Мулла Туйчи Ташмухамедов Искусство Ташкентцы
Пишет Виолетта Лаврова
Везде искала в честь кого назван наш знаменитый Ташк. завод грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова.
У вас на сайте что-то не увидела…
И вот крохи, которые нашлись.
* * *
Сохранились свидетельства (в работах музыковедов Т. С. Вызго, Бахриддина Насриддинова) об открытии первой чайханы с граммофоном в старой части Ташкента в 1905 году.
Инициатива принадлежала предприимчивому человеку с широкими культурными интересами Ильхомджону Иногомджонову (1872-1938), больше известному в народе под именем Ильхома-самоварчи. Он приобрел для своей чайханы граммофон в Москве и привез его в Ташкент.
На открытие чайханы пригласили известного певца Муллу Туйчи Ташмухамедова (Туйчи-хофиза, 1868-1943).
Объявление о «чудесах гирмофона» привлекло в чайхану огромное количество людей, и прослушивание музыки вызвало у них бурную реакцию. С разъяснениями о «секретах пения» граммофона выступил Мулла Туйчи, развеяв ложные и недоверчивые представления «скептиков». После этого события увлечение жителей Туркестана граммофоном и граммофонными пластинками значительно возросло. Оба энтузиаста, — и Ильхомджон Иногомджонов, и Мулла Туйчи Ташмухамедов оказались среди пионеров «граммофонного дела» в Туркестане.
Ильхомджон, установив связи с заводом граммофонов в Варшаве и студией звукозаписи в Риге, открывает аналогичное отделение в Ташкенте и приступает к записи известных певцов того времени (по сведениям Сироджиддина Ахмада).
В свою очередь Мулла Туйчи в начале 10-х годов один за другим открывает в Ташкенте, Худжанде и Андижане магазины по продаже граммофонов и пластинок. Начинается бурная эра по записи исполнителей – певцов и инструменталистов Туркестана и Бухары, в которой активное участие принимают прибывающие в край записывающие фирмы и студии из России и стран Европы. А вместе с этим, – наступает и новая эпоха в развитии музыкальной культуры, и в более широком плане – в общественно-культурной и интеллектуальной жизни региона.
http://inieberega.ru/node/391
* * *
Мулла Туйчи Ташмухамедов
(1868 – 1943.1.VI)
Известный узбекский певец, хафиз, знаток народной музыки и макомов, представитель вокального исполнительского искусства Ферганы и Ташкента. Герой Труда УзССР (1927).
Народный певец УзССР(1927).Родился Мулла Туйчи в 1868 г. в Ташкенте в семье кустаря-ткача. Будучи еще ребенком, Туйчи помогал отцу в мастерской, после его смерти работал мардикером в медресе, а затем махаллинским поваром.
Окончил старую школу (1878 – 84).
Своими учителями Ташмухамедов считал известных ферганских певцов Нарзихана — хафиза, Мадумара — хафиза и Абдукаххара- хафиза. Впоследствии он выступал вместе с ними и превосходил их в мастерстве исполнения.
Вскоре Мулла Туйчи становится одним из любимых и популярных певцов Узбекистана, известным в народе под именем Туйчи-хафиз.
Приехавшие из Москвы специалисты в 1905 г. записывают в исполнении Муллы Туйчи Ташмухамедова более 20 известных произведений народной музыки, среди них:
„Илгор” (в двух частях),
„Янги курт”,
„Ауджи курт”,
„Сувора“ (в двух частях),
„Хисрау“ (в двух частях).
Народ называл эти записи „Пластинки Муллы Туйчи“.
В 1912 г. в свет выходит сборник „Армугони Хислат“ („Подарок Хислата“), посвященный уже известному в то время Туйчи хафизу. Он был составлен узбекским поэтом Хислатом (1882—1945) по образцу распространенных в то время сборников — собраний стихотворений, называемых баязами.
