Шашмаком: «унылая» музыка, покорившая и мусульман, и иудеев История


Эту своеобразную музыку во все времена одинаково обожали мусульмане и иудеи. Когда-то исполнять ее было можно только во дворцах правителей, а вот в советские времена ее пытались уничтожить. Но ничего не получилось: вокально-инструментальную музыку шашмаком теперь играют в Карнеги-холле, а в 2003 году она вошла в список шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В нашем регионе шашмаком можно встретить только в двух странах – в Таджикистане и Узбекистане. «Открытая Азия онлайн» расскажет историю этого удивительного искусства.

Для начала, посмотрите и обязательно послушайте видео недавнего душанбинского концерта шашмакома, который подготовили наши партнеры из медиа-группы «Азия Плюс». Если вы хотя бы раз бывали в Таджикистане или Узбекистане, вы его узнаете.

Эта музыка кажется грустной и, возможно, заунывной, хотя большинство ее исполнителей поют о великой любви – о той, какой ее понимали суфии. Это когда, воспевая красоту, например, женщины, поэт-суфий все же обращался к богу. Стихотворной основой вокальных частей шашмакома являются произведения классиков таджикско-персидской поэзии Хафиза, Саади, Джами; музыкальное сопровождение – танбуры, дутары, дойры. 

– Шашмаком в дословном переводе – это шесть макомов или ладов. Макомом называется многочастевая вокально-инструментальная сюита. Структура макома делится на инструментальную и вокальную, – рассказывает музыкальный руководитель государственного ансамбля шашмакома им. Шахобова при Комитете по телевидению и радиовещанию Таджикистана Джамшед Эргашев. – Сначала она развивалась на 12 макомах; в шести – эта музыка впервые описана в научных трактатах начала XVIII века, она была сформирована в Бухаре.

Еврейско-бухарский ансамбль «Наво».

Эргашев объясняет, что макомная музыка существует не только в Таджикистане и Узбекистане – ее играют в Иране, Азербайджане, Сирии, Турции и даже в Индии. Но именно шашмаком имеет сформированную научную систему. 

– Что это значит? Например, если говорить об Иране и Азербайджане (слова их исполнителей я понимаю), они могут в макоме повторять строчки одних и тех же газелей, импровизировать. В шашмакоме это недопустимо – в каждом макоме исполнитель использует 25-30 газелей и один лад. Таким образом, песня длится от одного до почти полутора часов.

Как шашмакомисты едва не попали в тюрьму 

Музыка шашмаком и сейчас не для всех. Истинные ценители этого искусства должны, как минимум, разбираться в высокой поэзии. Для шашмакома это традиционно – например, в XIX — начале XX веков ее играли исключительно во дворцах бухарских правителей.

– Знаменитый придворный певец двух последних бухарских эмиров – Леви Бабаханов (Левича, 1873 – 1926 годы, – прим. ОА) был любимцем Алимхана, – рассказывает Эргашев. – Он исполнял шашмаком исключительно во дворце эмира. Но однажды спел в узком кругу своих друзей, эмиру об этой дерзости доложили, и он приказал поймать Леви и казнить его. Артисту пришлось пуститься в бега. Он скрывался то ли 8 месяцев, то ли 2 года – в источниках называются разные сроки. Но, в конце концов, эмир соскучился по своему любимцу и отменил указ. Леви вернулся во дворец и продолжил играть, но ему строго настрого приказали больше не выступать перед обычными людьми. 

Принадлежность к категории элитарной музыки в XX веке сыграли с шашмакомом злую шутку: с приходом в регион большевиков это искусство оказалось в опале, как «не соответствующее нуждам народа».

– Сын Садриддина Айни – Камол – рассказывал мне такую историю: Садриддин Айни был большим поклонником шашмакома. Однажды он оказался в Ташкенте за одним столом с высокопоставленными чиновниками и услышал разговор о том, что исполнителей шашмакома, которые до сих пор живут и работают в Самарканде и Бухаре, собираются арестовать и отправить в тюрьму. Тогда он обратился к своим родственникам, которые занимали посты в правительстве советского Узбекистана с просьбой отправить троих выдающихся шашмакомистов – Бобокула Файзуллоева, Шохназара Сохибова и Фазлиддина Шахобова – в Душанбе. В столице тогда шашмакома не было; в Гиссаре был, в Худжанде – тоже, а Душанбе был слишком молодым. Айни не отказали, музыкантов вывезли из Узбекистана. Здесь шашмакомистов поддержал и академик Бободжон Гафуров (автор книги «Таджики», 1-й секретарь ЦК Компартии Таджикистана, – прим. ОА), и эта великая троица положила основу для развития шашмакома в новой столице Таджикистана, – рассказывает Эргашев. 

