Мечеть на Чакаре Фото
Введён тег «Чакар», объединяющий статьи о нём. Внешние публикации: в ЖЖ kashnich, в Shosh.uz на узбекском языке про мечеть.
Фотографии Павла Кравца 2012 года:
Далее фотографии Анвара Ходжиниязова 2012 года. Мечеть Караташ у могилы Азлар Эшона, где произрастает одна из самых старых чинар Ташкента, которая по преданию кровоточит один раз в год.
Оказывается есть много уникальных достопримечательностей, про которые мы многое еще и не слышали. Не то что видеть. Но в таком состоянии к ним туристов пускать нельзя. Надобно в подобающий вид привести.
над[Цитировать]
Вот название мечетей построенные во времена царской России и сохранившиеся до наших дней:
Мечеть Иброгимбая и Орифжонбая Год постройки: 1886 г.
Мечеть «Мугул куча» Год постройки: 1876 г
Мечеть Тухтабай Жоме Год постройки: 1908 г.
Мечеть Султан Ходжи Год постройки: 1890 г.
Мечеть Эшонгузар Год постройки: 1870-е г.
Мечеть «Новза» Год постройки: предположительно
конец XIX в.
Мечеть Чупонота Год постройки: конец XIX в. начало XX в.
Мечеть Яхё Кори Год достройки : 1860-е гг.
Мечеть Иброгимбая и ОрифжонбаяГод постройки: 1886 г.
Есть и более поздние, но пока не дошёл до них…
пока одну укажу Мечеть Исматилло Ходжа Год постройки: 1863 г.
Semyon[Цитировать]
вот её старое фото, минарет разрушен
Semyon[Цитировать]
Поясните, пожалуйста, которая Мечеть изображена на этой открытке?
lvt[Цитировать]
ой ошибся минарет сохранился http://masjid.uz/toshkent-v/toshkent-sh/shayhontohur-tumani/253-baland.html , но тогда получается, что мечеть которая в статье описывается не Баланд, а Кок масжид.
Semyon[Цитировать]
вот обозначения
Semyon[Цитировать]
Если вы имеете ввиду статью на узбекском языке по ссылке http://shosh.uz/azizlarhon-eshon-masjidi/ , то это Мечеть Азизлархан Ишан (Азизлархон эшон). Так её называет автор — Султонов Уктамбек Абдулганиевич, тарих фанлари номзоди. Она расположена на ул.Яланкар, в тупике Чинар. Из фотографий на этой странице, как мне кажется, это фотографии Анвара Ходжиниязова 2012 года
№3 и №5. Интерьер №4 под вопросом. Её нет ни в одно списке, потому что она не действует. К Мечети Баланд отношения не имеет. Не знаю, можно ли называть её Мечеть Караташ? На карте это маленький купол в красном кружке.
lvt[Цитировать]
Нет, я имел в виду эту статью, на этой странице. Так получается в этом районе 3 мечети находится? 1. Баланд 2. Кок 3. Азизлархан Ишан.? Я работаю прямо напротив этого района, и когда прохожу мимо вижу вполне отреставрированный купол коричневого цвета. Он же виден на спутниковом снимке. Если взялись за реставрацию мечети после 2012 года, то вполне возможно, что на карте (плане), которой я представил под № 9, именно, та самая мечеть, изображённая на фотографиях. На спутниковом снимке, сделанном в 2010 году, видно, что мечеть на то время была заброшена (даже нет купала). Скорее всего из фотографий видно, что на 2012 год купол уже частично отреставрировали. На сайт http://masjid.uz/ она скорее всего не попала, так как не функционирует и находится на реставрации.
Semyon[Цитировать]
Вот, что написано про эту местность в Энциклопедии Ташкента 2009 года:
Semyon[Цитировать]
№1 и №4 — это один и тот же интерьер, но сделан в разное время. №1 — так светло от того, что Купола ещё нет. Мечеть на Чакаре горела. (Подсмотрела в ФБ разговор знатоков)
lvt[Цитировать]
Судя по карте 1890 года мечеть Кара-Таш № 49 находилась примерно на месте улицы Фуркат или же предприятия «Ташиссиккувати» А вот здание изображённое на фото располагалось на месте кладбища Шаваль №50. Так же видно на карте объекты без названий.
Semyon[Цитировать]
вот обозначения
Semyon[Цитировать]
Очень интересен снимок с карты 2009г. без купола. Как Вам это удалось? В остальном — увы! Мои хилые познания района Чакар и возможности осилить искусствоведческую статью на узбекском языке истощились. Спасибо! Было очень интересно.
lvt[Цитировать]
Не за что. Карта у меня 2010 года, сохранённая копия и я её специально не обновляю (офлайн версия). Но в любом случае мечеть это или мавзолей (мечети такой архитектуры не видел), она не может называться Баланд. Баланд мечеть расположена на ул Бешёгоч по левую сторону дороги, если идти от MEDIAPARK в сторону Кукельдош (Чорсу). Как видно из снимка была построена и новая мечеть Караташ, расположенная напротив торгового комплекса «Самарканд Дарваза».
Semyon[Цитировать]
Совершенно с вами согласна.
lvt[Цитировать]
При сносе Чакара сохранят Мечеть с чинарой?
lvt[Цитировать]
Скорее всего должны, раз её обозначение нанесли на план Ташкента 2015 года, то наверняка она где-то зарегистрирована. А вот продолжение жизни чинары очень сомнительна… Кстати возле чинары видно чьё-то захоронение…
Semyon[Цитировать]
Уважаемый Евгений Семёнович! Храм, запечатлённый на фотографии Павла Кравца, НЕ БАЛАНД на Чакаре! Это другая Мечеть. Возможно, старинная мечеть с чинарой Азлар Эшон иначе Азизлархон эшон. (Как пишет Semyon: «Баланд мечеть расположена на ул Бешёгоч по левую сторону дороги, если идти от MEDIAPARK в сторону Кукельдош (Чорсу)»). Так как на всех фотографиях одна и та же Азлар Эшон, надо измененить название статьи. Просто «Мечеть на Чакаре».
lvt[Цитировать]
Спасибо за расследование. Убрал «Баланд» из заголовка. Надо будет ещё раз прогуляться по Чакару.
