Увидеть призрак Искусство Разное

Андрей Варешин

– Профессор, где вы? – донеслось из телефона.
– В такси, подъезжаю.
За окном проносились жилые пятиэтажки Чиланзара – крупнейшего спального района Ташкента. Олег назначил мне встречу на углу 11-го квартала, пересечении Малой Кольцевой с улицей Катартал, или просто на перекрестке Шухрат, как все называли это место.
– Остановите вот здесь…
Ко мне уже подходил парень лет двадцати пяти:
– Здравствуйте, профессор.
– Привет, Олег.
– Нам тут недалеко, следующий перекрёсток. Можно дойти пешком.
Было пасмурно. Моросил ноябрьский дождь.
– Отлично, – кивнул я. – Погода располагает к прогулкам.

Мы с Олегом переглянулись и понимающе улыбнулись друг другу.
…Слева гудел перегруженный автомобилями Катартал, справа от нас тянулся сонный 11-й квартал. Мы неторопливо шли по тротуару.
– Профессор, а по моему вопросу что-нибудь узнали? – обратился ко мне Олег.
– Узнал. Да, здесь обитали тигры.
– На Чиланзаре? – уточнил мой собеседник.
– Олег, не было раньше никакого Чиланзара. На месте нынешних кварталов, автомоек и супермаркетов были овраги, болотные пустоши и тугаи, в которых прятали нелегальные огороды и фруктовые сады.
– Нелегальные?
– Да. Видишь ли, Ташкент, или Чач, как раньше его называли, постоянно кто-то завоёвывал – маньчжурцы, арабы, монголы, бухарцы, самаркандцы, кокандцы. В 1865 году Ташкент взяли штурмом войска Российской империи. Естественно, очередные захватчики старались получить как можно большую прибыль с местного населения – в виде налогов, штрафов или посредством банальных грабежей, – власть есть власть. И что делать простому человеку? Как вариант – найти неприметный участок земли, устроить там огород или фруктовый сад – и всё: ни налогов, ни штрафов, всё в дом. Даже на продажу останется.
– Логично, – кивнул Олег.
– Без вооружённой охраны ни один наместник сюда бы не сунулся, – продолжал я. – Брошенная земля, дикая территория. Думаю, туранам здесь нравилось.
– Туранам? – оживился мой спутник.
– Туранские тигры, так их называли, или джульбарс.
– Подумать только, по Чиланзару бродили тигры…
– Кстати, последнего турана застрелил русский князь по фамилии Голицын. В хрониках указано, что произошло это в 1906 году, где-то в окрестностях Ташкента. Так что, возможно, сейчас мы на том самом месте.
– А точнее узнать можно?
– Вряд ли. Я же говорю – пустоши, дикая территория. Думаю, сам князь не смог бы найти то место в современных застройках.
– Грустно, – вздохнул парень.
– Грустно?! – воскликнул я, и несколько прохожих обернулись в нашу сторону. – Грустно?.. – повторил я уже тише. – Да более гнусной и отвратительной истории я ещё не слышал. Как князь – настоящий, с такой громкой фамилией, – мог вляпаться в нечто столь мерзкое? Убить последнего тигра, невероятно!..
Некоторое время мы шагали молча, не глядя друг на друга.
– Я нашёл его, – неожиданно произнёс мой собеседник.
– Кого, князя?
– Нет. Тигра.
Я взглянул на Олега, не зная, как реагировать.
– Я не разыгрываю вас. Хотите увидеть его?
– Разумеется, – на всякий случай я приготовился посмеяться шутке. – Где он?
Олег остановился и повернулся к центру перекрестка. Несколько секунд он неподвижно смотрел куда-то перед собой. Затем чуть слышно произнёс:
– Там, через дорогу. На дереве.
– Что, прямо здесь?!
На месте, к которому, разговаривая, мы незаметно подошли, Катартал раздваивается, образуя развилку между кварталами. Автомобильные дороги сходятся здесь в круговом движении, а в самом центре расположена огороженная зелёная зона с неприметными старыми захоронениями.
Из-за деревьев и кустов просматривалась тыльная сторона скромной по современным меркам мечети с пристройкой, чуть дальше и правее – погребальный комплекс-мавзолей. Оба строения внешне чем-то походили друг друга – то ли куполами, то ли серым кирпичом, из которого были выложены. Чистая ухоженная территория. Крашеный забор.
