Театральные художники в Ташкенте Искусство Старые фото Ташкентцы

Прислала Виолетта Лаврова

Валентина Михайловна Ходасевич — советский живописец, театральный художник и график. Член Союза художников СССР. Во время Великой Отечественной войны работала в Ташкенте. В своей книге воспоминаний «Портреты словами» (стр. 31-32-33) она рассказывает о
работе московских и ленинградских коллег, друзьях, эвакуированных во время войны в Ташкент.

(слева направо) Л. Луккер, режиссер А. Орлов, В. Цаплин, Е. Синицын, В. Ходасевич, В. Басов, А. Феона, зам. директора театра З. Зиновьев

Валентина Михайловна была переведена туда по состоянию здоровья мужа (Андрея Романовича Дидерихса 1884 г.р.). В Ташкенте работала в качестве главного художника. В апреле 1942 умер муж. В мае 1943 получает вызов в Москву, где была принята в члены МОССХ. 1943-1954 работает по договорам на оформление спектаклей в театрах «Оперы и балета им. Кирова», «Пушкина», «Малый Оперный», «Музыкальной
комедии», «Большой театр Союза ССР», «Московский Художественный Академический театр». В 1946 вторично выходит замуж за театрального художника Виктора Семеновича Басова. Все послевоенные годы В. Ходасевич работает как театральный
художник.

Валентина Михайловна Ходасевич родилась13 марта 1894 года в Москве в семье юриста Михаила Фелициановича Ходасевича. Племянница поэта Владислава Ходасевича. Первоначально живописи обучалась в 1908—1910 годах в воскресных классах Строгановского училища и школе Ф. И. Рерберга Затем продолжила своё обучение в Мюнхене в студии Г. Хаберманна (1910―1911 годы) и в Париже у К. Ван Донгена (1911―1912 годы). Возвратившись в 1912 году в Москву, Ходасевич работала в студии В. Е. Татлина на Остоженке, участвовала в выставках «Союза молодежи», «Бубнового валета», «Мира искусства» и других.

В 1913 году вышла замуж за художника А. Р. Дидерихса и уехала в Петроград. До 1918 года Валентина Ходасевич работала только как портретист (в частности, написала портреты Максима Горького, с которым была дружна, и В. Ф. Ходасевича), затем стала работать как театральный художник. Первой её работой в 1919 году стало оформление пьесы «Дерево превращений» Н. С. Гумилева в Студии
Петроградского театрального отделения.

Затем украшала торжественные празднества в Петрограде, «Кафе поэтов» в Настасьинском переулке в Москве и кафе «Питтореск» на улице Кузнецкий Мост. В 1918―1922 годах работала в Театре народной комедии С. Э. Радлова, оформляла спектакли в 1-й Студии МХТ. В 1924—1927 годах жила в Европе, в том числе на вилле М. Горького в Сорренто, была приглашена к сотрудничеству с театром Л. Пиранделло (которое, однако, так и не состоялось).

Эскизы театральных костюмов:
Ходасевич В. М. Эскиз костюма для балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан»
Ходасевич В. М. Эскиз театрального костюма
*Костюм девушки из гарема к балету Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

После возвращения в СССР продолжила работу с С. Радловым, выполнила декорации и костюмы для труппы Московского художественного балета В. В. Кригер (1935 год). В 1932—1936 году работала главным художником ленинградского Государственного академического театра оперы и балета. В Большом театре оформила балет «Бахчисарайский фонтан» и оперу «Руслан и Людмила» (1936—1937 годы). В 1934 году состоялась её персональная выставка в Доме театральных работников в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны работала в Перми и Ташкенте.

В 1945 вернулась в Ленинград. С 1953 года вновь жила в Москве. Оформив порядка 150 спектаклей и номеров, с 1956 года Ходасевич оставила театр и занялась литературной деятельностью, написала книгу воспоминаний «Портреты словами». Как художник-график выполняла театральные афиши и иллюстрации к книгам Максима Горького.

В. Ходасевич Пастораль

Умерла в 1970 году в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище. Работы художницы хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и других городах страны, а также в частных коллекциях России и за рубежом.

