Ишанжан Жолдасов История Разное
1. Звали моего деда Ишанжан Жолдасов, казах племени табын, рода ажим. Он и был ишаном – служителем Ислама, вроде как епископ у христиан. Говорят, наш дед хорошо знал русский язык и поэтому его прозвали Ишан-«Иван».
2. Саним, одна его его внучек, рассказала, что отец Ишана — Жолдас совершил 2 хаджа в Мекку пешком. А когда шел в третий хадж заболел в пути и вернулся. В местности Аксай в Байганинском районе прадед построил мечеть и вырыл колодец. В том колодце до сих пор есть вода.
3. Еруслан, один из внуков, рассказал, что кто-то из предков нашего деда служил некоему чиновнику в Оренбурге — предок со своим родом усмирял башкирские племена, на которые этот чиновник натравливал казахские племена. После оговорённого срока службы наш предок отказался от набега на башкирские аулы и решил откочевать со своим родом. Его и других предводителей рода высекли и приказали служить дальше. Ночью он сбежал со своим родом, а того чиновника утром нашли зарезанным.
4. Летом 1990-го года были на два-три месяца открыты архивы КГБ для родственников репрессированных и я получил доступ к архивному делу деда. Из протоколов дела стало известно, что в годы коллективизации дед был «раскулачен» и осуждён на три года пребывания в концлагерях под Алма-Атой и в г. Гордиевка Новосибирской области.
После концлагерей и после начала голодомора в Казахстане, в ожидании очередного ареста он бежал с родственниками из Табынского района (сейчас Байганинский район Актюбинской области) в Каракалпакию, сначала в Кунград, затем в Тамдынский район, в центр глухих песков Кызылкумов, где числился в совхозе шорником. В деле было отмечено, что, по оперативным сводкам, Ишанжан встречался в Карагуе – одно из отделений КарЛага с Каракум-ишаном. Каракум-ишан был одним из духовных предводителей повстанцев во главе с Джунаид-ханом в годы борьбы против большевиков.
В последний раз дед был арестован за то, что после начала войны с Германией обсуждал со стариками, кто победит – «красный» или «белый» конь? Кто-то донёс. Всех арестовали. Легенда или быль, но говорят, что после этого доносчик пропал, а расследование показало, что к дому доносчика вели следы коня, от дома к проруби в Амударье шли следы коня и доносчика. Обратно к дому шли следы только коня…
Когда я читал дело, сотрудник архива КГБ сказал, что читать протоколы допросов всех участников дела не имеет смысла, т. к. все валят вину друг на друга. Я сгорбился от ожидаемого стыда над страницами дела, попросил три минуты, дочитал, выпрямился и гордо сказал: «Проверьте. На моего деда валят вину, а он ни на кого». Сотрудник просмотрел протоколы допросов и с уважением сказал: «Это бывает редко». После этого я попросил фото деда из дела, сказав, что у нас, внуков деда, нет его фотографии. Сотрудник архива отказал. Потом, помедлив, сказал, что выйдет покурить. Я понял. Так у нас появилась эта фотография, где кто-то из моих детей срезал унижающий деда номерок на фанерке.
В 90-е годы нам прислали справку о реабилитации деда, но мы приняли её НЕ как оправдание деда государством, а как признание государства в своём безнаказанном преступлении.
Как следует из документов, дед арестован был в Нукусе 21 апреля 1942 года, осуждён 24 февраля 1943-го, прибыл в Карлаг 30 апреля, где и погиб 23 ноября того же года.
Оллоҳ Эшонжон ҳазрат ва бу зот каби бегуноҳ қурбонларни раҳмат айласин.
Искандер[Цитировать]
В общем, в апреле месяце повстанцы Джунаид-хана, выжившие после голодомора, купались на белом коне в проруби Аму-Дарьи.
Ящеров[Цитировать]