать его к позитивным изменениям. В целом, это очень созвучно материалистическому сознанию и вере в способность среды определять развитие общества.
По материалам: inrussia.com.
…Спустя десятилетия построили здание Банковской ассоциации с некоторыми изменениями и практически на том же месте…
Мне кажется автор немного путает. Банковская ассоциация находится на Дружбе Народов, а Калькауз то совсем в другой стороне города.
Евгений Коршунов[Цитировать]