В Таджикистане уже 17 лет празднуют День шашмакома

В советские времена в Таджикистане шашмакому уделяли достаточно серьезное внимание. Например, в 60-е годы в республике была закончена работа над пятитомным изданием, посвященным этому искусству. В нем ученые-музыковеды собрали всю научную информацию, описали классические традиции исполнения. Артистов в стране хватало, их знали, любили и слушали.
 
С обретением независимости практически ничего не изменилось – о шашмакоме стали говорить даже чаще. Например, в 2000 году учредили День шашмакома. Тогда Эмомали Рахмон подписал указ «О дальнейшем развитии жанра шашмаком в Таджикистане» и объявил 12 мая Днем этой музыки. 

Шашмакомисты в Бухаре.

– Шашмаком – это наш мир, наш язык, наша культура и наша сущность. Если бессмертное творение Фирдоуси «Шахнаме» – вершина творчества в мире поэзии, то вершиной творчества в мире музыки является шашмаком, – объяснял тогда свое решение президент Таджикистана.

В 2002 году народный артист Таджикистана, профессиональный знаток шашмакома Абдували Абдурашидов открыл в республике академию макома, собрал лучших выпускников местных консерваторий. Всего на учебу попали восемь аспирантов. Одним из них стал и Эргашев.

– Несмотря на то, что в нашей стране были отличные исполнители шашмакома, и эта музыка была достаточно развита, об исконных традициях искусства мы, к сожалению, забыли, – объясняет Эргашев.

Абдурашидов решил воспитать в академии мастеров, которые восстановили бы утраченные традиции шашмакома. Во-первых, этому жанру необходимо было вернуть циклическую манеру исполнения.

– То есть, один маком – это песня из 25-30 газелей, которая по времени растягивается до полутора часов. 70 лет мы использовали только части одного макома, теперь вернулись к традиционному исполнению, – говорит Эргашев. 

Во-вторых, в академии решили восстановить прежнюю систему обучения. 

– Это принцип «устод-шогирд» (мастер-ученик), на протяжении многих столетий эта система обучения обеспечивала преемственность базовых знаний. В советское время она была во многом разрушена, – говорит Эргашев. 

В-третьих, традиция классического шашмакома заключалась в том, что исполнитель – это и певец, и музыкант в одном лице; в последние годы большинство артистов уже не выступали в двух этих ипостасях сразу.
 
Кроме того, слушатели академии учились навыкам стихосочетания.

– Потому что у каждого стихотворения есть своя ритмика, и нужно ее учитывать, накладывая на музыку. Это целая наука, которой, к сожалению, перестали пользоваться. Наша академия ее вернула. И сделала очень полезное дело, особенно с учетом того, что Эмомали Рахмон поручил сочинять новые макомы на современную поэзию. В этом деле без навыков стихосложения не обойтись, – поясняет Эргашев. 

Кстати, выпускники этой академии вместе со своим руководителем в 2016 году выпустили новое издание в шести томах, посвященное шашмакому, работа над которым заняла у них 8 лет. 

Как шашмаком стал популярным в Америке

Сейчас он популярен не только в Таджикистане и Узбекистане, его с успехом продвигают и в Америке. Кто? Бухарские евреи! Представители этой диаспоры в энциклопедиях и справочниках значатся, как основные носители шашмакома; большая часть легендарных исполнителей этого жанра и в Таджикистане, и в Узбекистане – это бухарские евреи. Да, и сам знаменитый Левича – еврей по национальности. 

Их отъезд из стран Центральной Азии на любви к шашмакому никак не отразился. Напротив, это искусство они стали активно распространять в Штатах и в других западных странах. В Нью-Йорке сейчас работает школа шашмакомистов, постоянно проводятся концерты этой музыки. А в 2012 году Конгресс бухарских евреев США и Канады организовал первый фестиваль Shashmaqam Forever, который прошел в Карнеги-холле; в 2013 – второй, в конце 2016-го в Нью-Йорке провели этот фестиваль уже в третий раз. На такие мероприятия традиционно приглашают артистов из Таджикистана и Узбекистана, а когда концерты этой музыки проходят в странах ЦА, к нам приезжают шашмакомисты из Америки. У этой музыки, поистине, нет границ.

На главном фото: заслуженный артист республики Узбекистан Нишонжон Атамурадов и ансамбль «Мавриги». Источник: «Новости Узбекистана»
Другие снимки: концерт шашмакома в Душанбе. Источник: Asia-Plus

Автор: Марина Михтаева
Источник.

2 комментария

  • Bekhzod:

    Ничего про развитие «Шашмакома» в Узбекистане, про Юнуса Раджаби, который перевел «Шашмаком» на ноты, про Ансамбль макома им. Ю.Раджаби при НТРК Узбекистана, про великих макомистов нашей страны.

      [Цитировать]

    • Гость:

      «В 1923 году в Бухаре Успенским сделана первая запись шашмакома (партия танбура и усули). «Шашмаком» был опубликован в 1924 году».

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.