Где летим? Старые фото
Автор фото: Георгий Анатольевич Зельма. Интересно, а это что за место? Неужели ул. Пушкина?
Источник: Государственный музейный-выставочный центр РОСФОТО
Автор фото: Георгий Анатольевич Зельма. Интересно, а это что за место? Неужели ул. Пушкина?
Источник: Государственный музейный-выставочный центр РОСФОТО
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.
Да неужели можно место определить?
J_Silver[Цитировать]
наверное если на карте тех годов подобрать
Александр[Цитировать]
Возможно, Р-5-е летят над центром города, может быть, будущий сквер на Пушкинской. Правда, Салара не вижу (в этом случае он должен быть ближе к левому нижнему углу снимка).
Чиланзарец[Цитировать]
Как рабочая версия… очень похожая на правду…
ОлегНик[Цитировать]
Версия Олега Николаевича очень похожа на правду! Я её поддерживаю. Но Собор находился между Асакинской и Ульяновской. Я бы улицу, под углом уходящую от Пушкинской назвала Ульяновской (шк.№18). Так и было! Эта улица одна отходила под углом градусов в 45. Остальные пересекались правильным крестом.
lvt[Цитировать]
Соглашусь с Олегом Николаевичем. В районе с Вашей надписью Салар, просматриваюется территория ТВОКУ. Хорошо видны два двух этажных здания в пойме Салара с его характерным изгибом в районе 2 КПП. Хорошо виден хлопко очистительный завод на правом берегу Салара, напротив училища. Хорошо видент поворот Пушкинской с спуск Дархана. Разделение Пушкинской улицы и Паркентской в поле зрения не попадает.
temir[Цитировать]
В нижнем правом углу — большое Т-образное здание современного Республиканского кардиологического центра
AlexTash[Цитировать]
Интереснейшая панорама Пушкинской! Жалко, что четкости не хватает. Просматриваются многие улицы: Ульяновская, Учительская, Ниязбекская, Семашко, Фрунзе, Бухаринская, Пишпекский переулок и др.
Виктор Фесенко[Цитировать]
В довесок гугл-снимок современной панорамы с той же точки. На этом снимке можно увидеть и т-образное здание, упоминаемое AlexTash:
Виктор Фесенко[Цитировать]
Предполагаю, что на этой фотографии можно увидеть начало спуска Пушкинской к Салару:
Виктор Фесенко[Цитировать]
Нет, Виктор! На фотографии люди укладывают широкую колею, а на Пушкинской ( как и на Энгельса с Первомайской) до 1966г. ходили узкие трамваи.
lvt[Цитировать]
С вашим, Лидия, возражением трудно не согласиться, но я попытаюсь. Если Вы жили когда-то на углу Пушкинской и Жуковской, то лучше других должны помнить, с какой колеей был в 60-е годы трамвайный путь по Пушкинской. Думаю, что Ваше возражение основано и на материалах поста https://mytashkent.uz/2014/12/21/epizody-rasshireniya-tramvajnoj-linii-v-30-h-godah-proshlogo-veka/. Но попытайтесь ответить на вопрос, какие улицы Русского Ташкента (со сложившейся дореволюционной застройкой) с трамвайным движением имели ярко выраженный спуск да еще с поворотом. Я пока знаю две такие улицы — Пушкинскую и Карла Маркса, при спуске которых к Салару имеется небольшой поворот, причем направления этого поворота у этих улиц противоположные. В вышеуказанном посте была выставлена фотография и другой улицы с трамвайным движением и небольшим поворотом на спуске, которая, по моему мнению, весьма похожа на ул. Карла Маркса.
В наиболее информативной и достоверной, по моему мнению, статье Д. С. Мерзлова «Ташкентскому трамваю 100 лет» сообщается следующее:
…21 декабря 1913 г.(3 января 1914 г.) линия по Пушкинской продлена от церкви св. Сергия до моста через Салар….
…В 1929-1933 проведена работа по прокладке второй колеи на наиболее загруженных линиях: Вокзал — Ходра, Госпиталь — Пушкинская, Воскресенский базар — ул. Энгельса…
Последнее, на чем основано мое предположение – место на фотографии с укладкой трамвайного пути весьма похоже на начало спуска Пушкинской к Салару на аэрофотоснимке.
С уважением, Виктор Фесенко.
Виктор Фесенко[Цитировать]
Уважаемый Виктор! В делах житейских я больше ориентируюсь на свои впечатления, а не на источники, даже самые замечательные. Повторяю С 50х до 66г. по Пушкинской ходили только узкоколейные трамваи. Не знаю, что было в 30-40х годах. Но навряд ли колею меняли дважды Как и по вашей Первомайской, по Пушкинской ездили занятные узкие вагончики (из Германии?). Все ширококолейные преобразования начались с землетрясением. Я почти и не ездила на массивных широких трамваях. Они ведь ходили в других районах. На Урале они стали для меня в диковинку. Зато как я обрадовалась, когда увидела трамвайчики с «Пушкинской» в Калининграде в 1971г.! В данном исключительном случае ваш авторитет и безупречная логика вводят в заблуждение читателей, которые не родились в сер.20в., не жили на Жуковской №2, не резвились в Детском Саду №46 и не посещали шк.№44. Давайте смотреть фотографии. Вот Пенсон. 1935г.
lvt[Цитировать]
Вот колея с Первомайской. Это визит Неру и Индиры. Они едут по Пушкинской. 1955г.
