Полвека прошло с того времени, когда в марте 1967 года вышел из печати 3 номер журнала «Звезда Востока» – «Писатели России – Ташкенту», который раскупался читателями мгновенно Искусство История
Б. Бабаев
Теперь это библиографическая редкость, номер очень трудно найти, он был немедленно изъят из всех киосков и не доставлен подписчикам. В нем были напечатаны, – наряду с отличной прозой и поэзией российских авторов, статьями и воспоминаниями, другими материалами, присланными Константином Симоновым, Львом Кассилем, Робертом Рождественским, Расулом Гамзатовым, Риммой Казаковой и другими корифеями советской литературы того времени, – как замечает один из бывших сотрудников журнала, «золотые самородки» запрещенных авторов. Это была чудом сохранившаяся глава из уничтоженного романа Бабеля «Великая криница», стихи запрещенного в ту пору Осипа Мандельштама, с трудом пробивающая себе дорогу проза Платонова, пьеса Булгакова «Зойкина квартира», поэзия Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы. Многие из них тогда официальной критикой назывались антисоветчиками…
Великий Евгений Евтушенко, с которым прощается в эти дни весь литературный мир, в предисловии к присланным для этого номера своим стихам писал:
«Ташкентцам.
Замечательно, как мы научились быть героями в борьбе со стихией, даже не замечая подчас сами нашего героизма. Если бы, исходя из этого опыта, мы научились бороться с отвратительной стихией фальши, лицемерия, корыстолюбия, трусости, если бы мы научились бороться с самими собой!».
В этом комплекте были такие его прекрасные стихотворения, как «Баллада о совершенстве», «Баллада о смертнике», «Белое и черное», «Баллада о бочке». Невероятно интересен рассказ Якова Кумка «Михоэлс», посвященный жизни и творческой деятельности великого русского режиссера, главы из неоконченного романа в четырех книгах Всеволода Иванова «Сокровища Александра Македонского», пьеса Андрея Платонова «Голос отца» и иные поистине уникальные сочинения российских авторов. Среди других обращает на себя внимание стихотворение Людмилы Татьяничевой «Нулевая отметка», отправленное в Ташкент из Челябинска 31 июля 1966 года. И при этом она пишет в редакцию «Звезды Востока» следующее небольшое письмо: «Посылаю новые стихи. Если они будут приняты и опубликованы, то прошу мой авторский гонорар перевести на счет 170064 в пользу жителей Ташкента, пострадавших от землетрясения. Трагедия, которую вы пережили, глубокой болью отозвалась в каждом сердце».
А теперь ее проникновенные строки:
НУЛЕВАЯ ОТМЕТКА
Из всех дорог, что встретятся в пути, всего трудней нам первую пройти, начав ее с отметки нулевой, где каждый промах и успех – впервой! И первый бой, И первая любовь, И тяжесть первых выстраданных слов. Отметка та, что сам ты начертал, в твоей судьбе – начало всех начал. Она – начало всех твоих вершин, дорог, что в путь сливаются один!
Через год после разрушительного ташкентского землетрясения 26 апреля 1966 года, город еще лежал в руинах. Нужны были огромные средства для его восстановления и дальнейшего развития. И эта поистине титаническая работа разворачивалась во все больших масштабах, в Ташкент для его возрождения приезжали строительные отряды из всех, как тогда называли, братских союзных республик. Большими партиями приходили самые необходимые строительные и другие материалы. Ш.Р. Рашидов, руководитель республики того времени, предпринимал для этого очень большие усилия, можно сказать, с полной нагрузкой работал весь партийно-хозяйственный аппарат. Ташкент и ташкентцы переживали очень трудные дни.
И именно в этот период у главного редактора литературно-художественного и общественно-политического журнала Союза писателей Узбекистана «Звезда Востока» Вячеслава Костыри появилась идея сделать мартовский номер безгонорарным, за счет литературных пожертвований российских писателей. И эти средства передавались в фонд восстановления Ташкента. Тут, как говорится, сказано–сделано. И как писала одна из газет: «Карусель завертелась нешуточная – Костыря мыслил в правильном направлении. «Писатели России – жертвам ташкентского землетрясения» – лучшего пропагандистского лозунга на тему братской солидарности советских народов трудно было придумать. Об инициативе сотрудников «Звезды Востока» заговорили печать, телевидение и радио. Почтальон приносил и сваливал ежедневно на стол ответственного секретаря увесистые бандероли.
Журнал вышел с предисловием Шарафа Рашидова. В нем он, в частности, писал: «Прошел всего год – и посмотрите, какая гигантская работа сделана! Со дня на день все зримее, все отчетливее становится облик нового, будущего Ташкента – поистине города-красавица! Все новые и новые этажи поднимаются в солнечную синеву ташкентского неба. И естественно, что и древние поговорки «надстраиваются». Теперь говорят:
«Мир улыбнется – солнца свет,
Мир пальцем шевельнет – новый Ташкент!»
А Виктор Шкловский, Константин Паустовский и Вениамин Каверин в письме, направленном в этот «крамольный» номер «Звезды Востока», написали очень коротко и ясно: «Мужеством и работой ташкентцев должно гордиться человечество». К этому добавим, что жизнь журнала в наши дни успешно продолжается и его коллектив старается продолжать лучшие традиции своих предшественников.
БОРИС БАБАЕВ,
Kultura.uz
Там Булгакова не «Зойкина квартира» а «Записки на манжетах.»
Тяпа[Цитировать]