Солнечная печь Узбекистана Разное
Дорогие друзья! Ниже – часть недавнего интервью, взятого мной у известного человека, академика, директора многих прекрасных институтов, сделавшего огромное количество полезных вещей в российской науке и сопутствующих прикладных направлениях. О нем готовится большая хорошая книга, и до ее выхода из печати называть имя академика не вполне корректно. Пусть будет интрига! Думаю, этот фрагмент обнадеживающе звучит для каждого ташкентца. Поэтому я, расшифровывая сегодня интервью, выделила этот кусок, отредактировала его и послала ЕС. Ваша баба Маня (М. Якубович-Чиргадзе)
Из моего раннего периода на физфаке были важны две вещи. Первая – то, что один из друзей и коллег по спорту, Игорь Баум, привел меня в лабораторию ядерно-магнитного резонанса к Олегу Петровичу Ревокатову и я там мотал магнит, как вам уже рассказывал. Отец Игоря, Валентин Алексеевич, был энергетиком, заместителем директора Энергетического института имени Кржижановского Академии наук СССР, вице-президентом Туркменской академии наук. Он был организатором НПО «Солнце» в Туркмении – первой организации, которая целенаправленно занималась исследованием возможностей солнечной энергетики.
Это было очень давно. Он долгие годы был и экспертом ЮНЕСКО по солнечной энергетике, и одним из авторов строительства первой солнечной печи, которая до сих пор жива под Ташкентом.
Она не только жива, но и вовсю работает. Еще Сергей Павлович Королёв на нее деньги давал. Я только что был там – полгода назад. Специально поехал туда в горы. Посмотреть – врут небось узбеки! Нет. Только что пыль сдувают. Но все работает, стучит, компьютеры старые, но шевелят исправно этими зеркалами-лопухами. Все нормально. Крупнейшая в мире солнечная гелиопечь!! Три гектара зеркал, каждое следит за солнцем, парабола-цилиндр, управляется.
Вы знаете, что я с давних времен болел идеей сделать лазеры с солнечной накачкой. Так мои коллеги, старые друзья в Ташкенте, сделали! На этой печи. Он сгорел, правда, быстро. На какие-то западные гранты сделали, кстати. И вот я сейчас подписал с Ташкентом соглашение с тем, чтобы эту тематику продлить уже через наши совместные гранты с РФФИ. Если удастся.
Вы говорите, ощущение, что там все похоронили? Нееет, ну что вы!
(Фото отсюда. ЕС)
Знаете радость даже какая то за свой родной Узбекистан. Пусть потеряно много, но ТАКИЕ вещи остались и РАБОТАЮТ!
Roman.[Цитировать]
много сил , приложил к постройке этого обьекта ГИЯС ЯКУБОВИЧ ЯКУБОВ ! Руководитель гелио отдела ФТИ Ан Уз ССР .
шамиль[Цитировать]
Гияс Якубович УМАРОВ, а не Якубов
Андрей Садыков[Цитировать]
Гияс Умаров…
Зухра[Цитировать]
От себя добавлю: РФФИ, Российский фонд фундаментальных исследований, присоединивший недавно другой государственный грантовый фонд — РГНФ, Российский государственный фонд гуманитарных исследований — мощнейшая организация, при некоторых неизбежных косяках дающая многим и многим ученым возможность проводить исследования. Поэтому очень надеюсь на это сотрудничество.
mashikyacu[Цитировать]
простите , за давностью лет ,перепутал фамилию ! спасибо за поправку !!!!!!в 82 г ушел от гелио отдела … …
шамиль[Цитировать]
Объект «Солнце» в селе Паркент.
edisit[Цитировать]
Как Королев мог дать деньги, когда его не стало в 60е, а установка строилась в 80е..
Зухра[Цитировать]
В 1968 году мы были на экскурсии в институте электроники. В конце экскурсии нам показали первую солнечную печь и продемонстрировали её в работе. У нас на глазах, в маленьком тигле, расплавили кусочек из стали за несколько минут. Думаю, что именно на эту солнечную печь и выделял С. П. Королёв денежные средства. Так думаю потому, что с общей тематикой института электроники, эта небольшая солнечная печь, совершенно никак не увязывалась. Вот такие мои сообщения. Позже, рядом с институтом электроники был построен и соответствующий профильный институт.
Константин ташкентский[Цитировать]