Мечеть на Себзаре История

Турсунали Каримович:

Себзар одна из семи древнейших махаллей Ташкента. Персидское название.
Ташкент упоминается во древних, старых источниках, рукописях, книгах. Разных путешественников, историков. В хрониках и учебниках. В описаниях Ташкента часто встречается и название Себзар.
Древний город в древних китайских источниках упоминается как Ши — камень. В источниках упоминается Себзар, видимо это название существовало еще за долго до свершения арабами фатха города. Арабы называли город Чачом. Монголы — Шашом. При шейбанидах город называли Ташкентом — каменным кентом.
Арабы принесли в этот город священную религию — ислам. В городе стали возводить мечети. Одна из первых мечетей Ташкента возвели на Себзаре.

По преданиям, монгольским ордам во главе со старшим сыном Чингизхана Чагатаем (1183-1242) с огромными потерями удалось сломить сопротивление защитников Чача и в пятницу они ворвались в Ташкент.

Войдя в город они по обычаю предали город огню. Город пылал , все население выделали на улочки . Кочевники собирали по отдельности рабов, женщин, детей . А стариков и старух переживали на месте обнаружения. Детей собирали в отдельную площадь. Чигатай довольный как воины его разбирают и делятся богатой добычей , осматривал город . На коне он скакал по улицам города и удивлялся что никто из старейшин города не встречает победителей и не просит пощады. Говорят он остановился у белой мечети которая была в махалле Себзар. Тут он увидел что все старейшины города совершают тут пятничную молитву.
Чигатай был удивлен спокойствию старейшин которые как ни в чем не бывало читали молитву. Монгольский полководец был возмущен таким неуважением к себе приказал казнить всех кто был в этой мечети. за их гордое поведение.
Историки пишут что у Чигатая вначале была патологическая ненависть к исламской религии. Его раздражало как приверженцы этой религии оказывали ему везде самое ожесточенное сопротивление и мусульмане были очень свободолюбивые. Чигатай взялся решать этот вопрос физическим уничтожением. Он приказывал публично казнить ряд мусульманских деятелей. В частности, в 1228/9 году Чигатай лично присутствовал при казни почитаемого в мусульманском мире шейха Якуб Юсуфа Саккаки.
После завоевания монголами ташкентские мечети опустели. Люди боялись ходить на пятничные молитвы. Это продолжалось пока не случилось одна беда у монголов. Чигатай, преследуя до Индии непокорного хорезмийца Джалалитдина Мангуберди, тяжело заболел. Китаец — врач сопровождавший монгольского полководца оказался тут беспомощным. Окружение Чигатая видя что их хозяин угасает день за днем были вынуждены пригласить известного в исламском мире врача Маджид ад-Дина. Тому удалось спасти Чигатая от смерти. Монгол оставил погоню за хорезмийцем, взял мусульманского лекаря придворным врачом. Этот шаг был сигналом на прекращение гонения на мусульман. Жизнь в мечетях постепенно стала входить в привычное русло. Наместники — монголы тоже стали посещать мечети.В Ташкенте монголы облюбовали мечеть Себзара. С тех пор этот мечеть и называли Могул-Масжид.
Даже в самые лютые времена воинствующих безбожников, в Себзаре тайком ходили в эту мечеть.
В конце семидесятых мы с невестой решили пройти никох ( наши пожилые бабушки и дедушки были строго набожными и требовательны в этом). Почему то я решил найти самую старую мечеть, именно такие мечети думал , бывают намоленные. Друзья подсказали что в Себзаре есть такая одна мечеть Ноябрьским морозным днем мы приехали в Могол-мечеть , спрятавшийся в узких, черных от угольной пыли , закоулках старого города. Во дворе мечети старое огромное тутовое дерево «балхи».
Старик открывая скрипучее дверце во двор мечети поймал мой удивленный взгляд. Он рассказал что в голодные годины этот тутовник которому не менее семь сот лет, спасал многих в махалле.
Местные лекари веками собирали ягоды этого тутовника, тололи их и приготавливали лекарство от простуды, анемии, дизентерии.
Помню, фотограф Рустам Шагаев тогда беспощадно истратил запас фотопленки на это дерево.
Мулла завел нас в крохотное помещение, с предосторожностью задвинул пожелтевшие от времени занавески, совершил обряд венчания по мусульманским правилам.
Некоторое время спустя после свадьбы меня вызвали в Ленинский райком комсомола и исключили из своих рядов.
Наступила эпоха Независмости. Меня перевели работать в Ташкент. Тогда мы продали квартиру в Сурхандарье и купили на эти деньги мастерскую напротив этой же мечети, где пару десяток лет назад нас обвенчали.
В те годы безымянной Могол-мечети присвоили имя Имама Термези масжиди.
Мастер Амон Азиз отчеканил медные купола и установил их на минареты .
Прошло четверть века. За это время в Ташкенте отстроили грандиозные мечети. Старые мечети уходили в небытие одна за другой. Настал видимо черед и мечети на Себзаре. Снесли небольшую мечеть, семисотлетний тутовник — кормилец спаситель махалли исчез в одну из ночей.
Вырытый огромный котлован быстро обрастал металлобетонными блоками, конструкциями.
Набившие руки на современных высотках строителям ничего ни стоит в миг возвести строение любой конструкции.
Главное для строителей: сроки — оплата- сдача и уход на новые строительные площадки.
На площадке строительстве Мечети все указатели и объявления аккуратно, на русском языке.
Только сейфообразный, тяжеленный ящик у дороги расписан на узбекском:
«ПОЖЕРТВОВАНИЕ ОТВОДИТ ОТ (ПОДАЮЩЕГО) БЕДУ И ПРОДЛЕВАЕТ ЕГО ЖИЗНЬ (НА ЗЕМЛЕ)»