В этих сборниках иногда приводились названия тех народных мелодий, на которые пелись данные стихи, и тогда эти сборники приобретали значение песенников. Сборник „Армугони Хислат“, включавший произведения разных поэтов, содержал более 100 стихотворений, преимущественно лирического содержания. Большая их часть была заимствована из репертуара Муллы Туйчи.
Составитель сборника сохранил и название мелодий, с которыми знаменитый хафиз исполнял эти стихотворения. В стихотворном предисловии к сборнику-песеннику Хислат говорит о глубокой выразительности исполнения и художественном мастерстве Муллы Туйчи. Если до Великой Октябрьской социалистической революции певец выступал преимущественно в узком кругу, на семейных празднествах, то в советское время его талант и знания используются для общего дела: он участвует в концертах для широкого слушателя.
В 1923 г. Ташмухамедов с группой музыкантов принимает участие в концертном обслуживании Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. В эту группу входили признанные в то время узбекские артисты и музыканты: Юсуф-Кызык Шакарджанов, Абдукадыр Исмаилов, Ахмаджан Умурзаков, Тохтасын Джалилов и др.
Позже Туйчи — хафиза вызывают в Москву, где в его исполнении записывают образцы узбекского народного творчества. Начиная с 1928 г. и до конца своих дней Мулла Туйчи Ташмухамедов работал певцом-солистом в Узбекистанском радиокомитете.
В 1927 г. общественность Узбекистана отмечала многолетнюю исполнительскую деятельность Муллы Туйчи; певцу было присвоено звание Героя Труда и народного певца УзССР.
В 1931 г. Мулла Туйчи вместе с известными певцами Домуллой Халимом Ибадовым и Ходжи Абдулазиз Расулевым выступает на I республиканском слете работников искусства, где ими была исполнена лирическая поэма на слова Навои „ Ирок “, а также несколько народных песен.
Во время первой декады узбекского искусства в Москве (1937) Мулла Туйчи был приглашен во Всесоюзное радио, где в его исполнении на магнитофон записывают макомы „Бает“ и „Ушшок”.
Макомы и песни крупной формы требовали от певца профессиональной подготовки, хороших вокальных данных, богатой музыкальной памяти: он должен был запомнить огромное количество мелодий, ритмов и текста. Исполнение Муллы Туйчи отличалось исключительной выразительностью, четкой и ясной дикцией; его голос баритонального тембра пленял теплотой и необычайной пластичностью.
Туйчи-хафиз был певцом-лириком в полном смысле этого слова; его репертуар состоял из лирических произведений „Бает“, „Чоргох“, „Ушшок”, „Гиря “, „Илгор“, „Шахноз-Гулёр” и др. Ташмухамедов пел в сопровождении танбура или инструментального ансамбля.
Концерты Туйчи хафиза с успехом проходили в Иране, Турции, Италии, Египте, Индии, Ёркенде (Кашгар — 1913).
Ташмухамедов был популярен в народе.
Простота, душевная отзывчивость привлекали к певцу массу людей; вокруг него группировались лучшие музыканты: Шаборат (певец и танбурист), Султанхан Хакимов (танбурист), Набиходжа (певец и танбурист), Абдукадыр Исмаилов (найчи), Шорахим Шоумаров (певец), Ахмаджан Умурзаков (кушнайчи).
Он общался и с музыкантами других городов Ходжи Абдулазизом Расулевым (Самарканд), Ота-Джалалом Насыровым, Левы Бабахановым.
Туйчи хафиз имел многочисленных учеников и подражателей, среди них братья Юнус и Рихси Раджабовы, Джурахон Султанов, Имам Икрамов, Халима Насырова, Назира Ахмедова.
В исполнении Ташмухамедова В.А. Успенским записаны макомы: „Чоргох ”, „Бает“, „Кучабоги”, „Сувора“ и др.
Эти записи вошли в сборник „Узбекская вокальная музыка“.
Имя замечательного певца Муллы Туйчи Ташмухамедова присвоено Кашка-Дарьинскому музыкально-драматическому театру.
