Иогельсен Владимир Сергеевич Искусство История Ташкентцы
Фотографию опубликовала Лариса Панкратова в ФБ.
Марк Вайль:
«Владимир Сергеевич Иогельсен, легендарный педагог театрального института был арестован во время войны за то, что попал со своим театром в плен во время оккупации на Украине, и позже, лишенный права работать в Москве, приехал в Ташкент. Он говорил нам такие вещи, о которых никто тогда и не помышлял: о том, что дело не в идеях, не в гражданственных задачах, что искусство — это чистые формы, чистые звуки, чистый синтез… И это на фоне социалистического реализма! Так вот, я никогда не забуду, как он пришел в «Ильхом» на спектакль «Дракон» по Шварцу и, войдя в зал, немедленно вышел — еще до начала действия.
Он увидел, что мы посадили зрителей на нары, использовавшиеся в лагерях. Ему стало плохо. Он сказал: «Вы не знаете, что творите». И ушел. И я понял, что если для нас «страх сталинского времени» — абстракция и возможность играть со знаками времени, то для него это такая реальность, которая не отпустила его до конца жизни. Среднеазиатский театральный институт и создали вот эти «безродные космополиты», высланные из Москвы в конце 40-х годов. Это Николай Абрамович Эфрос, это Михаил Морозов, это Марк Рубинштейн, это упомянутый Иогельсен… Прямые ученики Мейерхольда и Вахтангова, прямые руки! И Ташкент оказался тем городом, где в 1948 году их не только не заперли вторично, но дали им возможность создать институт. То есть сработал закон традиционного восточного гостеприимства: ну, они же все-таки гости, зачем же их так-то еще-то?..».
Владимир Сергеевич ИОГЕЛЬСЕН, а не ИогельсОн. Меня тоже когда-то поправили. Перед войной служил в Театре Сергея Радлова в Ленинграде. Труппа попала к немцам. Большая часть оказалась в коллаборантах (кроме тех, кого успели вывезти при наступлении врага). Пострадал как «перемещённое лицо», так как немцы вывезли театр в Европу. К делу «безродных космополитов» отношения не имел, также как и к организации Театрального института в Ташкенте. Был приглашён в Театр им. Горького как очередной режиссёр из Алма-Аты вместе с супругой художником А. Маковской. 1960 -63 — именно это правильные годы службы Иогельсена в Русском Театре. Иногда ошибочно пишут 1963-66. Здесь по ссылке занимательный рассказ о Владимире Сергеевиче в узбекистанский период. http://andrei-anisimov.net/index.php/teatr?showall=
lvt[Цитировать]
Супругу Владимира Сергеевича, художника-сценографа звали Галина Николаевна Маковская.
Марат Т[Цитировать]
http://iogelsen.narod.ru/index/0-2 Повторяю ссылку на этот сайт. Его создал ученик Иогельсена о своём учители. Там есть интересные записки Иогельсена о своей молодости и работе с Сергеем Радловым.
lvt[Цитировать]
В семидесятых один из секретарей ЦК компартии Узбекистана написал пьесу про землетрясение. Жуткую. Называлась она «Папка красного сафьяна». Ставить это полотно в ташкентском ТЮЗе заставили режиссёра Иогельсона, Йога, как все мы называли его между собой. Я, молодой актёр, репетирую пацана-плохиша, который передает секретную папку, найденную в развалинах, американскому шпиону (!). Ни черта не понимаю. Извиняюсь, спрашиваю Иогельсона: «Что я здесь делаю? Как тут играть? Кого?» Йог из зала невозмутимо отвечает: «Играйте князя Мышкина.»
Александр Колмогоров[Цитировать]
…Владимир Сергеевич получает приглашение возглавить вновь созданный Андижанский театр кукол «Лола» в Узбекистане. Андижанский период длится 5 лет с 1968 по 1973 год. Результатом этого насыщенного творческим поиском периода явилось множество спектаклей, участие в Международных фестивалях и завоевание почетных наград. За творческие успехи в Андижанском театре кукол Владимир Сергеевич был удостоен звания – Заслуженный артист Уз.ССР.
В 1973 году В, С. Иогельсен переезжает в Ташкент и поступает на работу в Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Н. Островского и набирает курс режиссеров драматического театра и кино. В 1974 году Владимир Сергеевич назначается заведующим отделения «Актер театра кукол» и набирает первый курс актеров-кукольников. Проработал Владимир Сергеевич в ТТХИ имени А.Н. Островского до 1995 года. Получил звание профессора, был руководителем многих курсов актеров и режиссеров кукольников.
