Г. П. Уфимцев. Некоторые аспекты истории православной и иной литературы религиозной проблематики в библиотеке народного писателя Узбекистана С. П. Бородина История Ташкентцы
7 сентября с.г. в Ташкентской и Узбекистанской епархии прошла Научная конференция, посвященная 145-летию Туркестанской (Среднеазиатской) епархии и 5-летию Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви.
Название конференции: «Исторический опыт сосуществования Русского Православия в поликонфессиональном обществе Средней Азии». Было представлено 20 докладов самых различных лиц: как духовных, так и мирян нашей республики.
Открыл конференцию Глава Среднеазиатского митрополичьего округа – Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Участники и гости конференции почтили минутой молчания скончавшегося Президента Республики Узбекистан – И.А.Каримова.
Выступили правящие архиреи Среднеазиатского митрополичьего округа, которые информировали о религиозной обстановке в Таджикистане, Туркмении и Киргизии. Затем слово было предоставлено докладчикам конференции. Большой заслугой руководства епархии, модератора этой конференции Флыгина Ю.С. является то, что на этой и подобных ей конференциях присутствуют, выступают с докладами и участвуют в дискуссиях не только священники, учащиеся духовной семинарии, но и гражданские историки нашей республики.
Так было и на этот раз. С интересными докладами выступили Флыгин Ю.С., Игумен Нектарий (Блинов) – Свято-Георгиевский мужской монастырь, г.Чирчик, Стеклова Т.К., Ахмедов Г.Г. и другие. Постоянные участники подобных чтений (конференций) и на этот раз не обманули ожиданий. Буриева Х.А. – от Национального Университета представила доклад: «Религиозные топонимы как фактор духовного и культурного воспитания»; Германов В.А. – от Института Истории, доклад: »Инокиня Иоанна как мировой феномен иконописи. Историософский этюд»; Уфимцев Г.П. – независимый исследователь, доклад: «Религиозная литература (православной проблематики), хранящаяся в Государственном Доме-Музее писателя и общественного деятеля С.П.Бородина»; Шигабдинов Р.Н. – от Института Истории, доклад: «Религия в Узбекистане в годы войны с фашизмом»; Протоирей Сергей Стаценко, доклад: »Социальная работа Русской Православной Церкви в Таджикистане в 90- годы XX в.».
По окончании конференции состоялись дебаты и обсуждение заслушанных докладов. Весьма бурно обсуждали отношение исследователей к различным историческим источникам; различные аспекты биографии Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) и другие проблемы.
Предлагаем ознакомиться с докладом Г. П. Уфимцева, независимого историка.
Некоторые аспекты истории православной и иной литературы религиозной проблематики в библиотеке народного писателя Узбекистана С.П.Бородина.
С.П.Бородин (1902-1974 гг.) один из известных писателей советской эпохи, крупный государственный деятель России и Узбекистана.[1]
Литературной и общественной деятельности писателя, как в России, СССР, так и в Узбекистане посвящены очень обширные публикации самого разнообразного характера в кандидатских, докторских диссертациях, газетных и журнальных статьях.[2]
Рассматриваемая нами научная проблематика данной темы тесно связана с весьма сложной и многослойной ролью православной веры в жизни и творчестве С.П.Бородина.
Как известно, в бывшем СССР резко отрицательно относились к религиозным воззрениям советских людей: преследовали и серьезно наказывали за это. Особенно это касалось известных политиков, общественных деятелей, писателей и т.п. Поэтому тема С.П.Бородин и религии была строго табуированной и не подлежала исследованию.
Положение кардинальным образом изменилось после распада СССР. Отношение к религиям стало толерантным в независимых государствах СНГ, стали возможны и научные публикации на эту тему. Так, в частности, мною и некоторыми коллегами были опубликованы в различных научных сборниках статьи, посвященные разнообразным религиозным темам, связанными с деятельностью С.П.Бородина.[3]
Сергей Петрович был разносторонне эрудированным человеком, историческим писателем и общественным деятелем. Поэтому в его богатой личной библиотеке нашлось место и разнообразной печатной продукции о религиях и религиозных представлениях разных народов мира.