Такой маркетинг-ход не встретишь ни у одной мечети мира. Ни в Саудовской Аравии, ни в Израиле, ни в Египте ни в Иране и т.д.
Спрашиваю у сторожа поливающего из пожарного рукава вокруг, кто придумал этот маркетинг для мечети?
Оказывается первый небольшой ящик для пожертвования под покровом ночи унесли, видимо на память. Поставили теперь вот такой, большой. Вначале туда не бросали пожертвования.
Тогда Имам решил пойти на такой шаг — написать лозунг. И пожертвования выросли моментально в разы.
Люди явно хотят чтобы их жизнь продлевалась.
Только вот до жизни самой старой мечети и тутовника Себзара никому и дела не было.

6 комментариев

  • Фото аватара Гость:

    по моему арабы называли город не «Чач»ом а «Шаш»ом, так как на арабском буквы «ч» нет

      [Цитировать]

  • Фото аватара Куврук:

    Снос небольшой мечети и гибель семисотлетнего тутового дерева — сильный образ.
    Но там, где начинаются отступления в область истории — большие изъяны. Относительно исторической топонимики Ташкента лучше справиться по А.Г. Малявкину и его отличному разбору китайских исторических хроник, чтобы не утыкаться вечно в слово «камень». Арабы назвали историко-культурную область Чач — аль-Шашем. Ташкент, как название города, существовал еще и до Шейбанидов, к примеру, в юаньских хрониках город уже был известен как Таши (очевидная китайская калька с Ташкента). Чагатай — второй сын Чингисхана. Относительно антагонизма Чагатая и мусульманской уммы профессор В.В. Бартольд не был столь категоричен, считая что конфликт происходил преимущественно по линии противоборства представителей других конфессий друг с другом, к примеру, туркестанских христиан и мусульман. Мусульмане входили в ближайшее окружение Чагатай-хана, нередки были и браки между влиятельными монголами и мусульманской аристократией. То, что арабские хронисты изображали монголов как гонителей ислама — вполне естественно, это было в соответствии с традицией борьбы за веру. Насколько было в этом истины — неизвестно.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Remark:

    Расположение многовекового дерева в святом месте не всегда гарантирует безопасность. На Мадере во время празднования Festa da Senhora do Monte двухсотлетний дуб рухнул на толпу около церкви, где участники фестиваля покупали свечи для молитв и шествия. Многие сразу отправились в рай, но десятки пострадавших испытали адовы муки.

      [Цитировать]

  • Фото аватара ANV:

    Текст несколько «корявый». Вот например:
    «Город пылал , все население выделали на улочки . Кочевники собирали по отдельности рабов, женщин, детей . А стариков и старух переживали на месте обнаружения.»
    Тут бы грамотному корректору поработать.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Bekhzod:

    Вездесущая табличка «Посторонним вход запрещен!» и сюда прорвалась)))

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.