Видел ли эти портреты Пушкин? По залам Ташкентского Государственного музея изобразительных искусств Искусство История
Автор Ю.Попов. опубликовано в газете «Фрунзевец» 26.08.1983 года.
Однажды в одном из залов Ташкентского Государственного музея изобразительных искусств дерзко подумалось: «А нет ли в этом суперсовременном здании–кубе каких – либо следов Пушкина, не посмотреть ли на давно знаемое глазами любителя творчества поэта?»
В музейной тишине хорошо думается о том, что всё в искусстве взаимосвязано – как в жизни: ничто не проходит бесследно.
Василий Андреевич Тропинин, Иван Константинович Айвазовский… В ташкентском музее выставлены малоизвестные и второстепенные их работы. Но это не было главным для меня. И такие картины приближали ко мне Пушкина, делали его образ более дорогим и понятным. Благодаря им я стал чаще приходить в музей. И однажды надолго остановился перед двумя портретами небольшого размера. Изображены были военные начала прошлого века. В традиционной манере. Примерно одинаковый ракурс. Правое плечо вперед. Эполеты, ордена, блеск золотого шитья…
Где-то я уже видел подобные портреты военных. Но где? Подойдя поближе к полотнам, я прочитал: «Портрет генерала П.Л. Давыдова» «Портрет генерала И. Ф. Удома I». Автор – Джордж Доу. Это имя сразу же разрешило все сомнения. Конечно, в Военной галерее Эрмитажа, где Пушкин бывал не раз и где, по-видимому, родился замысел знаменитого стихотворения «Полководец», посвященного герою «грозы двенадцатого года» Барклаю де Толли.
Лихорадочно вспоминаю всё, что мне известно об английском живописце – авторе почти трехсот портретов русских военачальников. Он рисовал самого Пушкина! Возможно и перед этими двумя портретами стоял великий поэт России!
9 мая 1828 года Доу вместе с Пушкиным побывал в Кронштадте. Ему посвящены такие строки поэта:
Зачем твой дивный карандаш Рисует мой арапский профиль? Хоть ты векам его предашь, Его освищет Мефистофель. Рисуй Олениной черты. В жару сердечных вдохновений Лишь юности и красоты Поклонником быть должен гений.
Пушкин упомянул – и значит обессмертил имя живописца – в стихотворении «Полководец» и в путешествии в Арзрум» Доу мы обязаны многим и прежде всего – счастьем видеть запечатленного поэта. Правда, местонахождение портрета Пушкина писанного Доу с натуры до сих пор неизвестно. Но сохранились работы Томаса Райли – его талантливого ученика, и среди них — лучший (по мнению И.Е.Репина) прижизненный портрет Пушкина, портреты Н.Н.Пушкиной, детей поэта, С.Н.Карамзиной, Жуковского, Оленина, Виельгорского, Ермолова, Дантеса… У Томаса Райли учился талантливый художник Егор Гейнтман – автор знаменитой гравюры мальчика – Пушкина.
Но кто – не знал ли их и сам Пушкин изображены на двух портретах, выставленных в Ташкентском музее изобразительных искусств? Одни имена на табличках мало о чем говорят.
На многие вопросы охотно ответила заведующая отделом русского и западно – европейского искусства Елена Макаровна Никифорова:
— Портрет Давыдова передан в музей из Ташкентского государственного университета в 1963 году. Петр Львович Давыдов (1782 – 1842) – сводный брат знаменитого Раевского, родственник не менее знаменитого Дениса Давыдова, родной брат Василия Львовича Давыдова – участника Отечественной войны 1812 года, декабриста, осужденного к двадцати годам каторги. Благодаря такому родству Петр Львович был не в особой милости у властей. Царь не пожелал, чтоб его портрет висел в Военной галерее Зимнего дворца. Скорее всего, полотно было передано родственникам или куплено ими у художника. Во всяком случае, долгое время оно находилось в собрании графини Орловой-Давыдовой.
Что касается портрета генерала Удома I, то по документам известно, что он поступил к нам из Государственного Русского музея. Биография Удома мне неизвестна.
-А кто-нибудь спрашивал: видел ли эти портреты Пушкин?
— К сожалению, нет. Но лично я убеждена: видел. И в этом двойная ценность работ Доу.
Дома я старательно пересмотрел всю свою пушкиниану. Новых данных о Петре Львовиче Давыдове не нашел, редкие же упоминания его имени в декабристкой литературе ничего не проясняли. Ещё хуже дело обстояло с генералом Удомом I. В военной энциклопедии, изданной в наши дни, их имен нет. Значит, видными военачальниками они не были. Правда, в книге «Поход русской армии против Наполеона в 1913 году и освобождение Германии» (сборник документов) есть скупые данные о генерале Удоме I I, командире 9-й пехотной дивизии, отличившейся под Кацбахом и Лейпцигом. На странице 246 в хронике боевых действий корпуса генерала-от-инфатерии графа Ланжерона было сказано о храбрости Удома. Его подчиненным в критический момент боя была поставлена задача завладеть ключевой позицией на потерянной высоте. Задача была выполнена «быстро и отважно».