lvt[Цитировать]
Уважаемая Лидия, я очень уважаю Ваше мнение, но по-моему Вы слишком категоричны. На счет узкой колеи на Пушкинской Вы, конечно, правы https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ташкентский_трамвай#, но как Вы на глаз определили, что на фото укладывают широкую колею? Я не знаю точно, какая ширина узкой колеи трамвая была в Ташкенте, но думаю это было 900 — 1000 мм. По ГОСТУ для узкоколейных железных дорог шириной колеи 900 мм применялись шпалы длиной 1700 мм. Для трамвайной колеи нормы не должны были сильно отличаться. Таким образом от края шпалы до рельса должно быть примерно 35-40 см. На фото это так и выглядит, если для ориентира принять ширину колеи 1000 мм и разделить ее пополам. Не знаю, какие нормы для трамвая широкой колеи действуют сейчас, но раньше, при ширине колеи 1524 мм, шпалы применялись 2,60-2,75 м, т.е. растояние от края шпалы до рельса должно составлять примерно 54-60 см. На фото это тоже примерно так и выглядит. Поэтому утверждать со 100% уверенностью, как Вы это делаете, что на фото укладывается широкая колея нельзя! Чтобы определить истину надо найти как одевались рабочие или просто горожане в Ташкенте в 1913-1914 году, т.к. трамвай от церкви Святого Сергия до моста через Салара строился в 1913 году.
Boris[Цитировать]
Уважаемые Boris и Виктор! Я действительно слишком категорична. Мои представления о широком и узком абсолютно субъективны. Пусть это будет Пушкинской! И всё-таки. Отклонение на карте — это уже Паркентская. Оно на было похоже на поворот. Между улицами было какое-то расширение. Что-то вроде площади небольшой. Виктор не утверждает, что на фотографиях строительство трамвайных путей. Это именно переделка и улучшение, которые происходили в 30-х годах. Они фиксировались фотографом трамвайного парка. С Наступающим Новым Годом!
lvt[Цитировать]
Вот что мне удалось разглядеть! №1 — это легендарные Пушкинские Бани (Метриковские); №2 Ульяновская; №3 Асакинская; №4 Учительская; №5 Каблукова. Большой прямоугольник в район Урицкой (Ниязбекской), фабрика Уртак?
lvt[Цитировать]
Большой прямоугольник-территория ТИИМСХ. Проглядывается его главный корпус на углу Учительской и Урицкого (Ниязбекской). А Т-образное здание — 15-я горбольница.
Виктор Фесенко[Цитировать]
Виктор, здравствуйте!
Т-образным здание 15 горбольницы станет в конце 70-х годов. Пристроят новый, современный, по тем временам, лечебный корпус.
Константин ташкентский[Цитировать]
Константин, я слегка не понял Вас. На аэрофото 30-х годов четко просматривается т-образное здание, причем точно в том же месте, где на гугл-снимке видна крыша бывшей 15-й горбольницы. Размеры и ориентация зданий тоже совпадают. Исходя из Вашего комментария, напрашивается версия, что это здание после 30-х годов или еще позднее лишилось по какой-либо причине своего среднего крыла, а в конце 70-х зданию решили вернуть первоначальную т-образную форму… С наступающим Новым годом всех, кто любит Ташкент, и прежний и современный. Здоровья и благополучия!
Виктор Фесенко[Цитировать]
Поместила отдельно. Можно ли разглядеть колею? Это фото семья Натальи Горбатенко. https://mytashkent.uz/2016/02/29/tramvaj-i-kinoteatr-na-ploshhadi-pushkina/ Наталья Горбатенко: «Думаю, что это на Пушкинской площади. Кинотеатр — летний им. Пушкина: стена и расположение экрана за это. Позади трамвайное кольцо (это зима 53/54 года). 3-й тогда делал кольцо вокруг фонтана на площади. На месте фонтана, где ещё недавно стоял памятник Пушкину». Это старый конец улицы Пушкинской. А трамвай узкий, но старого образца, где лавки тянулись вдоль стен.
lvt[Цитировать]
Простите, забыла про фото.
lvt[Цитировать]
А вот фото из старой газеты. На Кафанова тоже были изгибы. С Наступающими Праздниками!
lvt[Цитировать]
Эх. В ТашИИТе меня обучали и тому, какие существуют рельсовые колеи. Поделюсь своими знаниями.
Первые дороги были проложены, по английскому бездорожью, еще римскими колесницами. Их ширина 4 фута и 8.5 дюймов. Один фут это 12 дюймов. 48 плюс 8.5, получается 56.5 дюйма. В Англии это был стандарт для всех производителей, всех видов карет, повозок. Поскольку колея была на земле, другая ширина была просто недопустима, чтобы передвигаться по существующим дорогам. Первые конки, которые стали ездить по рельсовым путям, производили на тех же заводах, которые произодили кареты. Позже конную тягу заменили на электрическую, а ширина рельсового пути осталась прежней 56.5 дюймов. Широкая колея это ровно 5 футов или 60 дюймов. Разница 3.5 дюйма, или 9 сантиметров. Какое-то время, на Пушкинской улице, на улице Энгельса, в других местах — у ЦУМа, трамвайные пути были трехрельсовыми. И два рельса были на небольшом расстоянии друг от друга. Это можно вспомнить.
Как на фотографии можно различить размер 150 сантиметров и 141 сантиметр? Если бы они были рядом, то да, можно это было бы сделать. А по одному размеру колеи и росту человека или по высоте лопаты, лома — это не реально.
Прошлый «диспут» был по поводу арыка на Новомосковской. Теперь по поводу колеи. Привыкла «lvt» быть характерным персонажем. Успехов Вам!
Константин ташкентский[Цитировать]