Конечно же, богаче всех представлена разная литература по православной тематике.[4] Так, в частности, в личном (Ташкентском) Архиве писателя,[5] имеется отпечатанный на пишущей машинке Рассказ-Очерк С.Бородина – «У Заутрени» (4 машинописных листа). В нем автор описывает пасхальную ночь 1942 г. в г. Москве в одном из храмов Замоскворечья (по-видимому, Троице-Сергиевой Лавры). Сам характер изложения, манера, интонация автора свидетельствуют, что это делает православный человек, глубоко верующий, уважающий религию, русскую культуру и обычаи. Причем делает он это в тяжелейший период российской (советской) государственности – зимой 1942 г.[6]
В архиве С.Бородина,[7] хранится сборник отдельных листов, объединенных обложкой, на которой почерком писателя написано – «Библиография церковного искусства и древнерусского». Здесь же находятся отдельные листы со следующим заголовком: «Каталогъ выставки 1913 г. древне-русского искусства, устроенной Московским Археологическим Институтом». В нем указаны материалы о древне-русской иконописи XIII, XIV, XV, XVI, XVII веков.
В личной библиотеке литератора нами обнаружена редкая книга – «Опись икон Троице-Сергиевой Лавры». До XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. 1920 г., г. Сергиев. Московская губерния. Типография при Отделе Народного образования Сергиевского Совдепа. Тираж и др. исходные книги не приведены.
Ценность этого издания заключается в том, что на ее страницах рукой С.Бородина проставлены номера икон от №1 до №3.286. Здесь же сделаны и др. пометки писателя, свидетельствующие о том, что он хорошо знал эту церковь, неоднократно бывал в ней и зрительно великолепно помнит православные иконы, хранящиеся в ней.
Можно предположить, что С.Бородин тщательно собирал материал для новой книги о православном живописце Андрее Рублеве.[8] Эта мысль подтверждается еще и тем, что в библиотеке писателя имеется тщательная подборка литературы изобразительного искусства самых разных стран, касательно той эпохи, в которой жил и творил А.Рублев.[9]
Кроме того, в Кабинете писателя хранится уникальное издание: Библия: Ветхий и Новый завет, изд. Нью-Йорк-Женева (имеется личная печать Патриарха Московского и всея Руси).[10]
Второй группой книг, по количеству, после православия, по религиозной теме является литература по исламу.
Н.И.Смирнов. Современный Ислам. Изд.-во «Безбожник». 1930; М.Е.Массон. Мавзолей Иштархона. Ташкент. 1958; Е.А.Белясов. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. Изд-во «Наука». М. 1966; Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии; К.Э.Босворт. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. М. 1971; Климович Л.И. Ислам, его происхождение и социальная сущность. М. 1959; Климович Л.И. Ислам и женщина. М. 1958; Климович Л.И. Ислам, его происхождение и сущность. Башкирское книжное изд-во. Уфа. 1956; Климович Л.И. Содержание Корана. М. 1929; Климович Л.И. Курбан-Байрам. М. 1933 И.Ю. Крачковский. Коран. М. 1963 и другая подобная литература.
Особо следует отметить несколько работ, посвященных исламу, видного общественного и государственного деятеля, просветителя, ученого Н.П.Остроумова, находящиеся в библиотеке писателя.[11]
Это следующие работы:
1. «Исламоведение». 1) Аравия. Ташкент. 1912. Издание Туркестанских Ведомостей. Типография при Канцелярии туркестанского Генерал-губернатора. В работе дается подробное описание истории Аравии, как страны, в которой зародилась и начала свое распространение мировая религия – ислам. Приводится описание населявших ее с древности племенах, освещает домашний и общественный быт арабов, их нравы, верования, обряды, историю языка, судьбу христианства в Аравии. Показывается зависимость учения Корана от географических, исторических и этнографических особенностей Аравии, а также дается описание влияния, оказанное исламом на быт, населявших Аравию племен.