Удом I и Удом I I. Не братья ли? Но почему разные отчества?
Есть ли в настоящее время портреты генералов И.Ф. Удома I и П.Л. Давыдова в Военной галерее Зимнего дворца?
Заведующий сектором отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Георгий Вадимович Валенбахов охотно ответил на последний вопрос. Портрет генерал-майора И.Ф.Удома I в Военной галерее имеется. Дата исполнения его неизвестна, как впрочем, неизвестно и то обстоятельство, был ли он повторен художником. Портрета П.Л. Давыдова в галерее нет.
Наталкивал на размышления и каталог Государственного Эрмитажа «Западноевропейская живопись». Непосредственно кисти Доу принадлежат не все портреты Военной галереи. Часть из них – и очень значительная – написана в мастерской английского живописца, где плодотворно работали А.В.Поляков и В.А.Голике.
Оказывается, в Военной галерее имеются портреты двух Удомов – Ивана Федоровича и Евстафия Евстафьевича. По всей видимости, они не братья, во всяком случае, не родные. (В каталоге их портреты значатся в разделе «Доу мастерская)». Видимо, соответствующие коррективы необходимо внести и в подписи к портретам, которые находятся в ташкентском музее.
Сначала об Иване Федоровиче Удоме I. Отпрыск старинного лифляндского рода. Родился в 1769 году. К началу Отечественной войны 1812 года имел довольно солидный боевой опыт, приняв участие в основных военных кампаниях своего времени: участвовал в осаде Измаила, сражался под Мачиным, Аустерлицем. .. Не обойден ни чинами, ни наградами. В 13 лет – сержант лейб-гвардии Преображенского полка, в 32 года – флигель-адъютант Александра I. С гордостью носил ордена Св. Анны, Св. Владимира, Св. Георгия, иностранные награды, но особенно дорожил золотой шпагой с надписью «За храбрость» полученной за Аустерлиц. Но, конечно, основным событием в службе Ивана Федоровича Удома I было участие в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии. Незадолго до начала военных действий он назначен командиром лейб-гвардии Литовского полка, в формировании которого принимал личное участие. Это полк, по словам Кутузова, покрыл себя славой в глазах всей армии, когда в Бородинском сражении вместе с Измайловским полком отразил несколько атак отборной части французской кавалерии. Литовцы не дрогнули и в тот момент, когда по ним с расстояния 500 – 600 шагов открыла плотный огонь неприятельская артиллерия. Из 46 офицеров полка в строю осталось 9, из 1739 человек личного состава убитыми, ранеными и пропавшими без вести потеряно 1040.
Был ранен и Иван Федорович – в правую руку.
Подвиг литовцев был высоко отмечен командованием – все батальоны награждены Георгиевскими знаменами. И.Ф.Удом произведен в генерал-майоры.
Сведения, как видим, довольно скудные. Но еще меньше мы знаем о генерале П.Л.Давыдове. Русский биографический словарь и сборник «Биографии кавалергардов» скупо сообщают: Петр Львович Давыдов родился в 1777 году (по другим источникам в 1782). Служил в гвардии и при дворе. За отличие в Лейпцигском сражении произведен в полковники, впоследствии генерал-майор. Награжден орденом Св. Иоанна Иерусалимского. Уволен в 1818 году с чином тайного советника. В первом браке был женат на графине Орловой. В её семье, по всей видимости, и сохранялся долгое время портрет Давыдова. Скончался Петр Львович в Москве, погребен в Донском монастыре.
Семейство Давыдовых, в котором было несколько героев Отечественной войны 1812 года, находилось в родственных и дружеских отношениях со многими декабристами.
Общался Пушкин с Давыдовыми в Каменске, где декабристы, проверяя, видимо, поэта, много говорили о тайных обществах и где сам поэт»с жаром доказывал всю пользу, которую могло бы принести Тайное общество России».
В.П.Горчаков в своем опубликованном дневнике писал о братьях Давыдовых – Александре и Василии: «Все они дружески общались с Пушкиным». Надо полагать, что в этом плане Петр Львович был не исключение.
Генералы П.Л.Давыдов и И.Ф.Удом I – современники великого поэта. О их личном знакомстве можно только высказывать осторожные предположения. Более смелые – о том, видел ли их портреты сам Пушкин. В любом случае более глубокое ознакомление с работами Д. Доу, находящимся в Ташкенте, расширяют наши представления о пушкинской эпохе и о великом поэте России.
Майор Ю.Попов.
«Фрунзевец»
26.08.1983 года.
А что за Ташкентский Государственного музея изобразительных (?) искусств?
Bekhzod[Цитировать]
Послала ЕС:
Надо сразу исправить:
9 мая 1928 (?) года Доу вместе с Пушкиным побывал в Кронштадте — Конечно, 1828 года!
… книге «Поход русской армии против Наполеона в 1913 (?) году и освобождение Германии»… — Конечно, в 1813 году!
Досадные опечатки…А содержание статьи интересное, хотя и не бесспорное, верно?
Zelina Iskanderova[Цитировать]
Это мои ошибки — опечатки возникли при оцифровке. :-(
Gangut[Цитировать]