EC[Цитировать]
СПАСИБО!
lvt[Цитировать]
Открыл карту 1932 года (нанёс на неё современные магистрали, улицы и некоторые здания), на ней обозначена улица «Кок-мечеть». Если взять план 2015 года, то на ней нанесена мечеть «Кок масжид». Так же сверился с планом 1980 года (наложить не получилось, так как геометрия улиц со временем существенно изменилась ). А получилось вот что: данное строение как раз расположено было на территории кладбища Шаваль и прилегало с одной стороны к ул. Янги-карышской, а следовательно странно что именно эту улицу не назвали «Кок-мечеть». Значит если судит по названию улицы, должна была существовать (или существует) мечеть под названием Кок (Синяя). И скорее всего в неё можно было попасть через одноимённую улицу, и тупик обозначенный стрелкой. Получается, что описываемая здесь постройка не могла служить мечетью или была одной из частей духовного комплекса.
Semyon[Цитировать]
Мой коллега взялся перевести статью http://shosh.uz/azizlarhon-eshon-masjidi/. Нужно отметить, что текст очень сложно читается и содержит упоминания множества личностей никакого отношения к мечети, не имеющих. Привожу краткий перевод и карту-схему махаллей старого Ташкента начала XX века (из энциклопедии «Тошкент» 2009 г):
Мирқурбоншайх азизон жил во времена конца XVIII в. и начала XIX в. Он (по неподтверждённым данным) приехал с соратниками из Арабистана проповедовать Ислам. Однако автор произведения “Тарихи жадидайи Тошканд” Муҳаммада Солиҳхўжана утверждает, что Мирқурбоншайх азизон является уроженцем махалли Ялангқари и эта версия внушает доверие. По устному преданию Мирқурбоншайх азизон является родственником Хожа Аҳмад Яссавий.
В махалле Ялангқари ему выделили землю. На этой земле Мирқурбоншайх азизон предположительно построил мечеть и стал в ней проповедовать. В то же время был посажен чинар рядом с мечетью.
В документе (вақфнома) от 1808-1890 гг. указано, что Мирқурбоншайх азизон отдал свои участки небольших земель в махаллях Арпапоя и Ялангқари с целью постройки мечетей.
В махалле Ялангқари была построена другая мечеть в которой проповедовал знаменитый Юсуфхон эшон.
Мирқурбоншайх азизон был женат на дочке эшона (высший духовный титул). В старости Мирқурбоншайх азизон уехал в Арабистан.
Мечеть Азизлархон, как многие другие мечети была закрыта в 1920 г. После закрытия эту мечеть отдавали разным учреждениям. В это время в мечети случались пожары.
На территории мечети имеется одно захоронение. В 1920 г. его перенесли на кладбище Комолон, а летом 2007 г. её отреставрировали. Кому принадлежит захоронение не известно.
Статья вызывает множество вопросов, вот основные:
1) Не называлась ли мечеть, где проповедовал знаменитый Юсуфхон эшон «КОК МАСЖИД»?
2) Зачем реставрировать могилу, которую перенесли на другое кладбище?
3) Куда делось кладбище, обозначенное на плане 1980 года?
Как я предполагаю мечеть КОК действительно существовала и это совсем другое здание отличное от Азизлархон мечети. Скорее всего перенесли все захоронения кладбища Шаваль, кроме одной могилы расположенной рядом с мечетью Азизлархон (по какой-то веской причине). Это захоронение в отреставрированном виде видно на фото рядом с чинарой. Так как в одной махалле располагалось несколько мечетей, то строить большую мечеть смысла нет, от сюда и маленький размер постройки мечети Азизлархон. Но для мавзолея эта постройка слишком велика.
Думаю, нужно сходить туда и поспрашивать местных жителей…
Semyon[Цитировать]
Спасибо Вам и вашему товарищу! Лёд тронулся! Оказалось, что к статье 2012г. уже называли эту Мечеть: «Видимо, эта тот мечеть называется Азилархан, и она расположена в махалле Ялангкар, вблизи сегодняшнего Караташ. В начале ул. есть мечеть Баланд. Если это правильно, то об истории мечети, мазара Азизлархан ишана и махалли Ялангкар, мечеть Баланд и др. мечети: Султанов У. Тошкент масжидлари тарихи. Т., 2011». Видимо, эта мечеть есть мечеть — ханака. Это слова часто мелькает в тексте статьи.
lvt[Цитировать]
Не за что. Я бы был Вам очень благодарен, если Вы смогли бы поделиться электронным вариантом данной книгой, если конечно же есть такая возможности и не затруднит Вас.
Semyon[Цитировать]
Если вы прочтёте комментарий внимательно, то увидите, что я цитирую слова комментатора от 2012года, где он рекомендует прочесть книгу Султанова.
lvt[Цитировать]
Доброе утро!
Жаль, что поздно открыл эту страницу на счёт мечетей на Чакаре.
Я вырос на этой улице и могу очень многое вам дать информации по поводу мечети Эшонгузар. Владею достоверной информацией…..и про историю этой мечети.
Буду рад вашему письму на свою почту: garrimax@gmail.com
Hayr[Цитировать]