Муж В.М. Ходасевич — ДИДЕРИХС Андрей Романович, родился в 1884 в Санкт-Петербурге (отец Дидерихс Роберт-Роман Федорович, дворянин, в 1893 — скончался). С 1905 по 1908 — учился в Академии художеств в Мюнхене, в 1908-1909 — в художественной школе А. Ашбе, затем — у К. Ван Донгена в Париже. Художник, график, участник выставок различных художественных объединений, в Санкт-Петербурге примыкал к «умеренным левым» течениям в изобразительном искусстве. В 1913 — женился на художнице Валентине Михайловне Ходасевич, племяннице поэта и писателя В. Ф. Ходасевича. С 1917 по 1921 — был участником коммуны в квартире Горького; участвовал в оформлении массовых праздников в Петрограде, с 1919 — заместитель председателя экспертной комиссии Внешторга. В 1926 — арестован, освобожден при активном ходатайстве писателя Исаака Бабеля. В 1920-х — работал заведующим постановочной частью «Молодого театра» режиссера С. Э. Радлова. 18 апреля 1928 — вновь арестован и заключен в тюрьму. В мае 1929 — к Екатерине Павловне Пешковой обратилась за помощью Е. Ходасевич. Летом 1928 — Андрей Романович Дидерихс, по ходатайству Е. П. Пешковой, был освобожден. В 1928-1929 — работал заведующим постановочной частью ленинградского «Молодого театра», в 1930-1941 — возглавил Ленинградский ТЮЗ. Осенью 1941 — выехал в эвакуацию в Ташкент, 11 мая 1942 — скончался там. (нет фото).

http://pkk.memo.ru/letters_pdf/000513.pdf

* * *
«Портреты словами», стр. 31-32-33…

«… Вдруг получаем письмо из Ташкента от нашего друга, художника Ивана
Николаевича Ракицкого. Он там с семьей Горького. Пишет, что, если нам плохо,
могут выслать пропуск в Ташкент. Будем обеспечены жильем и работой. На базаре
есть все.
Мы втроем посовещались и решили просить выслать срочно вызов, тем более что
хозяева наши ждали приезда внука и намекали, что нам надо искать другое
пристанище, а здоровье Андрея Романовича все ухудшалось. Ленинград в блокаде…
Вызов получили, хлопочем о проездных билетах. Трудно бросать театр и друзей…
Пермь, октябрь 1941 года. Получив вызов в Ташкент, мы с мужем и наш приятель
Виктор Басов пытаемся попасть в какой-нибудь поезд, идущий в Среднюю Азию.
Устраиваемся в эшелон Академии наук, эвакуируемый из Москвы в Узбекистан.
Едут мрачные, бледные, растерянные люди. Почти не разговаривают. Мало кто
соображает, куда и зачем; настроение подавленное. Стараются больше спать – лишь
бы не думать. В вагонах не прибрано. Остановка в Свердловске. Приносят газеты,
проходят из рук в руки. По вагонам переходит газета со статьей А. Н. Толстого
«Что мы защищаем». Впечатление незабываемое – люди оживают на глазах. Читают
статью вслух. Сначала приглушенно, потом все громче звучат голоса, многие
вытирают слезы – почти счастливые слезы.
Поезд отходит от станции, увозя как бы переродившихся людей… Странно, но в
вагонах начинается энергичная жизнь, кто-то подметает пол, кто-то раскладывает
вещи, бреется, слышен стук пишущих машинок – диктуются распоряжения по эшелону,
удостоверения… Ходят из вагона в вагон, все предупредительны и заботливы друг к
другу…
Алексей Николаевич всегда был оптимистом и патриотом, но в дни войны все это
необычайно окрепло в нем. Он почувствовал себя мобилизованным, сумел найти
поистине чудотворные мысли и слова, чтобы помочь людям своей верой в победу.
1941 год, ноябрь. Ташкент.
Нас поселили в особняке, который предоставил семье Горького писатель Лахути.
Пока Екатерина Павловна Пешкова еще не приехала, я, Андрей Романович, Басов и
Иван Николаевич Ракицкий жили в этом особняке. Пешковы жили у Веры Алексеевны
Громовой, сестры Надежды Алексеевны. Андрей Романович заболел вскоре после
нашего приезда. Не сразу распознал врач-узбек инфаркт. После приезда Екатерины
Павловны Пешковой нас приютила Инна Ивановна Яковлева, врач-невропатолог. У нее
собственный домик – две с половиной комнаты с удобствами: вода, канализация,
бетонированный погреб. Яковлева уже двадцать пять лет живет в Ташкенте. Нам она
дала одну комнату с окном, выходящим в сад, и довесок – совсем маленькую
комнатку – Басову. Себе оставила одну большую комнату. Святая женщина! Веселая,
быстрая и даже кокетливая.
Вскоре после нашего приезда появился Федор Пименович Бондаренко, один из
режиссеров, работавших с Радловым и мной на слете пионеров в 1929 году и над
меломимой Маяковского в цирке в 1930 году, – подружились тогда. Он директор
Русского оперного театра в Ташкенте. Сразу же сказал мне: «Завтра подавайте
заявление о зачислении вас главным художником театра». Через день я уже шла на
службу. Театр в одном помещении с Узбекским театром оперы и балета. Играют в
очередь – через день. Конечно, местные работники приняли меня в штыки. Выдержала.
…Для поддержания существования «рыночным» способом у нас нет достаточно денег, а
менять или продавать нечего. Союз художников пайков не исхлопотал. Впоследствии
два раза получал разрешение на экспедицию в Ферганскую долину за
продовольствием; это поддержало художников, в их числе и нас, ненадолго.
…Первый поход Басова на Аллайский базар был странным. Пошел за курицей, рисом и
помидорами, а вернулся смущенный с большим свертком – огромное старинное сюзане.
Повесили на стену и голодные любовались. Это сюзане я недавно подарила моим
друзьям Капицам – висит у них на даче на Николиной горе. Теперь, не голодная,
опять любуюсь им. Меня прикрепили после долгих хлопот к коминтерновской
столовой; ношу оттуда в глиняном горшке из-под каши (Басов сделал конструкцию из
веревок, чтобы удобно было нести и не проливалось) затируху – в кипятке
заваренная ржаная мука, иногда блестки хлопкового масла. Хлеб получаем по
карточкам черный.
…Когда мы переехали к Инне Ивановне, у Андрея Романовича второй инфаркт и
воспаление легких. Устроили в больницу. Вот тут-то и начался для меня ад.
…Андрей Романович в больнице, у него бред – все ловит какие-то облака и хочет
бежать. Его привязывают ночью веревками к кровати – уже двое больных выбросились
из окна. Каждый день хожу его кормить – и опять театр.
(полностью
http://pfu.tomsk.ru/avtor/4927/uchebnik/13971/hodasevich_valentina_mihaylovna/portretyi_slovami/read/31)
* * *
БОНДАРЕНКО ФЕДОР ПИМЕНОВИЧ
Работал директором Русского оперного театра в Ташкенте 1943 г.

