Александр Джумаев восполняет пробелы в теории музыкальной культуры Искусство История
В свет вышла книга «Наджм ад-Дин Кавкаби Бухари: поэт, музыкант, ученый XV-XVI веков. Жизнь и творчество (исследования и переводы)» кандидата искусствоведения, члена Союза композиторов Узбекистана, председателя исследовательской группы «Макам» Международного совета по традиционной культуре Александра Джумаева. Она восполняет пробелы в изучении жизни и деятельности этого выдающегося ученого, оказавшего влияние на ход развития музыкальной науки Востока.
Издание, над которым автор работал около 15 лет, выпущено благодаря поддержке Швейцарского бюро по развитию и сотрудничеству.
Книга предоставляет на сегодняшний день наиболее полную информацию о Наджм ад-Дине Кавкаби. Работая над ней, Александр Джумаев попытался прояснить сложные, неясные вопросы, связанные с его происхождением, учителями в области музыки, пребыванием в Бухаре, вплоть до его конфессиональной принадлежности и гибели. Стремился создать наиболее достоверную картину его биографического пути, музыкально-теоретических и эстетических воззрений, опираясь на письменные источники того времени. Он привлек максимум литературы, в которой упоминается имя Кавкаби. К примеру, первая глава посвящена истории изучения его наследия в музыкознании и востоковедении XX–XXI веков.
В книге также описаны основные творческие сферы, в которых Наджм ад-Дин Кавкаби оставил след. Автор описывает его не только как музыканта, сочинителя музыки, но и впервые как поэта. Ему удалось найти его рубаи, отдельные бейты, газель, которые приводятся в книге на языке оригинала и в переводе на русский язык.
Кавкаби добавил традиции Герата в бухарскую школу макомата. Он оказал влияние и на ряд других родственных культур. Это прослеживается в музыкальной науке Ирана, Индии. Особой популярностью пользуются его стихи, связанные с музыкой. Они несут глубокий философский смысл. Некоторые его идеи многократно цитируются в трактатах. Особенно часто повторяются строки из его произведений «Куллият» и «Маснави». В книге также приводится критический перевод этих двух трудов и его знаменитого «Трактата о музыке».
Работу автор книги осуществил, опираясь на четыре списка. Два из них – из хранилища Центра восточных рукописей имени Беруний при ТашГИВ и Института восточных рукописей Российской академии наук — включил в приложение в виде факсимиле.
– Эту книгу замыслил как серию источников под общим названием «Письменные памятники музыкальной культуры средневековой Средней Азии и Ирана (исследования и переводы)». Уже готово несколько книг. Одна из них посвящена ученому, теологу имаму Фахриддину Рази и его энциклопедии «Собрание наук», в которой есть также раздел о музыке. Готово исследование о Мухаммаде Нишапури и его небольшом «Трактате о музыке». В нем описана система ладов-парда, предшествовавшая макомату в Хорасане и Бухаре. Готова к печати и книга о ученом, философе XV века Джалолиддине Даввани, а также – исследование о «мехтарлик».
Так называлась традиция в Средней Азии, когда музыканты объединялись в специальные гильдии или цеха со своим письменным уставом. Я детально исследовал эту традицию, историю ее возникновения, сделал свой уточненный перевод устава музыкантов с подробными комментариями. Также готова работа об Ата Джалоле, знаменитом бухарском певце, основоположнике вокальной школы в искусстве шашмакома. Осталось лишь найти организации, которые помогут в опубликовании этих книг. Их издание создаст более полную картину развития музыкальной культуры Средней Азии вплоть до нашего времени.
Хотелось бы узнать, как можно приобрести данную книгу. К сожалению, Александр Бабаниязович не ответил на сообщение в фейсбуке. И было бы неплохо узнать про уже выпущенную им литературу. Заранее спасибо!
Шерзод Турдалиев[Цитировать]