Узнаем ли что за мавзолей на открытке? Старые фото

Сергей Пряхин‎:

Ташкент Мечеть. Издание. М.И.Свишульского. № в серии 20.

Лидия Козлова: Очень интересно! А что это за Мечеть? Посмотрите, какой у неё портал: левый пилон и правый пилон абсолютно разные. На OLD TASHKENT написали, что это Мавзолей ЗАЙНУДДИНа БОБО, но сомнительно…

Для сравнения фото мавзолея Зайнуддина-бобо от Сергея Наследова.

 

16 комментариев

  • Semyon:

    Всё верно сказали. Мавзолей Шейха Зайнудина (XIV век)
    В 1225 году просвещенный правитель из Багдада отправил своего младшего сына Зайнутдина на северную окраину мусульманской территории, постоянно подвергаемой набегам кочевников, для утверждения, точнее, укрепления ислама. Зайнутдин поселился около Ташкента в подземной келье, прослыл праведником, считается одним из покровительствующих Ташкенту святых. Мавзолей его находится посреди древнего и действующего поныне кладбища на улице Кукча. До историков дошли сведения, что место это называлось «Холм мудрецов».
    Келья представляет собой утопленную в землю комнату со сферической крышей. На макушке крыши было отверстие. На полу кельи тоже было отверстие, смещенное от центра на некоторое расстояние. Узкий лаз ведет в подземное помещение, освещаемое лишь светом, проходящим в это отверстие в полу верхней кельи. Так вот — оказалось, что все это построено таким образом, что в полдень 22 июня свет из верхнего отверстия попадает в отверстие на полу, а через него в нижнее помещение.
    Источник где-то из интернета (не помню откуда брал)

      [Цитировать]

  • Semyon:

    Вот ещё фото

      [Цитировать]

  • Semyon:

    И попрошу, если не составит труда изменить название статьи: вместо мечети нужно писать или мавзолей или усыпальница.

      [Цитировать]

  • Semyon:

    ещё келья

      [Цитировать]

  • Semyon:

    План кельи

      [Цитировать]

  • Semyon! На мой вопрос в ФБ, что это изображено на открытке, я так и не получила ответ. Версия в OLD TASHKENT приведена без доказательств. Декор портала на открытке не совпадает с декором на известных изображениях Мавзолея Зайнуддина Бобо. Наконец, левый пилон и правый пилон неизвестного здания имеют разный декор, по размеру и форме. В комментария вы опубликовали известные фотографии известного Мавзолея… но доказательств, что всё это относится к полуразрушенному зданию на открытке -НЕТ! Вторая фотография в статье с одиноким паломником, к сожалению, перевёртыш. Могила у портала должна находиться справа от входа.
    Рассмотрим первый коллаж. В зелёном кружке нижние арочные ниши правого и левого портала. Ниша №1 более узкая и да и ниже ниши №2. Ниша №1 — полукруглая, а ниша №2 заострённая. В жёлтом кружке квадрат №3 заметно меньше квадрата №4. Далее №5 — это опять арочная ниша, а справа -№6 большой квадрат. Изображение двух порталов рядом (с красными горизонтальными линиями) доказывает, что элементы на порталах не соответствуют друг -другу по высоте и форме. Если кто-то читал о неодинаковых пилонах портала в истории Мавзолея Зайнуддина Бобо, пожалуйста, дайте ссылку. Или процитируйте.

      [Цитировать]

  • Теперь сравним декор культового здания на открытке и декор фасада существующего Мавзолея Зайнуддин Бобо. Красный цвет (левый пилон): элемент №1 и №2 — совершенно разные! №1 — квадрат. №2 — прямоугольник с фигурными углами. Зелёный цвет (правый пилон) — то же самое. Небольшой фигурный поясок над прямоугольниками — на открытке отсутствует. Его и приделать некуда. Я не стала отмечать колонны на углах здания, но видно, что эти элементы в существующем Мавзолее — мощные и толстые, а в здании на открытке — это просто скруглённые углы. Простите, если какие-то элементы названы мной неправильно. Ведь я не специалист в области истории архитектуры. В ходе ремонтов и реставраций здание может приобрести совершенно иной облик (например, Мечеть Хаджи Ахрара до и после землетрясения на рубеже 19 и 20вв.). Но сам факт существования культового здания с разными половинками портала — очень интересен. Где-то же про это написано? Коренная перестройка здания тоже должна найти отражения в литературе. Пока я только нашла, что когда-то фасад был украшен плиткой, остатки которой находят в земле. Пока же доказательств, что на открытке изображён именно Мавзолей Зайнуддина Бобо -нет!

