Мечеть на Себзаре История
Себзар одна из семи древнейших махаллей Ташкента. Персидское название.
Ташкент упоминается во древних, старых источниках, рукописях, книгах. Разных путешественников, историков. В хрониках и учебниках. В описаниях Ташкента часто встречается и название Себзар.
Древний город в древних китайских источниках упоминается как Ши — камень. В источниках упоминается Себзар, видимо это название существовало еще за долго до свершения арабами фатха города. Арабы называли город Чачом. Монголы — Шашом. При шейбанидах город называли Ташкентом — каменным кентом.
Арабы принесли в этот город священную религию — ислам. В городе стали возводить мечети. Одна из первых мечетей Ташкента возвели на Себзаре.
По преданиям, монгольским ордам во главе со старшим сыном Чингизхана Чагатаем (1183-1242) с огромными потерями удалось сломить сопротивление защитников Чача и в пятницу они ворвались в Ташкент.
Войдя в город они по обычаю предали город огню. Город пылал , все население выделали на улочки . Кочевники собирали по отдельности рабов, женщин, детей . А стариков и старух переживали на месте обнаружения. Детей собирали в отдельную площадь. Чигатай довольный как воины его разбирают и делятся богатой добычей , осматривал город . На коне он скакал по улицам города и удивлялся что никто из старейшин города не встречает победителей и не просит пощады. Говорят он остановился у белой мечети которая была в махалле Себзар. Тут он увидел что все старейшины города совершают тут пятничную молитву.
Чигатай был удивлен спокойствию старейшин которые как ни в чем не бывало читали молитву. Монгольский полководец был возмущен таким неуважением к себе приказал казнить всех кто был в этой мечети. за их гордое поведение.
Историки пишут что у Чигатая вначале была патологическая ненависть к исламской религии. Его раздражало как приверженцы этой религии оказывали ему везде самое ожесточенное сопротивление и мусульмане были очень свободолюбивые. Чигатай взялся решать этот вопрос физическим уничтожением. Он приказывал публично казнить ряд мусульманских деятелей. В частности, в 1228/9 году Чигатай лично присутствовал при казни почитаемого в мусульманском мире шейха Якуб Юсуфа Саккаки.
После завоевания монголами ташкентские мечети опустели. Люди боялись ходить на пятничные молитвы. Это продолжалось пока не случилось одна беда у монголов. Чигатай, преследуя до Индии непокорного хорезмийца Джалалитдина Мангуберди, тяжело заболел. Китаец — врач сопровождавший монгольского полководца оказался тут беспомощным. Окружение Чигатая видя что их хозяин угасает день за днем были вынуждены пригласить известного в исламском мире врача Маджид ад-Дина. Тому удалось спасти Чигатая от смерти. Монгол оставил погоню за хорезмийцем, взял мусульманского лекаря придворным врачом. Этот шаг был сигналом на прекращение гонения на мусульман. Жизнь в мечетях постепенно стала входить в привычное русло. Наместники — монголы тоже стали посещать мечети.В Ташкенте монголы облюбовали мечеть Себзара. С тех пор этот мечеть и называли Могул-Масжид.
Даже в самые лютые времена воинствующих безбожников, в Себзаре тайком ходили в эту мечеть.
В конце семидесятых мы с невестой решили пройти никох ( наши пожилые бабушки и дедушки были строго набожными и требовательны в этом). Почему то я решил найти самую старую мечеть, именно такие мечети думал , бывают намоленные. Друзья подсказали что в Себзаре есть такая одна мечеть Ноябрьским морозным днем мы приехали в Могол-мечеть , спрятавшийся в узких, черных от угольной пыли , закоулках старого города. Во дворе мечети старое огромное тутовое дерево «балхи».
Старик открывая скрипучее дверце во двор мечети поймал мой удивленный взгляд. Он рассказал что в голодные годины этот тутовник которому не менее семь сот лет, спасал многих в махалле.
Местные лекари веками собирали ягоды этого тутовника , тололи их и приготавливали лекарство от простуды, анемии, дизентерии.
Помню, фотограф Рустам Шагаев тогда беспощадно истратил запас фотопленки на это дерево.
Мулла завел нас в крохотное помещение, с предосторожностью задвинул пожелтевшие от времени занавески, совершил обряд венчания по мусульманским правилам.