– Видите кирпичную пристройку?
– Да.
– Её угол с нашей стороны указывает на чинару.
– Вижу.
– Тигр на нижней ветке. Лежит. Наблюдает за автомобилями.
– Это шутка? Я ничего не вижу.
– Профессор, это не реальное животное, это… силуэт, фантом, призрак. Выбирайте любое название.
– Ну, так сразу бы и сказал. Сказка о призраке, которого никто не видит.
– Это не сказка. Я его вижу.
– А я нет. И остальные тоже. Взгляни, прохожие спешат по своим делам, и никто не видит тигра, которого нет. Спасибо, что развлёк меня, но розыгрыш не удался.
– Есть небольшой секрет. Надо смотреть сквозь реальность.
– Сквозь реальность?.. Что это значит?
Олег задумался.
– Вы знаете, как экстрасенсы видят ауру?
– Нет. И знать не желаю. Это шарлатаны и мошенники.
– Не все. – Он помолчал. – А стереограммы? Вы когда-нибудь смотрели на стереограммы, их ещё называют стереокартинками?
– Да. Но что общего между аурой и картинкой?
– Контроль над зрением, профессор. Чтобы увидеть скрытое изображение на стереокартинке, нужно расфокусировать взгляд – так, чтобы смотреть сквозь неё.
– Ну да, это я знаю.
– Отлично, – улыбнулся мой спутник. – И скрытое изображение, как вы знаете, получается объёмным, как в 3D-кинотеатре. Здесь то же самое, только стереограмму образует всё, что вы видите, – деревья, машины, забор, дома, я… Смотрите сквозь реальность – и вы увидите тигра!
Настала моя очередь помолчать. Я пытался представить то, о чем говорил Олег.
– Странно. Всё это очень странно.
– Сначала вы увидите его глаза, – продолжал он, не обращая внимания на мой скептический тон. – Почему-то глаза заметить легче остального. Но чтобы увидеть тигра полностью, не моргайте и не отводите взгляд. Контролируйте зрение.
– Ладно. Я попробую.
– Всё получится, профессор. Обычный призрак, ничего сложного.
Нет, он действительно не шутил.
Пожав плечами, я подошёл к самому краю дороги и огляделся. Автомобили потоком проносились мимо меня, обдавая угарными выхлопами. Олег стоял сзади.
Сделав глубокий вдох, я взглянул на чинару.
Он сказал – нижняя ветка. Весь мир – картинка. Иллюзия. Смотри сквозь реальность…
Так прошло минуты три.
Я в сердцах обернулся назад:
– Олег!.. Там нет никого! Опять разыграл меня?
– Нет, профессор. Просто, пока вы медитировали и настраивались, тигр успел уйти.
– Издеваешься?
– Нет. На дереве никого нет, он уже спрыгнул и перешёл дорогу.
– Великолепно! И где он сейчас?
– В пяти шагах, профессор, прямо перед вами, смотрит на вас.
– Опять шутишь? Я ничего не вижу! Вот асфальт, бордюр, воробей, там что-то чёрное, здесь что-то блестит. Постой… блестит… чёрт возьми… Это глаза! Живые… Смотрят…
– Да, профессор, это он, не отводите взгляд.
И тут я увидел его целиком. Огромный. От неожиданности я даже попятился, но Олег рукой остановил меня. Глядя мне в глаза, тигр стоял неподвижно и только изредка шевелил кончиком хвоста. Его голова была на уровне моего подбородка. Гигант. Я не шевелился и, кажется, даже не дышал. Тигр пристально рассматривал меня, как будто сканировал. Перевёл взгляд на руки и… исчез.
– Вы ему понравились, – услышал я сзади.
– Куда он делся? – растерянно промямлил я.
– Исчез? – уточнил Олег.
– А ты разве не видишь?
– Вижу. Он идёт по тротуару в сторону остановки.
– А почему я его не вижу?
– Должно быть, ваш мозг…
– Что мой мозг?
– Отключил тигра.
– Как это? Зачем?
– Ментальная защита. Ваше сознание не приучено иметь дело с мистическими явлениями, мозг перевозбудился и заблокировал то, что считает невозможным.
– Но он есть!.. Я видел!..
– Успокойтесь, профессор. Да, вы его видели. Давайте присядем. Стоит вам успокоиться, восстановить равновесие – и вы снова сможете его видеть, а со временем научитесь делать это постоянно.
