Театральные художники в Ташкенте Искусство Старые фото Ташкентцы
Прислала Виолетта Лаврова
Валентина Михайловна Ходасевич — советский живописец, театральный художник и график. Член Союза художников СССР. Во время Великой Отечественной войны работала в Ташкенте. В своей книге воспоминаний «Портреты словами» (стр. 31-32-33) она рассказывает о
работе московских и ленинградских коллег, друзьях, эвакуированных во время войны в Ташкент.
Валентина Михайловна была переведена туда по состоянию здоровья мужа (Андрея Романовича Дидерихса 1884 г.р.). В Ташкенте работала в качестве главного художника. В апреле 1942 умер муж. В мае 1943 получает вызов в Москву, где была принята в члены МОССХ. 1943-1954 работает по договорам на оформление спектаклей в театрах «Оперы и балета им. Кирова», «Пушкина», «Малый Оперный», «Музыкальной
комедии», «Большой театр Союза ССР», «Московский Художественный Академический театр». В 1946 вторично выходит замуж за театрального художника Виктора Семеновича Басова. Все послевоенные годы В. Ходасевич работает как театральный
художник.
Валентина Михайловна Ходасевич родилась13 марта 1894 года в Москве в семье юриста Михаила Фелициановича Ходасевича. Племянница поэта Владислава Ходасевича. Первоначально живописи обучалась в 1908—1910 годах в воскресных классах Строгановского училища и школе Ф. И. Рерберга Затем продолжила своё обучение в Мюнхене в студии Г. Хаберманна (1910―1911 годы) и в Париже у К. Ван Донгена (1911―1912 годы). Возвратившись в 1912 году в Москву, Ходасевич работала в студии В. Е. Татлина на Остоженке, участвовала в выставках «Союза молодежи», «Бубнового валета», «Мира искусства» и других.
В 1913 году вышла замуж за художника А. Р. Дидерихса и уехала в Петроград. До 1918 года Валентина Ходасевич работала только как портретист (в частности, написала портреты Максима Горького, с которым была дружна, и В. Ф. Ходасевича), затем стала работать как театральный художник. Первой её работой в 1919 году стало оформление пьесы «Дерево превращений» Н. С. Гумилева в Студии
Петроградского театрального отделения.
Затем украшала торжественные празднества в Петрограде, «Кафе поэтов» в Настасьинском переулке в Москве и кафе «Питтореск» на улице Кузнецкий Мост. В 1918―1922 годах работала в Театре народной комедии С. Э. Радлова, оформляла спектакли в 1-й Студии МХТ. В 1924—1927 годах жила в Европе, в том числе на вилле М. Горького в Сорренто, была приглашена к сотрудничеству с театром Л. Пиранделло (которое, однако, так и не состоялось).
Эскизы театральных костюмов:
Ходасевич В. М. Эскиз костюма для балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан»
Ходасевич В. М. Эскиз театрального костюма
*Костюм девушки из гарема к балету Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан».
После возвращения в СССР продолжила работу с С. Радловым, выполнила декорации и костюмы для труппы Московского художественного балета В. В. Кригер (1935 год). В 1932—1936 году работала главным художником ленинградского Государственного академического театра оперы и балета. В Большом театре оформила балет «Бахчисарайский фонтан» и оперу «Руслан и Людмила» (1936—1937 годы). В 1934 году состоялась её персональная выставка в Доме театральных работников в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны работала в Перми и Ташкенте.
В 1945 вернулась в Ленинград. С 1953 года вновь жила в Москве. Оформив порядка 150 спектаклей и номеров, с 1956 года Ходасевич оставила театр и занялась литературной деятельностью, написала книгу воспоминаний «Портреты словами». Как художник-график выполняла театральные афиши и иллюстрации к книгам Максима Горького.
Умерла в 1970 году в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище. Работы художницы хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и других городах страны, а также в частных коллекциях России и за рубежом.
Муж В.М. Ходасевич — ДИДЕРИХС Андрей Романович, родился в 1884 в Санкт-Петербурге (отец Дидерихс Роберт-Роман Федорович, дворянин, в 1893 — скончался). С 1905 по 1908 — учился в Академии художеств в Мюнхене, в 1908-1909 — в художественной школе А. Ашбе, затем — у К. Ван Донгена в Париже. Художник, график, участник выставок различных художественных объединений, в Санкт-Петербурге примыкал к «умеренным левым» течениям в изобразительном искусстве. В 1913 — женился на художнице Валентине Михайловне Ходасевич, племяннице поэта и писателя В. Ф. Ходасевича. С 1917 по 1921 — был участником коммуны в квартире Горького; участвовал в оформлении массовых праздников в Петрограде, с 1919 — заместитель председателя экспертной комиссии Внешторга. В 1926 — арестован, освобожден при активном ходатайстве писателя Исаака Бабеля. В 1920-х — работал заведующим постановочной частью «Молодого театра» режиссера С. Э. Радлова. 18 апреля 1928 — вновь арестован и заключен в тюрьму. В мае 1929 — к Екатерине Павловне Пешковой обратилась за помощью Е. Ходасевич. Летом 1928 — Андрей Романович Дидерихс, по ходатайству Е. П. Пешковой, был освобожден. В 1928-1929 — работал заведующим постановочной частью ленинградского «Молодого театра», в 1930-1941 — возглавил Ленинградский ТЮЗ. Осенью 1941 — выехал в эвакуацию в Ташкент, 11 мая 1942 — скончался там. (нет фото).