Некоторое время спустя после свадьбы меня вызвали в Ленинский райком комсомола и исключили из своих рядов.
Наступила эпоха Независмости. Меня перевели работать в Ташкент. Тогда мы продали квартиру в Сурхандарье и купили на эти деньги мастерскую напротив этой же мечети, где пару десяток лет назад нас обвенчали.
В те годы безымянной Могол-мечети присвоили имя Имама Термези масжиди.
Мастер Амон Азиз отчеканил медные купола и установил их на минареты .
Прошло четверть века. За это время в Ташкенте отстроили грандиозные мечети. Старые мечети уходили в небытие одна за другой. Настал видимо черед и мечети на Себзаре. Снесли небольшую мечеть, семисотлетний тутовник — кормилец спаситель махалли исчез в одну из ночей.
Вырытый огромный котлован быстро обрастал металлобетонными блоками, конструкциями.
Набившие руки на современных высотках строителям ничего ни стоит в миг возвести строение любой конструкции.
Главное для строителей: сроки — оплата- сдача и уход на новые строительные площадки.
На площадке строительстве Мечети все указатели и объявления аккуратно , на русском языке.
Только сейфообразный, тяжеленный ящик у дороги расписан на узбекском : »
ПОЖЕРТВОВАНИЕ ОТВОДИТ ОТ (ПОДАЮЩЕГО) БЕДУ И ПРОДЛЕВАЕТ ЕГО ЖИЗНЬ (НА ЗЕМЛЕ)»
Такой маркетинг-ход не встретишь ни у одной мечети мира. Ни в Саудовской Аравии, ни в Израиле, ни в Египте ни в Иране и т.д.
Спрашиваю у сторожа поливающего из пожарного рукава вокруг, кто придумал этот маркетинг для мечети?
Оказывается первый небольшой ящик для пожертвования под покровом ночи унесли , видимо на память. Поставили теперь вот такой , большой. Вначале туда не бросали пожертвования.
Тогда Имам решил пойти на такой шаг — написать лозунг. И пожертвования выросли моментально в разы.
Люди явно хотят чтобы их жизнь продлевалась.
Только вот до жизни самой старой мечети и тутовника Себзара никому и дела не было .
по моему арабы называли город не «Чач»ом а «Шаш»ом, так как на арабском буквы «ч» нет
Гость[Цитировать]
Снос небольшой мечети и гибель семисотлетнего тутового дерева — сильный образ.
Но там, где начинаются отступления в область истории — большие изъяны. Относительно исторической топонимики Ташкента лучше справиться по А.Г. Малявкину и его отличному разбору китайских исторических хроник, чтобы не утыкаться вечно в слово «камень». Арабы назвали историко-культурную область Чач — аль-Шашем. Ташкент, как название города, существовал еще и до Шейбанидов, к примеру, в юаньских хрониках город уже был известен как Таши (очевидная китайская калька с Ташкента). Чагатай — второй сын Чингисхана. Относительно антагонизма Чагатая и мусульманской уммы профессор В.В. Бартольд не был столь категоричен, считая что конфликт происходил преимущественно по линии противоборства представителей других конфессий друг с другом, к примеру, туркестанских христиан и мусульман. Мусульмане входили в ближайшее окружение Чагатай-хана, нередки были и браки между влиятельными монголами и мусульманской аристократией. То, что арабские хронисты изображали монголов как гонителей ислама — вполне естественно, это было в соответствии с традицией борьбы за веру. Насколько было в этом истины — неизвестно.
Куврук[Цитировать]
Расположение многовекового дерева в святом месте не всегда гарантирует безопасность. На Мадере во время празднования Festa da Senhora do Monte двухсотлетний дуб рухнул на толпу около церкви, где участники фестиваля покупали свечи для молитв и шествия. Многие сразу отправились в рай, но десятки пострадавших испытали адовы муки.
Remark[Цитировать]
Текст несколько «корявый». Вот например:
«Город пылал , все население выделали на улочки . Кочевники собирали по отдельности рабов, женщин, детей . А стариков и старух переживали на месте обнаружения.»
Тут бы грамотному корректору поработать.
ANV[Цитировать]
как буд-то с гугла переводили))
Александр[Цитировать]
Вездесущая табличка «Посторонним вход запрещен!» и сюда прорвалась)))
Bekhzod[Цитировать]