Доля Доли. “Он целовал босые ноги слова” Искусство Ташкентцы
Пишет в Фейсбуке Сергей Гордин.
Давно мы с вами не переписывались, тополек мой в красной косыночке.
Лет двадцать назад на кладбище Катартал, осенью, хоронили очень хорошего человека.
Чуть в стороне играл, разрывая душу, одинокий музыкант, с горечью и горестью стояли вокруг родные, друзья, ташкентские поэты и барды, а листья падали сухими ладошками, зачерпывая в воздух.
Что за инструмент был у одинокого музыканта? Мелодию помню, а инструмент нет.
Чей голос звучал чуть сзади, за голосами живых?
Когда-то Пастернак о таком же мгновении произнес волшебное:
«Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, не тронутый распадом».
От нас уходил «в глухонемые объятия смерти» единственный узбекский поэт, включенный в Антологию русской поэзии 20 века. Который оживает каждый миг и по сей день там, где трогают струны гитар наши соотечественники.
Семнадцать лет прошло! А ведь до сих пор поют, читают!
Поэт жив, в отличии от обычных людей, до тех пор, пока чьи-то губы произносят его строки.
Вы, возможно, догадались о ком я?
Если пока нет, то для памяти, одно его стихотворение из « Эстонских стансов»:
Матерь божья не поможет. Все останется как прежде. Часом раньше, часом позже Не сбываются надежды. Корабли уходят в гавань, Паруса свернув поспешно. Очень жаль, что в чем-то главном Не сбываются надежды. Кто из нас себя не тратил, Не блевал в канаве сточной? Очень жаль, что Божья Матерь Так чиста и непорочна. Нас не ждут с молитвой в храме, За целковый понемногу Мы к кресту гвоздями сами Приколачиваем Бога...
Ну, да, конечно, Рудольф Яковлевич Баринский поэт, которого мне выпало счастье, называть Доля…
Сегодня его день рождения. 19 февраля. А в дни рождения поэты, как известно, возвращаются.
А настоящим и не нужно возвращаться – они и так в нашем сердце.
Странно как-то получается, тополечек мой в красной косыночке, что требуют от нас, любителей поэзии преданной, безоговорочной и нетерпимой любви к какому-то одному поэту. Обязательно должны мы не любить Евтушенко, если любим Бродского и так далее.
Никогда этого не понимал. Ведь они все – наши. Через каждого из них вещает время.
А мы, я думаю, любим и наслаждаемся каждым. Не осуждая, не оговаривая, а просто перебирая в памяти строки.
Страсти и выяснения отношений давно остыли – осталось слово, то самое жемчужное, главное. Самовитое, — как говорил Велимир Хлебников, — слово.
Часто жалел, что познакомившись в ранней юности, с Баринским, не пересекся с его, как тогда казалось, альтер-эго Александром Файнбергом.
Сложные у них были отношения. Файнберг, как замечательно сказал о нем Саша Фитц – самый ташкентский из ташкентских поэтов. Баринский – первый раз приехал в войну из Харькова, а потом уже юношей осел в Ташкенте.
Да-да из того самого Харькова, где лоб в лоб пересекался с подростком, а заодно и подранком Савенко, который еще не стал Эдуардом Лимоновым, да-да, он ходил в кружок, где глуховатым голосом читал чужие стихи и произносил свои Борис Чичибабин, но вернулся, как возвращаются к первой любви, в Ташкент.
Я знаком с ними через одно рукопожатие! Через Долю!
Большие поэты удивительным образом преодолевают время. Пусть остается в их стихах его флер, но они всегда больше дней, в которых жили.
А время советское совсем не было плоским и примитивным, каким его пытаются представить. Почти все умели читать между строк, говорить эзоповым языком, большинство искренне верило в страну, в будущее.
Не срослось.
Но недооценивать не нужно.
В сознании они у меня вместе – Александр Файнберг и Рудольф Баренский.
