Создавшая свою судьбу Ташкентцы

Статья опубликована в Правде Востока № 195/2016, 7 октября 2016 года, на сайте выложена без фотографии, поэтому поставлю свою фотографию Альбины Витольдовны у нас на радио в июле.

В квартире буквально повсюду фотографии и картины. На первых — родные и близкие: брат, ученики, ставшие знаменитыми, молодые поэты. На вторых — она и то, какой видели ее воспитанники-художники: задумчивой, мечтательной и весьма похожей на свою любимую Анну Ахматову.

Детство ветерана отечественного просвещения и культуры Альбины Маркевич прошло в читающей семье. Лучшим подарком всегда была книга. С братом часто слышали стихи, пение и рассуждения родителей о разных произведениях.

— Мама знала наизусть множество стихотворений, часто читала нам их, танцевала и пела романсы, — вспоминает Альбина Маркевич. — Это привило интерес и любовь к художественной литературе, музыке, поэзии и искусству, в том числе театральному, а также к известным поэтам — Есенину, Ахматовой и особенно Пушкину и Лермонтову.

Еще во время учебы в вечерней школе Альбина начала работать на кафедре физико-математического факультета Ташкентского государственного педагогического института имени Низами. Однажды, побывав на лекциях по литературе, решила стать педагогом. Лирика одолела физику. Успешно выдержав конкурсный отбор, девушка поступила на профильный факультет.

— Мамино общение с нами,  школьные учителя и организаторские способности помогли мне, — считает Альбина Витольдовна. — Была не совсем усердной студенткой, но много читала, занималась спортом — наша баскетбольная команда участвовала в республиканских первенствах. К счастью, училась у блистательных педагогов, в том числе Лидии Ульрих, близко знакомой с самой Ахматовой.

Затем были годы преподавания в школах Термеза и Ташкента и заочное второе образование — в нынешнем Санкт-Петербург­ском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Выпускную работу писала о театральных художниках знаменитого Большого драматиче­ского театра, где Альбина подружилась с Сергеем Юр­ским. Затем начала читать лекции по истории искусств и сценографии в Ташкентском театрально-художественном институте.

Еще в тот период, когда Альбина Маркевич занималась педагогической деятельностью, ее пригласили в учебно-методический отдел министерства культуры, где она вместе с коллегами способствовала открытию музыкальных и художественных заведений. Она везде успевала, сочетая чтение лекций в художественном училище и вузе с разъездами по регионам Узбекистана. Именно тогда состоялась ее встреча с молодым художником Вадимом Николюком, выставка картин которого была дополнена экспозицией экслибрисов есенинской тематики. Вспыхнула идея о создании в столице музея Сергея Есенина. Проект поддержало государство.

— В этом году исполнилось 35 лет со дня его открытия, — говорит Альбина Витольдовна. — Первую экскурсию открыл Герой Узбекистана поэт Эркин Вахидов. Позже многое о своем отце рассказала жившая в Ташкенте дочь поэта Татьяна. Она подарила ряд памятных экспонатов. За короткий срок из общественного музея, размещенного в обычной трехкомнатной квартире, он перерос в народный, а затем и государственный с новым помещением в центре столицы. Здесь проходят замечательные творческие встречи и вечера, начинающие поэты представляют свои сборники и читают стихи.

После выхода на пенсию А. Маркевич по-прежнему активно занимается общественной работой. Будучи ответственным секретарем Русского культурного центра Узбекистана, принимала участие в организации клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой». Ныне Альбина Витольдовна общественный директор клуба.

— А знаете, почему так назвали? — спрашивает Маркевич с улыбкой. —
У Ахматовой есть стихотворение:

…Мангалочий дворик, Как дым твой горек
И как твой тополь высок. Шехерезада
Идет из сада... Так вот ты какой, Восток!

Она известна как талантливый педагог, собравшая под своим крылом многих людей. То, что Альбина Маркевич и сама пишет стихи, открылось сравнительно недавно. Ее творчество — в четырех сборниках.

— Что-то получалось, — говорит автор. — В основном короткие стихи, столь любимые мною. Укрепила во мне желание сочинять школьный педагог Варвара Харитонова. Именно она сподвигла написать марш для одного из курсов столичного военного училища. А в 14 лет со своими стихами впервые выступила на радио. При этом относиться к себе как к поэту стала лишь тогда, когда исполнилось 70 лет…

Темы для творчества дают ее многочисленные увлечения: педагогика, спорт, художественные выставки, театральные постановки, работа в музеях и многое другое — все, из чего складывается ее жизнь. Она выпустила двухтомник «Чувство жизни» и «Грани памяти», а сегодня активно помогает издаваться как молодым, так и состоявшимся ташкентским авторам.

— Наш музей готовит к выходу в свет очередные номера альманахов — «Под крылом Пегаса» и «Мангалочий дворик», — делится планами А. Маркевич. — Набираю материал для своего нового сборника, работаю в клубе-музее, который часто посещают гости из других стран. Его даже показывали в документальном фильме «Узбекистан. Жемчужина песков», демонстрировавшемся по россий­скому телевидению.

Александра Орлова

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.