Искусством коллажа Владимир Сергеевич начал заниматься в начале 60-х годов. За более чем тридцатилетний период им было создано около 400 коллажей. Работы разные по жанру и стилистике всегда были интересны своей неожиданностью выражения идеи. Исполненные из обыкновенных журнальных вырезок и склеенные только ему известным способом коллажи вызывают улыбку, смех и заставляют задуматься. Никогда не умевший рисовать, Владимир Сергеевич великолепно разбирался в цвете, свете, в композиции. Благодаря коллажу появилась возможность выплескивать все накопившееся в голове на картон при помощи ножниц и клея. Посетители немногочисленных выставок, проводившихся в Ташкенте, были в восторге от творческих поисков мэтра.
В последний период – конец 80-х и до 1994 года — коллажи Владимира Сергеевича стали аскетичными в исполнении. Две детали, четкая компановка, фон и коллаж готов. Владимир Сергеевич всегда говорил: главное в коллаже- ассоциация. Если она не рождается при просмотре той или иной работы, значит, цель не достигнута. Умение донести ту или иную идею при помощи коллажа – основная черта творчества В.С. Иогельсена. (КТО ЗНАЕТ, ГДЕ СЕЙЧАС НАХОДЯТСЯ ЕГО КОЛЛАЖИ? БЫЛИ ЛИ ОНИ КОГДА-НИБУДЬ ИЗДАНЫ КНИГОЙ ИЛИ АЛЬБОМОМ?)
Посмотрите здесь:
96-vladimir_sergeevich_iogelsen__iskusstvo_kollazha_
http://www.coll.spb.ru/public/194.php
Владимир Сергеевич ушел из жизни 23 апреля 1996 года, немного не дожив до 83-х летия…
Похоронен Владимир Сергеевич в Ташкенте на мемориальном кладбище Боткинское, недалеко от храма.
Zelina Iskanderova[Цитировать]
Уважаемая Зелина! Спасибо за комментарии по теме. И за размещение информации о Владимире Сергеевиче. Весь архив и все коллажи В.С. Иогельсена находятся у меня. Я ученик Владимира Сергеевича — первый выпуск актеров-кукольников ТТХИ им. Островского. В 2018 году планируем организовать вечер памяти Владимира Сергеевича. Со мной можно связаться по e-mail: gajantahavi@mail.ru
C уважением Марат Т.
Марат Т[Цитировать]
Здравствуйте! Я Анна Усольцева, заведующая отделом истории «Музей вечной мерзлоты» г. Игарка. Научные сотрудники музея на протяжении 20 лет занимаются исследованиями строительства железнодорожной магистрали «Чум-Салехард-Игарка», а также темой театра управления строительства существовавшем при данной стройке. Есть ли у Вас какие-либо материалы о периоде заключения Владимира Сергеевича и работе его в театре заключенных 1947-1953 гг. Стройка №501-503. С уважением, Анна Усольцева.
Анна Усольцева[Цитировать]
Моя почта была заблокирована. Новый адрес:
marik.shamsi@mail.ru
Maрик[Цитировать]
Исправление — первый линк правильно вот так:
http://www.cult-and-art.net/art/6496-vladimir_sergeevich_iogelsen__iskusstvo_kollazha_
Zelina Iskanderova[Цитировать]
Уважаемые модераторы! В публикации есть существенные ошибки. Просьба на основании комментариев исправлять неточности.
Вся необходимая информация и Владимире Сергеевиче ИОГЕЛЬСЕНЕ есть у меня. Являюсь обладателем архивных документов Мастера.
Марат Т[Цитировать]
Исправьте пожалуйста фамилию на ИОГЕЛЬСЕН. Владимир Сергеевич был потомком тех шведов, которые приехали еще по приглашению Петра Первого в Петербург. Арестован Владимир Сергеевич был после окончания войны, по возвращению в СССР. В плен попал почти со всей труппой театра С.Э.Радлова в Пятигорске. И конечно Владимир Сергеевич не был одним из создателей Театрального Института.
С уважением, Марат Т., ученик В.С. Иогельсена, обладатель архива Мастера.
Марат Т[Цитировать]