Награжден орденом «Знак Почета» и медалями.
Место захоронения: г. Ташкент. Чиланзарский район. Кладбище «Чилонзор-ота».
http://www.tashkentpamyat.ru/mulla-tujjchi-tashmukhamedov-pevec-.html
В юношеский период Юнус Раджаби обучался пению у хафиза, Мулла Туйчи Ташмухаммедова и вскоре стал его лучшим учеником, овладев техникой пения настолько, что даже часто подменял в концертах своего учителя.
* * *
Вот известный портрет хафиза Ташмухамедова, в прекрасном исполнении художника Л.
Абдуллаева.
ЛУТФУЛЛА АБДУЛЛАЕВ «Халк хофизи Туйчи Тошмухамедов портрети», 1938 / ЛУТФУЛЛА АБДУЛЛАЕВ «Портрет Народного хофиза Туйчи Тошмухамедова», 1938 / LUTFULLA ABDULLAYEV «Portrait of the people’s singer Tuychi Toshmuhamedov», 1938.
Об авторе портрета (наверху страницы ЕС) — художнике Лутфулле Абдуллаеве. Знаменитый беньковец — Абдуллаев Лутфулла Абдуллаевич, ученик Павла Бенькова. Снимок Турсун Али.
Член Союза художников. Живописец и график, Ташкент, р. 25.10.1912 в Мирзачуле. Учился в Самаркандском худож. техникуме (1930-35) у П. П. Бенькова, Л. А. Бурэ, 3. М. Ковалевской. Участник выставок с 1934 г. Произведения экспонировались на зарубежных выставках (Венгрия — 1949, Индия | — 1951 и др.). Выставка работ состоялась в 1964 (Ташкент). Преподавал в Ташкентском худож. уч-ще (1935-37 и 1948-51). Нар. худ. Узбекистана (с 1948). Удостоен Золотой медали Академии художеств.
С уважением, Виолетта Лаврова
Очень интересный текст, много неизвестной информации и совершенно замечательные иллюстрации. Спасибо.
София[Цитировать]
Туйчи значит «родившийся в день свадьбы». Про граммофон писали многие авторы. Гафур Гулям в «Озорнике» пишет, что в чайхане стоял большой граммофон и попугай, который матерился. Абдулла Каххар в своих «Сказках о былом» пишет, что впервые увидел граммофон и решил, что внутри ящика спрятаны маленькие люди с усами и бородами и поют.
Bekhzod[Цитировать]
Представляю какое это было для них диво!
Виолетта[Цитировать]
Да чему удивляться-то? Не те уже были времена.
«Диванов вернулся на родину с объемным багажом – граммофон с пластинками, несколько различных фотоаппаратов и даже кинокамера ПАТЭ № 593
Так появились в Хорезме многочисленные фотографии видов Хивы и ее обитателей. На некоторых из них есть подписи арабским шрифтом, сделанные самим автором прямо на стеклянных негативах. Кое-где даже проставлены даты, которые позволяют сегодня сказать, что Худайберген Диванов начал выполнять и распространять в Хивинском ханстве свои фотоснимки уже в 1310-1311 годах хиджры (то есть в 1892-1893 годах нашего летоисчисления)».
Gangut[Цитировать]
Я хочу немножко поправить данные. «В 1912 г. в свет выходит сборник „ Армугони Хислат “ („ Подарок Хислата “), посвященный уже известному в то время Туйчи хафизу. » — Сборник не был посвящён певцу, Туйчи хафиз был спонсором этого девана.
«Большая их часть была заимствована из репертуара Муллы Туйчи» — это ни так. в этой книге поэт Хислат собрал весь репертуар, на то время, хофиза. и над каждой газелем написано в какой музыке исполнял его Мулла Туйчи. именно поэтому это книга и ценна. Один из немногих экземпляров этой книги находится в музейи имени Юнуса Ражабий в Ташкенте.
Фарида Захидова[Цитировать]