2. «Исламоведение». 3) Коран. Религиозно-законодательный кодекс мусульман. Часть первая. Ташкент. 1912. Издание Туркестанских Ведомостей. Типография при Канцелярии Туркестанского Генерал-губернатора. Автор анализирует разные названия Корана, особенности изданий его арабского текста; происхождение и обнародование Корана; собрание отдельных глав и редакция сборник; хронологический распорядок глав; внешний вид наиболее замечательных списков; толкование и перевры Корана на азиатские и европейские языки; назначение Корана и применение его к разным случаям в жизни мусульман.
На 2-ой С. Этой работы вверху надпись от руки: «Многоуважаемому Александру Кондратевичу Лаврову на добрую память от автора. Н. Остроумов. 15 июня 1922. По мнению Ю.С.Флыгина,[12] это дар своему-товарищу-колллеге по Туркестанской и Учительской Семинарии.
3. «Исламоведение» Введение в курс исламоведения. Ташкент. 1914. Издание Туркестанских Ведомостей. Типография при Канцелярии Туркестанского Генерал-губернатора. Автор дает краткий исторический экскурс в прошлое и современное положение Мира ислама; мусульманское образовательное движение в России в XIX и XX столетиях; подробную характеристику мусульманских школ на Ближнем Востоке и в Туркестанском крае: в Бухаре, Самарканде, Коканде, Намангане, Ташкенте.
Еще предстоит кропотливая научная исследовательская работа относительно нахождения этих раритетов в личной Библиотеке С.П.Бородина. Для нас же важен сам факт нахождения этих работ и обращения к ним известного писателя.
С.П.Бородин уважительно относился ко всем существующим в мире религиям и религиозным воззрениям людей. В его обширной библиотеке, имеет место, большое количество публикаций по самым различным конфессиональным взглядам мира: зороастризму, язычеству исламу, буддизму, конфуцианству и т.д. Например, Козлова П.К. Тибет и Далай-Лама. П. 1920; Палестинский сборник. Вып.25 (88). Ред. кол. Ленинград.
К большому сожалению, вся литература по религиозной проблематике, находящаяся в библиотеке Дома Музея С.П.Бородина, хранится хаотично, бессистемно. Поэтому трудно ее всю перечислить и классифицировать. Это перспективная будущая работа сотрудников музея.
Несмотря на то, что после кончины писателя уже прошло 35 лет, память о нем жива в современных интерсайтах.[13]
Особенно интересна биография С.П.Бородина, изложенная православным Институтом Русской Цивилизации.[14]
Сергей Петрович до последних своих дней живо интересовался разнообразной краеведческой и религиозной литературой. Уже после кончины писателя в адрес Мемориального Дома-Музея его имени с его давней родины – небольшого провинциального города Тульской области Белева пришли две небольшие брошюры по интересующей нас теме: «По следам минувшего». Материалы научно-практической конференции: приоритетные направления и аспекты изучения истории Белевского края на рубеже нового тысячелетия» 26 марта 1999 г. Издано Белевским художественно-краеведческим музеем г. Белева в 1999 г. И Крестный ход «Русь соборная». По благословению Высокопреосвященного Серапиона, митрополита Тульского и Белевского. Тула. 1999. В них затрагиваются различные аспекты истории православия в Тульской области и г. Белеве.[15]
[1] См. подробнее его биографию: Большая Советская Энциклопедия. (БСЭ). Москва. 1969-1978 гг. Электронный вид. Буква «Б»; «Ташкент».Энциклопедия. С.К.Зиядуллаев — глав.ред. Ташкент, 1983. С.59-60.
[2] См. БИБЛИОГРАФИЯ. Публикаций о жизни и творчестве С. П.Бородина. Составлена Ст.научным сотрудником Музея С.П.Бородина. Ташкент. 2008. Рукописный вариант.