      [Цитировать]

    • Semyon:

      А что Вы скажете по этот мавзолей? Похож?

        [Цитировать]

      • Надо сравнивать не восстановленное здание, а то, каким оно было, когда лежало в руинах. Почему-то Мавзолей на Хаст Имаме в прошлом фотографировали с тыловой части. Портала не видно. Давайте пока повесим большой ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Может быть, у «письмоташкентцев» где-нибудь дома завалялась книжка, брошюрка, изданная при САГУ советского периода, где в неважном качестве воспроизведена эта открытка. Возможно, кто-нибудь включил её в свою научную статью. Тогда всё станет ясно. Тем более — эта открытка входит в коллекцию Бориса Голендера.

          [Цитировать]

        • Уезжаю:

          А он у нас что, главный авторитет в истории города? В Узбектуризме давно говорят, что многое из того, что он рассказывает — придумано им самим. Так что грош цена даже его коллекции…

            [Цитировать]

          • Во всяком случае, Борис Анатольевич сам частица прошлого Ташкента. Та что не будем так категоричны. «Тьмы низких истин мне дороже || Нас возвышающий обман…» Что-то вы сильно разбросались чужими коллекциями!
            Нет, не главный авторитет! Но главные авторитеты не выступают на страничках интернета, а пишут свои работы в тиши кабинетов. КАкие-то интересные статьи появляются на узбекском языке. А исторические работы самостоятельно перевести невозможно.

              [Цитировать]

            • Уезжаю:

              Каждый из нас — частица прошлого. И каждый помнит то, что запомнилось. А коллекции — прекрасно знаю, как собирают их Настоящие Коллекционеры…

                [Цитировать]

        • SEMYON:

          Я просмотрел Голендера сегодня, в его видео не было этого строения. Если можно расскажите про книжку подробнее (название и год выпуска), мне очень хотелось бы её пролистать ….

            [Цитировать]

          • 1.В интернете это изображение появилось а Art and Fact Gallery. https://www.facebook.com/bunkeruz/photos/a.551688508184930.1073741825.110969685590150/1515060028514435/?type=3&theater «Мавзолей Зайнаддина бобо. Ташкент»- подпись. В этом случае нижнее поле открытки отсутствовало.
            2.Сергей Пряхин опубликовал это же изображение, но в виде открытки с нижним полем и оригинальной подписью.

            3. ПРИНОШУ ИЗВИНЕНИЯ страничке OLD TASHKENT они тут не при чём. Это моя ОШИБКА!

            4. http://art-blog.uz/archives/17934 По ссылке публикация о выставке открыток из собрания Голендера в Самарканде, в в 2015г. На фото ташкентского стенда есть именно эта открытка. Я её скопировала для себя. Качество моей работы ужасное!
            5. Мне бы тоже хотелось полистать эту мифическую книжку неизвестного содержания!!! Это мои предположения о возможном существовании подобной книжки с такой иллюстрацией!!!! Ведь, если фотография имеет отношение к Ташкенту, она должна была фигурировать где-то и когда-то в серьёзных источниках. А уж если это всё-таки Мавзолей Зайнуддина Бобо, то непременно должна быть включена в иконографию этого памятника архитектуры. По этому следу я пошла бы, если бы мне было 20 лет и если бы я жила в славном городе Ташкенте.
            PS. Пока нет весомых доказательств, хотя бы словесных, мне кажется, нельзя утверждать, что это то-то и то-то. Предполагать можно, утверждать -нельзя.

              [Цитировать]

  • SEMYON:

    Пока можно точно сказать, что это не мечеть, а мавзолей, так расположен на пустыре (скорее всего кладбище). Больших мавзолеев в ташкенте было мало.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.