http://pkk.memo.ru/letters_pdf/000513.pdf
* * *
«Портреты словами», стр. 31-32-33…
«… Вдруг получаем письмо из Ташкента от нашего друга, художника Ивана
Николаевича Ракицкого. Он там с семьей Горького. Пишет, что, если нам плохо,
могут выслать пропуск в Ташкент. Будем обеспечены жильем и работой. На базаре
есть все.
Мы втроем посовещались и решили просить выслать срочно вызов, тем более что
хозяева наши ждали приезда внука и намекали, что нам надо искать другое
пристанище, а здоровье Андрея Романовича все ухудшалось. Ленинград в блокаде…
Вызов получили, хлопочем о проездных билетах. Трудно бросать театр и друзей…
Пермь, октябрь 1941 года. Получив вызов в Ташкент, мы с мужем и наш приятель
Виктор Басов пытаемся попасть в какой-нибудь поезд, идущий в Среднюю Азию.
Устраиваемся в эшелон Академии наук, эвакуируемый из Москвы в Узбекистан.
Едут мрачные, бледные, растерянные люди. Почти не разговаривают. Мало кто
соображает, куда и зачем; настроение подавленное. Стараются больше спать – лишь
бы не думать. В вагонах не прибрано. Остановка в Свердловске. Приносят газеты,
проходят из рук в руки. По вагонам переходит газета со статьей А. Н. Толстого
«Что мы защищаем». Впечатление незабываемое – люди оживают на глазах. Читают
статью вслух. Сначала приглушенно, потом все громче звучат голоса, многие
вытирают слезы – почти счастливые слезы.
Поезд отходит от станции, увозя как бы переродившихся людей… Странно, но в
вагонах начинается энергичная жизнь, кто-то подметает пол, кто-то раскладывает
вещи, бреется, слышен стук пишущих машинок – диктуются распоряжения по эшелону,
удостоверения… Ходят из вагона в вагон, все предупредительны и заботливы друг к
другу…
Алексей Николаевич всегда был оптимистом и патриотом, но в дни войны все это
необычайно окрепло в нем. Он почувствовал себя мобилизованным, сумел найти
поистине чудотворные мысли и слова, чтобы помочь людям своей верой в победу.
1941 год, ноябрь. Ташкент.
Нас поселили в особняке, который предоставил семье Горького писатель Лахути.
Пока Екатерина Павловна Пешкова еще не приехала, я, Андрей Романович, Басов и
Иван Николаевич Ракицкий жили в этом особняке. Пешковы жили у Веры Алексеевны
Громовой, сестры Надежды Алексеевны. Андрей Романович заболел вскоре после
нашего приезда. Не сразу распознал врач-узбек инфаркт. После приезда Екатерины
Павловны Пешковой нас приютила Инна Ивановна Яковлева, врач-невропатолог. У нее
собственный домик – две с половиной комнаты с удобствами: вода, канализация,
бетонированный погреб. Яковлева уже двадцать пять лет живет в Ташкенте. Нам она
дала одну комнату с окном, выходящим в сад, и довесок – совсем маленькую
комнатку – Басову. Себе оставила одну большую комнату. Святая женщина! Веселая,
быстрая и даже кокетливая.
Вскоре после нашего приезда появился Федор Пименович Бондаренко, один из
режиссеров, работавших с Радловым и мной на слете пионеров в 1929 году и над
меломимой Маяковского в цирке в 1930 году, – подружились тогда. Он директор
Русского оперного театра в Ташкенте. Сразу же сказал мне: «Завтра подавайте
заявление о зачислении вас главным художником театра». Через день я уже шла на
службу. Театр в одном помещении с Узбекским театром оперы и балета. Играют в
очередь – через день. Конечно, местные работники приняли меня в штыки. Выдержала.
…Для поддержания существования «рыночным» способом у нас нет достаточно денег, а
менять или продавать нечего. Союз художников пайков не исхлопотал. Впоследствии
два раза получал разрешение на экспедицию в Ферганскую долину за
продовольствием; это поддержало художников, в их числе и нас, ненадолго.