Мы сели за столик ближайшего открытого кафе. Моросивший дождик прекратился, вот-вот, казалось, выглянет солнце. Я молча обдумывал произошедшее. Как это возможно? Как все это объяснить? Да что это вообще такое?
– Вы думаете, это тот самый, последний? – вопрос Олега заставил меня очнуться.
– Пока я не знаю, что вообще об этом думать.
– Понимаю, – улыбнулся он. – Наверное, когда я первый раз его увидел, у меня был такой же глупый вид, как сейчас у вас.
– Ну, спасибо тебе.
Тем не менее его колкая реплика вернула меня к реальности. Я обернулся к Олегу:
– Всё в порядке. Скажи, сейчас получится снова его увидеть?
– А его нет. – ответил парень, посмотрев по сторонам. – Наверное, перешёл на другую сторону, к 17-му кварталу. К бабушке.
– К бабушке? У тигра есть бабушка?
– Да нет же. Обычная бабушка, человеческая, – не понял шутки Олег. – Иногда она гуляет здесь, а он рядом. Она садится, и он возле её ног лежит. Губы у неё шевелятся, то ли с ним разговаривает то ли сама с собой.
– Получается, другие тоже его видят?
– Думаю, что да, не мы одни. Если понаблюдать со стороны, можно увидеть, как люди вдруг останавливаются и смотрят в его сторону. Может, видят, а может, просто о своём размышляют.
Солнце так и не показалось. Становилось ощутимо прохладно. Официант принёс горячий чай.
– Никогда не видел, чтобы тигр уходил с этого перекрёстка, – сказал Олег. – Как привязанный. Изредка перейдёт дорогу, как сегодня, прогуляется с прохожими по тротуару и обратно возвращается. Что-то держит его на этом древнем кладбище.
– Не такое оно и древнее, двести лет всего, – возразил я. – Для Ташкента не срок.
– Расскажите об этом.
– Хорошо, но подробностей мало. Это захоронение появилось в восемнадцатом веке и называется Хайрабад-Ишан. По легенде, святому по имени Хайрабад некто свыше сказал во сне: «Завтра к твоему дому придёт белый верблюд. Садись на него, и пусть он идёт. Там, где верблюд остановится и ляжет, будет место твоего процветания и служения Всевышнему». Так и случилось, и верблюд пришел сюда. Здесь же святого после смерти похоронили, а над могилой возвели мавзолей, на который мы сейчас смотрим. Это всё.
– Негусто, – заметил парень.
– Да, но пока я рассказывал тебе эту легенду, появилась у меня одна догадка. И чем дольше думаю, тем правдоподобнее она мне кажется.
– Поделитесь?
– Думаю, я понял, почему тигр не покидает это место. Представь рассвет на озере. Или на реке, неважно. Светает, но солнце ещё не появилось. Над поверхностью воды клубится лёгкий, невесомый предрассветный туман. Его хорошо видно, но от каждого дуновения он рвётся и разлетается в стороны, каждый новый луч восходящего солнца испаряет его, туман становится бледнее и прозрачней. Только что ты им любовался, – и вот его нет, исчез, растаял…
Олег пожал плечами.
– Красиво, конечно, образно. Но причём здесь тигр?
– А при том, что тигр, точнее – его видимый фантом, – пусть и не изученная пока, но всё же энергия. Возможно, это даже вид какой-то материи, очень зыбкой и нестабильной, вроде пламени от костра, и любое физическое воздействие имеет негативные последствия для неё. Я понятно объясняю?
– Ну… да, – неуверенно ответил парень. – Впрочем, нет, профессор, я ничего не понял.
– Понимаешь, яркий свет, резкие звуки и шум большого города разрушают фантом тигра. По крайней мере, мне так видится. Возможно, со временем он становится более прозрачным, силуэт – нечётким, контуры размытыми…
– Как вы догадались? – перебил меня Олег.
– Никак. Это всего лишь предположение. А что?
– Всё сходится. Может, это город виноват, или тигр сам энергию тратит, но иногда я вижу его словно расплывающимся, едва различимым, практически прозрачным…
– Олег, он давно уже должен был исчезнуть, растаять, как утренний туман под лучами солнца. Но раз призрак до сих пор здесь, значит, где-то поблизости находится…
