Рахмат Файзи (1918 — 1988) Искусство История Ташкентцы
Рахмат Файзи (1918-1988) — заслуженный деятель искусства Узбекистана, народный писатель Узбекистана, сценарист. Награждён почётным званием заслуженного деятели культуры Народной Республики Польша. Родился в семье ремесленника в районе Бешагач города Ташкент. Окончив среднюю школу, учился в техникуме электромеханики. Позже работал в республиканских газетах и изданиях.
Рахмат Файзи в своём романе «Его величество Человек» 1969 года описывает геройство простых людей Махкама и Мехринос. Роман был написан на основе реальных событий.
В начале Великой Отечественной войны кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Ахмедова после обращения женщин Ташкента ко всем женщинам Узбекистана с призывом проявить материнскую заботу об эвакуированных детях взяли на воспитание 15 осиротевших детей, среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и малыши других национальностей.
Шамахмудовы окружили обездоленных ребят заботой и любовью, обучали, воспитывали и вырастили всех достойными гражданами страны. Шамахмудовы явились прототипами главных героев романа Рахмата Файзи «Его величество Человек» и художественного фильма «Ты не сирота».
В период 1962-1965 работал на киностудии «Узбекфильм». Написал сценарии к фильмам «Где ты, моя Зульфия» (другое название «Ёр-ёр») и «Ты не сирота» и этим внёс огромный вклад развитие узбекского кино. Фильм «Ты не сирота» снятый по сценарию Рахмата Файзи был представлен зрителям зарубежных стран и получил достойную оценку.
После Второй Мировой Войны писатель представил народу сборники повестей, очерков и рассказов, таких как «Свадебные подарки» (1951), «В пустыню пришла весна» (1951), «Повести и рассказы» (1951), «Шёлковый занавес» (1958). Такие произведения Рахмата Файзи как «Бесплатное мороженое», «Мой дедушка», «Карман», «Нафиса» содействуют воспитанию детей в национальном духе.
Рахмат Файзи умер в один из осенних дней 1988 года.
Это была статья отсюда. И еще одна публикация из источника.
Рахмат Файзи
Рахмат Файзи (Рахмат Файзиевич Файзиев) родился в 1918 году в Ташкенте. После окончания школы поступил в ФЗУ при Ташкентской железной дороге. Учился в электромеханическом техникуме. Работал в редакциях газет «Ленин учкуни» (1937), «Еш ленинчи» (1938), «Фрунзевец» (1943), «Кызыл Узбекистони» («Совет Узбекистони», 1944-1951), заведовал отделом в журнале «Шарк юлдузи» (1951-1954).
В 1957-1959 годах редактировал газету «Узбекистон маданияти» (1957-1959), был главным редактором сценарно-редакционной коллегии киностудии «Узбекфильм» (1962-1965), заместителем председателя правления Союза писателей Узбекистана (1965-1974). С 1974 возглавлял Узбекское отделение Всесоюзного Агентства по охране авторских прав.
Автор сборников очерков и рассказов «Свадебный подарок», рассказов и повестей «Первая весна», «Совершеннолетие», «Первое письмо» и других. Его роман «Его величество Человек» (1969), вышедший отдельными изданиями в Москве и за рубежом, был удостоен премии ВЦСПС и Союза писателей СССР.
Рахмат Файзи известен и как кинодраматург. По его сценариям поставлены художественные фильмы: «Ты не сирота» (1962-1963, режиссер Шухрат Аббасов, директор картины Исмаил Газиев, композитор Икрам Акбаров, оператор-постановщик Хатам Файзиев, оператор комбинированных съемок Михаил Пономарев, художники-постановщики: Эмонуэль Калантаров, Нариман Рахимбаев, в ролях: Фатима — Лютфиханум Сарымсакова и др.), «Где ты, моя Зульфия?».
Народный писатель Узбекистана (1978).
Член Правления Союза писателей СССР (1972). Награжден орденами и медалями.
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1968), заслуженный деятель культуры Польской Народной Республики (1977).
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.