[3] Например: «К вопросу описания Русской Православной Церкви и образа Сергия Радонежского С.П.Бородиным в романе «Дмитрий Донской». Сб. Материалов «Вторая научная конференция памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славянских. Просвещение-Православие-Восток». Ташкент. 2010. С.78-90.; «К проблеме толерантности взглядов народного писателя Узбекистана – С.П.Бородина, в контексте его жизненной, творческой и общественной деятельности». «Межнациональные отношения и толерантность в Узбекистане: исторический опыт и современность». Материалы Международной научно-практической конференции. Ташкент, 17-18 сентября 2010 г. Ташкент. «MUMTOZ SO’Z» — 2010. С. 328-329.; «К проблеме объективных и субъективных предпосылок создания исторического романа «Дмитрий Донской» С.П.Бородиным (К 70-летию публикации романа)». «II-е Бородинские чтения». 25 сентября 2010 г. Сб. Научных трудов. Ташкент. 2010. С. 208-218.; «Роль православной веры в жизни, творчестве и общественной деятельности С.П.Бородина». «Русская православная церковь в Средней Азии: 140 лет добрососедства с исламом». Сб. материалов Международной конференции, посвященной 140-летию Среднеазиатской епархии. Ташкент. 2011 и некоторые другие.
[4] См. например: Поль Гольбах «Карманные богословия» М. 1959 г., Книга Троице Сергиева Лавра. Изд. «Искусство» 1967г., М.М. Кубламов Иисус, Христос, бог, человек, миф. М. 1971 г., Н.А. Казакова и С. Лурье. История и религия Руси 14- нач. 16вв. Изд АНСССР. М-Л 1955 г., Журнал Московской Патриархии № 10 октябрь 1945 г., Журнал Московской Патриархии №1 12 сентябрь 1943 г., Я.Н. Шапов. Княжеские уставы и церковь в древней Руси. 11-14 в. Изд-во «Наука». М. 1972 г.
[5] См. Основной Фонд. Часть II. Папка 487.
[6] Нами подготовлен и опубликован этот материал в журнале Ташкентской и Среднеазиатской епархии «Восток свыше». Выпуск XVI. Ташкент. 2009.
[7] Основной Фонд. Часть I. Конверт 13. «Андрей Рублев».
[8] Как вспоминает сын писателя Андрей Бородин «В последние годы, когда близилась к завершению эпопея «Звезды над Самаркандом», Сергей Петрович часто высказывал намерение вернуться к русской истории. Прежде всего, он собирался написать романы об Андрее Рублеве и Иване Калите, над которыми работал уже в 1946-1947 гг. На одной из последних встреч с читателями он сказал:»Я действительно прервал работу над романами из русской истории после «Дмитрия Донского». Но, надеюсь, не навсегда. Кое-что я сделал в этом направлении после войны, но был вынужден отложить работу, так сказать, до лучших времен. Например, роман «Андрей Рублев», каким я его представлял себе, требовал полного, нераздельного внимания, совершенного отстранения от всех др. дел. Для меня в то время это было невозможно. Прищлось остановить работу в стадии сбора материалов.- Ташкентский архив С.П.Бородина. Основной фонд. Часть II. Папка №399.
[9] Н.Е.Лилева. «Искусство московской Руси». М-1965 г., Первая роспись Успенского собора, Искусство фрески древней Руси., Древнерусское искусство 1980 г., Сокровища русского народного искусства., Андрей Рублев и его школа.., История Византийской живописи. Том-1., Византийская живопись., Искусство Эгейского мира.., История русского искусства. Тома 1-13., Государственная Третяковская галерея., Спасо –Андроников Монастырь. М. 1972 г. Церковь Троицы в Никитниках., Л.И.Власюк. Новодевичий Монастырь. М. 1958г., Андрей Рублев. Альбом иллюстраций. М. 1960.