…Первый поход Басова на Аллайский базар был странным. Пошел за курицей, рисом и
помидорами, а вернулся смущенный с большим свертком – огромное старинное сюзане.
Повесили на стену и голодные любовались. Это сюзане я недавно подарила моим
друзьям Капицам – висит у них на даче на Николиной горе. Теперь, не голодная,
опять любуюсь им. Меня прикрепили после долгих хлопот к коминтерновской
столовой; ношу оттуда в глиняном горшке из-под каши (Басов сделал конструкцию из
веревок, чтобы удобно было нести и не проливалось) затируху – в кипятке
заваренная ржаная мука, иногда блестки хлопкового масла. Хлеб получаем по
карточкам черный.
…Когда мы переехали к Инне Ивановне, у Андрея Романовича второй инфаркт и
воспаление легких. Устроили в больницу. Вот тут-то и начался для меня ад.
…Андрей Романович в больнице, у него бред – все ловит какие-то облака и хочет
бежать. Его привязывают ночью веревками к кровати – уже двое больных выбросились
из окна. Каждый день хожу его кормить – и опять театр.
(полностью
http://pfu.tomsk.ru/avtor/4927/uchebnik/13971/hodasevich_valentina_mihaylovna/portretyi_slovami/read/31)
* * *
БОНДАРЕНКО ФЕДОР ПИМЕНОВИЧ
Работал директором Русского оперного театра в Ташкенте 1943 г.
Бондаренко, Федор Пименович \ред.\; 1903-1961 Русский советский театральный деятель и режиссёр.
Государственный академический Большой театр Союза ССР (Москва) (1922-1992)
Большой Петровский театр (Москва) (1825-1855); Большой театр (Москва) (1856-1917)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (22.09.1959).
Учился в 1-м Московском университете, занимался в театральном училище им. Вс. Мейерхольда, затем работал в театре Мейерхольда как режиссёр и актёр. Позднее — режиссёр в Ленинградском театре им. Ленсовета, Ленинградском Большом драматическом театре.
В 1938—1941 годах — директор Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, в 1943—1948 — Большого театра СССР, в 1950—1953 и с 1959 — Театра им. Евг. Вахтангова. В 1948—1950 и 1953—1959 — заведующий научно-творческим отделом ВТО.
Похоронен на 8 участке Новодевичьего кладбища.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Постановки
«Слуга двух господ» К. Гольдони, 1936
«Как закалялась сталь» по Н. Островскому, 1937 (оба — Ленинградский театр им.
Ленсовета)
«Человек с ружьём» (1938, Ленинградский БДТ)
«Снегурочка» А. Островского (1959, Карельский драмтеатр, Петрозаводск)
«Русский лес» по Л. Леонову (1961, инсценировка, Театр им. Вахтангова)
http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/371398/bio/
* * *
Виктор Семенович Басов — советский театральный художник. Работал в Ташкенте в
1942 году.
Родился 3 октября 1901 года.
В 1926 году Басов окончил Театрально-декорационную мастерскую ленинградского художественно-промышленного техникума.
Театральную деятельность начал в 1921 году как художник и актер в Усть-Каменогорском народном доме.
Работал в театрах Москвы, Ленинграда, Харькова, но главным образом в театрах Ленинграда.
В двадцатые-тридцатые годы оформлял Ленинград в дни праздников.
Оформил спектакли: «Привидения» Г. Ибсена (1931 г.), «Ромео и Джульетта» В. Шекспира (1933 г.), «Отелло» В. Шекспира (1934 г.) «Далекое» А. Афиногенова (1936 г.) — в Театре-студии под руководством С. Э. Радлова; «Проданная невеста» Б. Сметаны (1937 г.) – Ленинградский Малый оперный театр; «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова (1938 г.) – Ленинградский Театр музыкальной комедии; «Человек с ружьем» (1938 г.) — Ленинградский Большой драматический театр); «Отелло» В. Шекспира (1935 г.) – Московский Малый театр; «Мера за меру» В. Шекспира (1936 г.) — Харьковский театр русской драмы), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1946 г., с В. М. Ходасевич) в Ленинградском театре драмы им. Пушкина.
Для его творчества было характерно использование декоративно-объемной обобщенной установки, внимание к фактурным возможностям материала, введение вещей и предметов в действие. Декорации Басова помогали создавать историческую атмосферу спектакля. Наиболее полно эти черты проявились в оформлении шекспировских спектаклей.
Ряд декораций В.С. Басов создал совместно со своей женой художницей В. М. Ходасевич: «Фауст» (1941 г., Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова), «Горе от ума» (1946 г., Ленинградский театр драмы им. Пушкина).
Виктор Семенович Басов умер от туберкулеза 19 декабря 1946 года.
http://xn——6kcabbhjttpdjeip1d1agppy8h0e.xn--p1ai/culture/7843/?print
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.