“Укы, балам, укы. Укыган кеше юкка чыкмас” История
Учись, моё дитя, учись, учёный человек не пропадет
Анием. Сегодня моей мамочке, Мубаракшиной Вагизе, исполнилось бы сто лет. Кто как, конечно, вспоминает советскую жизнь, некоторые даже были счастливы.
Для моей мамочки самый лучший период ее жизни был, как она говорила, «айрым хужалык» — период до коллективизации. «Тот хорошо жил, кто хорошо работал в своем хозяйстве», рассказывала она. — «А бедняками были обычные лентяи». Т.е. период до 1928 года.
Мама даже успела отучиться четыре класса в школе, в селе Уч-Нарат. Правда, в то время татары писали и читали на арабской графике. Эту грамотность мама сохранила до конца своей жизни, до 5 июня 2000 г., когда с ней случился инсульт, после чего она нас покинула. До конца жизни она свободно читала Коран, а подружкам и родственникам, пока те были живы, она писала на арабице.
В 1928-29-30, как известно, ленивым беднякам дали власть, и они начали отнимать добро и скотину у зажиточных крестьян исключительно для обеспечения равноправия. Ведь чтобы уравнять богатых и бедных, надо уничтожить богатых.
В Поволжье начался голодомор. Почему, Nurulla Garif-абый, татары не поднимают этот вопрос? Ведь был же голодомор, тот знаменитый «ачлык» в Поволжье? Почему украинцы и казахи говорят о Голодоморе, а татары молчат?
У мамы тогда вымерла половина семьи: мама, брат и сестренка. Школу пришлось бросить и пойти в колхоз на на работу. В колхозе денег не давали, а писали «сутый». «Сутыйга эшлэдек бит, сутыйга…..»
Маме пришлось уехать в Казань, поступить в училище, но и его пришлось бросить, т.к. из-за очередного голода в училище закрыли столовую. И понесло маму по заводам-фабрикам-шахтам….. работала на самой черной работе, лишь бы кормили.
Потом война…. Работа на военном заводе….. Мама с такими же девушками пилили огромные сосны в районе Алабуга, винтовкам на приклады.
Тем временем татарский алфавит стремительно менялся. Ушедшему на фронт мужу маме пришлось писать на латинице, которой она овладела самостоятельно. Потом пришлось учить, опять же самостоятельно, кириллицу, чтобы писать по всем военкоматам в ответ на равнодушное «ваш муж без вести пропал «.
Самое страшное для мамы был тот незабываемый Ачлык, голодомор, поэтому целью ее жизни было кормить свою семью. «Аша, балам, ачлыктан улэрсен бит!» — приговаривала она. Кушай, дитя моё, а то ведь умрешь с голоду!
«Кен ризык бер», — просила она у Аллаха в своей ежедневной молитве, т.е. дай, Аллах, хорошее житье. Веру мама сохранила. Когда ее отец, указной мулла, в страхе перед надвигающимся идиотизмом — советским строем — уничтожал все книги на арабском, мама успела выхватить из огня несколько страниц. И как дедушка не бранил ее, она всегда держала те несколько страниц под подушкой.
Случившаяся с ней неграмотность, в силу конвульсивных колебаний линии партии, а так же прямолинейный характер невзирая на лица (она даже пророку не могла простить многоженства — «Карале, пәйгамбәремездә бузык адам булган икән» — куда уж там всяким советским бонзам было рассчитывать на ее благосклонность….) , не позволили ей подняться по социальной лестнице. Милостей от советского правительства не ждала, а работала не покладая рук: вязала на продажу носки и перчатки с одним отдельным пальцем для солдат, служивших на Севере, шила пальто на продажу, выращивала фрукты и овощи в нашем саду….
Укы, балам, укы. Укыган кеше юкка чыкмас
, говаривала она. Типа, учись, моё дитя, учись, учёный человек не пропадет.
Укыйм индэ, анийем….
Спасибо за публикацию! Большая история не замечает таких маленьких людей, но сама история на них и строится. Они, маленькие люди, терпели, они все вынесли, они как могли сопротивлялись и сохранили свою жизнь и свое достоинство
Фарида Шарифуллина[Цитировать]
Интересно
Александр[Цитировать]