[10] См. Опись литературы, хранящейся в Кабинете писателя Дома Музея С.П.Бородина. №1284
[11] Мною по этой теме был сделан доклад «Некоторые работы Н.П.Остроумова, хранящиеся в библиотеке Мемориального Дома-Музея писателя и общественного деятеля С.П.Бородина» на одной из научных конференций ежегодных «Остроумовских научных чтений», проводимых Узбекистанской и Среднеазиатской епархией. Этот доклад, будем надеяться, будет опубликован. В настоящее время он хранится в рукописи у автора.
[12] Авторитетный, признанный, вдумчивый исследователь жизни и деятельности Н.П.Остроумова в Республике Узбекистан, один из основателей и руководителей Остроумовских чтений.
[13]Borodin–house.ilim.uz;info@rusinst.ru;http//www.rustrana.ru/searchautor.php?search; http://www.slovari.yandex.ru/ dict/krugosvet/article/9/96/1006777.htm http://libbooks.ru/bookbox_111366.html; www.oval.ru = Поиск в Google;http:www.tounb.tula/Writers/borodin.htm; http://www.museum.ru/M532;
M532@mail.museum.ru.; www.museum.ru/M533 и др.
[15] Эти брошюры в настоящее время находятся в Библиотеке писателя Мемориального Дома-Музея С.П.Бородина в г. Ташкенте.
Текст выступления содержит интересную и новую информацию;выступление написано Г.ПУфимцевым четко,научно.последовательно. Вопросы ,анализируемые в тексте высnупления- по настоящему впервые поставлены и изучены Г.П.Уфимцевым; интересный фактический материал, используемый автором-ранее не был предметом изучения ; само высnупление наглядно показывает какие интереснейшие материалы ,объективно ценные и дополняющие образ выдающегося писателя; хранятся в Доме-музее С.П.Бородина.
ВАЛЕРИЙ ИОФЕ[Цитировать]
Очень интересная тема конференции! Я при жизни С.П. Бородина приглашала его на встречу со студентами- иностранцами, обучающимися в в Институте Культуры. Но, к большому сожалению, писатель не смог прийти туда по состоянию здоровья. Приятно, что его творчество не может оставить равнодушными всех, кто любит этот край. Снова захотелось перечитать его книги. Желаю Г.П. Уфимцеву воплотить в жизнь научную работу по дальнейшему изучению творчества С. П. Бородина. Пусть больше людей узнает о прекрасном писателе и об истории своего края!
Галина Анатольевна Портнягина[Цитировать]
Дорошенко Татьяна Ивановна
Тема конференции весьма актуальна и доклад Г.П.Уфимцева вызывает определенный интерес, особенно у специалистов занимающихся религиозной проблематикой. Очень жалко, что по сей день литература, относящаяся к религиозной тематике, находящаяся в музее С.П.Бородина не систематизирована.Но как пишет автор статьи это дело рук музейных работников.
Дорошенко Татьяна Ивановна[Цитировать]
Прослушав выступление Г. П. Уфимцева на конференции, с большим удовольствием дома открыл и просмотрел творчество С. П. Бородина, особенно его исторический роман «Звёзды над Самаркандом». Богу угодны добрые дела людей, и написанные произведения С. П. Бородина тому подтверждения. Писатель подарил нам, ряд крупных произведений исторической прозы. Георгий Петрович Уфимцев, подарил слушателям конференции содержание литературно-мемориального дома-музея Сергея Бородина, раскрыв творческую деятельность писателя. В выступлении Георгия Петровича чётко просматривается смысл его работы в доме-музея, а именно он шёл по пути поиска ценностей в трудах русского писателя, и тем самым осуществляет добрые дела в распространении оставленного писателем духовного богатства.
Ахмедов Г. Г[Цитировать]
Кто может посмотреть, есть ли такой экслибрис на книгах С.П. Бородина?
Елена[Цитировать]
Это штемпель личной библиотеки. Не экслибрис.
Усман[Цитировать]
А на какой странице (номер) стоит этот штамп если на 17 то это библиотечный.
Сергий Дианов[Цитировать]
На форзаце. Библиотечный штемпель ставится на титульном листе и на 17-ой странице.
Елена[Цитировать]