– Источник силы! – воскликнул мой собеседник.
– Энергии, – поправил я. – Там фантом регенерирует и восстанавливается. Вероятнее всего, источник обладает уникальными свойствами и находится где-то в центре перекрёстка.
– Профессор, вы хотите сказать, что на территории старого захоронения есть нечто, благодаря чему существует призрак?
– В общем, да.
Парень задумался.
– Мечеть? Могила святого? Старая чинара?
Я неопределенно кивнул и сделал глоток горячего чая. Бред какой-то. Никогда не думал, что буду подводить научную базу под существование призрака. Интересный денёк.
– Олег, я не знаю, что именно является источником, генерирующим призрак, но думаю, тот верблюд не ошибся и выбрал правильное место. Сейчас этот джульбарс в большей безопасности, чем был при жизни. И он ещё долгое время сможет прогуливаться по местным тротуарам, среди ничего не подозревающих прохожих. – И, не удержавшись, добавил: – Если, конечно, призрачный князь не объявится.
– Профессор, вы опять про Голицына? Откуда такая неприязнь?
– А ты можешь его оправдывать? Человек совершил дикость, и никакой титул и фамилия никоим образом не искупят этот поступок. У тебя другое мнение?
– Тигр был обречён.
– И что из этого?
– Князь завершил то, что начали другие, и если обвинять, так всех: и власть, которая по просьбам местных устраивала отстрел тигров, и самих жителей, которые своими силами истребляли туранов. Профессор, они травили тигров стрихнином! Как… тараканов!
– Согласен, в этой истории много неприглядного.
Повисла пауза. Каждый из нас думал о своём.
– Хватит о прошлом. Профессор, мне кажется, вы поторопились, сказав, что тигр в безопасности. Мы не единственные, кто его видит, и количество таких «глазастых» будет увеличиваться. Допускаю, что со временем о нём узнают все. И из джульбарса, точнее – из этого перекрёстка, попытаются сделать достопримечательность. Будут водить туристов. Появятся паломники. Набегут зеваки.
– Уверяю тебя, тигр в безопасности.
– Почему вы так уверены?
– Вспомни – сначала можно увидеть его глаза. Получается, пока он сам на тебя не посмотрит, ты его не увидишь.
– По вашему, тигр сам выбирает, кто его видит, а кто нет?
– Выходит, так.
– А если я приведу сюда целую толпу, расскажу им про тигра, они всё равно его не увидят, если он не захочет? Даже когда я буду тыкать в него пальцем?
– Будет так, как решит тигр. Захочет – его увидят, не захочет – значит, нет. А если захочет – сначала ты почувствуешь на себе чей то цепкий взгляд, потом из толпы появится стройный силуэт и, мягко ступая, с грацией дикой кошки, приблизится к тебе. Ваши глаза встретятся. Она оставит тебе свой номер телефона. Или не оставит, потому что ты не догадаешься его попросить, но сделаешь всё, чтобы вновь увидеть её. Вы опять встретитесь на этом перекрёстке. Ты будешь рассказывать ей про тигра, а она соглашаться: «Да, тигр есть». Ты скажешь, что не каждый может его увидеть. А ей неважно, главное, что она смогла, – тогда, в толпе. Ты будешь говорить, что он призрак, – а она, глядя в твои глаза, ответит: «Нет, тигр настоящий. Я его вижу. А призрак – всего лишь обычная городская легенда».

© Андрей Варешин. Ташкент.

3 комментария

  • Фото аватара J_Silver:

    Бредятина! Не могло быть никаких тигров в районе Катартала! Чего ему там делать? Он должен был быть где-то в зарослях возле Чирчика! Так что про Сергели еще бы прокатило…

      [Цитировать]

    • Фото аватара ANV:

      Заметка конечно фантасмогорическая как после кальяна написанная, но прочитайте статью «Тигры под Ташкентом» — кажется у «рустурка» она точно есть.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Azim:

    В книге Б. А. Голендера «Мои господа Ташкентцы» есть глава, посвященная тиграм, там есть кое-что на эту тему.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.