Потому как, пользуясь мыслью Андрея Вознесенского, в издательствах у нас работали редактора с безупречным вкусом. Они, с причмокиванием, находили лучшую строку, восторгались ее … и вырезали. ( в «Озе» у него, кажется эта мысль была). У Александра Файнберга было в советское время немало книжек, но, да простит меня Бог, это был не настоящий полнокровный – живой, щемящий, умный Файнберг.
Издаваться в советское время означало жертвовать.
Вот Рудольфа Баринского вообще не издали.
Настоящий Александр Файнберг, как и положено настоящему, был в подполье. И стихи его лучшие звучали именно там, для друзей и близких, для случайных. На официальном уровне он был причесан и приглажен.
Зато с каким наслаждением я его прочитал потом. Как радостно было это открытие. И, как здорово, что прочитал, поздно, потому что не попасть под обаяние и влияние этого человека было попросту невозможно.
Щемяще умная Лейла Шахназарова, у которой в самой светлой улыбке всегда грустинка ума, посоветовала прочитать статью о Александре Файнберге Семёна Новопрудского
Конечно нашел, прочел, и задумался почему она говорит, что это лучшее? Потом понял – дело в заглавии «Гений места».
Александр Аркадьевич наш ташкентский до мозга костей, причем ташкентец такой послевоенной плеяды, наш шестидесятник что ли. Трудно представить, что он будет писать «Эстонские стансы», про Первушку – пожалуйста, про Сельмаш – ради бога, про чайхану, казан, дастархан – сколько хочешь. Ярко, сочно, выпукло. И про Афганистан горько и честно.
И обаяние, обаяние, обаяние. Все, кто по жизни соприкасался с ним, попали под влияние харизмы. Даже такой мощный человек и поэт, как Михаил Гар. Да и в воспоминаниях его Файнберг — живой.
Александр Аркадьевич любил Ташкент, и ташкентцы воздают ему за это сторицей.
А Рудольф Баринский до конца дней мечтал уехать.
Последние слова у могилы Эллы Михайловны – «Вот твое ПМЖ».
Поэт ведь не внешнее и, якобы понятное составляющее в виде ритмов, размеров, рифм.
Поэт прежде всего мировозрение.
Можно научиться технике, что блестяще демонстрируют нам всякие семинары, но до мировоззрение нужно …
Я не знаю, что для этого нужно. Может, просто таким родиться.
Рудольф Баринский не давил. Он знал наизусть всего Евгения Онегина и гордился, что у него не было нормального полного образования. ( Как у Бродского.) Гордился тем, что руки росли из того места, которое нужно и умел слесарить. Но главное – он не был образованщиной. Молодежь не застала время, когда престижность дома определялась не евроремонтом, а библиотекой. Он все свои книги прочел, знал наизусть. Их ему присылали многочисленные друзья – из Питера, МВосквы, пресловутой Загранки.
Был в библиотеке знаменитый рукописный сборник Виктора Сосноры – последней поэтической любви Лили Брик, помнится «Слово о полку Игореве».
Это сейчас Соснора подзабыт, как подзабыто многое на свете, но тогда его знаменитую Алкоголиаду знала все страна. Интеллигентная сторона страны точно.
Вы, может быть, помните, тополек мой в красной косыночке, эти, как бы сейчас сказали культовые, строки –
От восхода до заката, От заката до восхода, Пьют мускаты музыканты Из гнусавого фагота… … Лишь пропойцы Пьют нарзаны С баклажаном Сизо-синим.
И надпись на машинописи была – «Вы — настоящий поэт».
Получить такую характеристику от Виктора Сосноры было очень серьезно.
А ведь поэт прежде всего харизма. Ни одного слова можно не прочесть, ни одного сборника не выпустить, а люди, на человека глядючи, говорят – Поэт.
Или художник.
Это, как тень, как знак.
Анна Андреевна Ахматова говорила, что большого поэта делают пять стихотворений.
С тех прошло много лет, и, жизнь показала, что часто достаточно одного, чтобы остаться в языке – «Жди меня» Константина Симонова, «Мой товарищ в смертельной агонии» Иона Дегена, «Товарищ Сталин, вы большой ученый» Юза Алешковского – тут даже речи не идет о технике, силлабо-тонике пресловутой – это волшебным образом осуществившееся чудо.