bondarenkoБондаренко, Федор Пименович \ред.\; 1903-1961 Русский советский театральный деятель и режиссёр.
Государственный академический Большой театр Союза ССР (Москва) (1922-1992)
Большой Петровский театр (Москва) (1825-1855); Большой театр (Москва) (1856-1917)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (22.09.1959).

Учился в 1-м Московском университете, занимался в театральном училище им. Вс. Мейерхольда, затем работал в театре Мейерхольда как режиссёр и актёр. Позднее — режиссёр в Ленинградском театре им. Ленсовета, Ленинградском Большом драматическом театре.
В 1938—1941 годах — директор Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, в 1943—1948 — Большого театра СССР, в 1950—1953 и с 1959 — Театра им. Евг. Вахтангова. В 1948—1950 и 1953—1959 — заведующий научно-творческим отделом ВТО.

Похоронен на 8 участке Новодевичьего кладбища.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Постановки
«Слуга двух господ» К. Гольдони, 1936
«Как закалялась сталь» по Н. Островскому, 1937 (оба — Ленинградский театр им.
Ленсовета)
«Человек с ружьём» (1938, Ленинградский БДТ)
«Снегурочка» А. Островского (1959, Карельский драмтеатр, Петрозаводск)
«Русский лес» по Л. Леонову (1961, инсценировка, Театр им. Вахтангова)
http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/371398/bio/

* * *
Виктор Семенович Басов — советский театральный художник. Работал в Ташкенте в
1942 году.

Родился 3 октября 1901 года.
В 1926 году Басов окончил Театрально-декорационную мастерскую ленинградского художественно-промышленного техникума.
Театральную деятельность начал в 1921 году как художник и актер в Усть-Каменогорском народном доме.
Работал в театрах Москвы, Ленинграда, Харькова, но главным образом в театрах Ленинграда.
В двадцатые-тридцатые годы оформлял Ленинград в дни праздников.

Оформил спектакли: «Привидения» Г. Ибсена (1931 г.), «Ромео и Джульетта» В. Шекспира (1933 г.), «Отелло» В. Шекспира (1934 г.) «Далекое» А. Афиногенова (1936 г.) — в Театре-студии под руководством С. Э. Радлова; «Проданная невеста» Б. Сметаны (1937 г.) – Ленинградский Малый оперный театр; «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова (1938 г.) – Ленинградский Театр музыкальной комедии; «Человек с ружьем» (1938 г.) — Ленинградский Большой драматический театр); «Отелло» В. Шекспира (1935 г.) – Московский Малый театр; «Мера за меру» В. Шекспира (1936 г.) — Харьковский театр русской драмы), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1946 г., с В. М. Ходасевич) в Ленинградском театре драмы им. Пушкина.

Для его творчества было характерно использование декоративно-объемной обобщенной установки, внимание к фактурным возможностям материала, введение вещей и предметов в действие. Декорации Басова помогали создавать историческую атмосферу спектакля. Наиболее полно эти черты проявились в оформлении шекспировских спектаклей.

Ряд декораций В.С. Басов создал совместно со своей женой художницей В. М. Ходасевич: «Фауст» (1941 г., Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова), «Горе от ума» (1946 г., Ленинградский театр драмы им. Пушкина).
Виктор Семенович Басов умер от туберкулеза 19 декабря 1946 года.

http://enc.vkarp.com/2011/12/09/%D0%B1-%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87/

http://xn——6kcabbhjttpdjeip1d1agppy8h0e.xn--p1ai/culture/7843/?print

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.