У многих написаны и изданы тома, а в них ни одного чудного, явленного, стихотворения в котором понимаешь, что такое Дар, как Откровение.
Да и у большинства, чтящих себя по этому цеху нет. Какая там добыча радия? Реже!
У единственных Богом, как говорится, клюнутых.
Рудольф Баринский. «Из Иегуды Галеви»
Я не люблю кастильской розы куст, Хотя весной его цветенье дивно, Но розовая алчность этих уст Под старость лет душе моей противна. Не возбудит волнения в крови Его цветенье под кастильским небом. Я не был верноподданным любви, Рабом желаний собственных я не был. Себе ни разу в жизни не солгал, Я целовал босые ноги слова. Я жил, я мыслил, я существовал Под неусыпным оком Иеговы. Мне было страшно - я хранил свой крик. Мне было больно - я не падал духом. Я б лучше вырвал грешный свой язык, Чем стон ловить свой почерневшим слухом. И если правда есть, то видит бог, Мне низость не служила одеяньем. Родившийся в изгнании мой слог Ни разу не просил о подаяньи. Мне не грозит богатство. Дом мой пуст. Разграблен храм, как будто бог в нем не был. Я не люблю кастильской розы куст Под чужеземным мне испанским небом.
Потрясающее стихотворение. Но даже одной строки бы хватило, чтобы остаться в языке навечно…
«Я целовал босые ноги слова».
Я знал человека, который «целовал босые ноги слова», и который тоже был поцелован словом. Мой старший друг Рудольф Баринский. Эх, обнял бы, к плечу прижал, заплакал.
Разве может быть большее счастье? Мой тополечек в красной косыночке, разве может?
PS В прошлом году наконец-то вышла книга Рудольф Баринский «Избраное». Силами сына его, Сергея. Ооо «Вимбо».
Адрес www.vimbo.ru
info@vimbo.ru
а вот статья Тамары Сологуб-Кримонт
И, если не нагло, то и мое давнее стихотворение ПМЖ
П М Ж. ФОТОГРАФИЯ. ДОЛЯ.
БАРИНСКИЙ.
Я помню его седым, А он совсем вороной, Я помню его другим, А он еще молодой. По жизни, не по стихам Сноб, фанфарон, поэт, Много осталось чего, Да жаль, что его уж нет. Глаз его со слезой, Голоса с хрипотцой, А в памяти все равно Он у меня живой. Гляди-ка и – постарел, Словно еще пожил, Я помню его седым, Таким он ведь стал, Не был. А может быть, Старше я? Умней, и, наверно, Злей, А он живет на земле И старится средь аллей. И что-то свое говорит, Занудисто иногда, Все реже она теперь – Обычная доброта. Все как-то с оттяжкой, В мах, Все как-то коленом в пах, Все чаще среди людей Сидит, наклонившись, страх. Не сталинский, а другой Наполненный пустотой, Как будто залило мир Какой-то мертвой водой. А я все пишу стихи. Вода она всё вода, Уйдет в подземную сушь И будет еще весна. И будут ребята петь, С гитарами на плечах, Их вечные праотцы В чимганских царить ночах. В брезентовых рюкзаках, Тушенка есть про запас, И с песнями про любовь В этих самых горах. И было тебе тогда Совсем немного, чуть-чуть, Ты мог бы еще не раз Заливисто прихвастнуть И мог бы еще пожить, И должен бы был, да вот… Не мы ожидаем смерть, Она нас, косая, ждет. И я вот смотрю-смотрю… Ведь ты для меня – родной, А думал ведь, что - седой, А ты – гляди – вороной. Седею уж верно я, Да что поделаешь – жизнь, И катятся облака, Слегка забираясь ввысь. Они забирают ввысь, А я собираюсь вниз, Да только пишу стихи Про эту самую жизнь. А кто-то стоит в дверях, Глаза его со слезой… И машет – побудь пока… прижав эту дрянь с косой.
Необыкновенный очерк! Искренний и грустный.
Арча[Цитировать]