Воспоминания Георгия Минасовича Саркисова. Глава четвёртая История Ташкентцы
ГЛАВА 4
С первых дней после землетрясения Исполком городского совета стал штабом по решению всех задач, связанных с размещением пострадавших, созданием палаточных городков, обеспечением всем необходимым для нормальной жизнедеятельности городского хозяйства.
Руководители исполкома X. А. Асамов, П. И. Садыменко, Ф. X. Мазитов, С. Рахматходжаева, работая совместно более трех лет, целиком отдавались делу. 11аиболее ответственные решения принимались после обсуждения с руководством городского комитета партии, Первым секретарем в то время работал С. Р. Расулов, вторым — В. С. Скребнев, а позднее — В. В. Онуиский. Все мы жили одной дружной, сплоченной ничьей, одними интересами.
Столовая в палаточном городке
Вскоре на меня возложили и вопросы обеспечения ташкентцев жильем, как весомая нагрузка в тому, чем уже занимался. Хорошо помню первомайский праздник, когда все ушли на демонстрацию, а я остался с группой работников дежурить в исполкоме. Мы едва успевали регистрировать сообщения о прибытии представителей проектных институтов’ и грузов самолетами и поездами со всех уголков страны.
И сравнивая помощь Ташкенту с тем, что мне пришлось видеть и пережить в Ашхабаде в 1948 году, подумал, как необычайно выросла мощь нашего государства, какая это сила — дружба советских народов. «Ташкенту — ключи от братского миллиона!» — под таким призывом все советские республики приняли обязательства о строительстве жилья в разрушенном Ташкенте. И вслед за этим, со всех концов Союза двинулись строительные поезда, техника, многотысячная армия строителей.
В исполкоме дни были заполнены до отказа. И каждый день — событие. Вот некоторая хронология того времени: 16 мая — закладка города-спутника Сергели. 17 мая — встреча первого эшелона украинских строителей. 19 мая — первыми застолбив участок на 94 тысячи квадратных метров жилья, украинцы начали рыть десять котлованов под жилые дома на квартале В-13. 20 мая — прибыл эшелон московских строителей. 1 июня— москвичи начали строительство первого жилого дома на Чиланзаре. 10 июня — свердловчане приступили к строительству микрорайона Ц-4.
Вместе с тем, стихия готовила нам новые сюрпризы. 5 мая небо над городом почернело, мгновенно обрушился ураганный ветер силой более 29 м/сек. По данным спецслужб, такого урагана не было зарегистрировано 30 лет, с 1940 года. Полетели кровли с отдельных домов, повалились деревья, полностью было парализовано движение электоротранспорта. Аварийные службы Минэнерго были стянуты в город, чтобы срочно восстановить линии электропередач. К уборке городских улиц от завалов были привлечены все, вплоть до подразделений Гражданской обороны. Напуганные матери бежали в школы и детсады, чтобы забрать малышей и быть с ними.
Ураган был коротким, но времени, а ликвидация последствий заняла не одну неделю.
Помню, как группа саратовских строителей-железнодорожников, присланная на помощь с Приволжской дороги, занятая на ремонтно-восстановительных работах наших домов и отдыхавшая под стенами дома во время обеденного перерыва, от подземных ударов вмиг разбежалась. После этого подтрунивания саратовцев над нами, что мы, боясь землетрясения, спим во дворе, прекратились. Каждый сильный толчок травмировал многих людей. Очень тяжелой была ночь на 9 мая, когда на город обрушился еще один почти восьмибалльный толчок. Моя племянница, находившаяся в родильном доме, в нарушение всех правил была вместе с новорожденным вынесена во двор.
Всевозрастающие объемы ввода жилья, масса гарантийных писем о предоставлении жилья, земельных участков вызвали потребность в создании при горисполкоме управления по учету и распределению жилья и соответствующих отделов в райисполкомах.
Для решения этого вопроса я был командирован в Москву, в Министерство финансов СССР. Первый заместитель министра отнесся к нашему предложению весьма критически, пришлось вести в его кабинете жаркие дебаты. Ответ был один: «Что Вы просите, у нас и в Москве нет». Тогда я предложил прерваться, поехать в любой из районов и сравнить, что есть у нас в Ташкенте и что есть у них. Почему я так смело просил об этом? Да только потому, что у меня быливсе материалы. Двух часов оказалось достаточно, чтобы убедиться в нашей правоте.
Возвращаемся в кабинет и начинаем заново обсуждать вопрос. И вдруг на улице резко затормозил троллейбус, а контактная сеть была заанкерена в здание, где мы сидели. Ощутив толчок, я подумал, что это землетрясение, и невольно подскочил. Теперь, уже много лет спустя, думаю, что моя неожиданная нервная реакция ускорила положительное решение нашей просьбы. Были введены и должности заместителей председателя городского, районных исполкомов по строительству, учету и распределению жилья. У меня стало больше времени заниматься сносом, восстановлением аварийных домов, благоустройством, развитием сетей городского транспорта и связи. В феврале 1968 года меня избрали первым заместителем председателя Ташгорисполкома.
По поручению ЦК Компартии Узбекистана я с группой работников исполкома в мае был командирован в Ленинград для участия в подготовке решения Ленсовета о мерах по ликвидации последствий землетрясения в Ташкенте. Ленинградцы направляли к нам на восстановление города строительные материалы, технику и многое другое. Особое внимание они уделили приему наших детей на лето.
Нас пригласили на проводы первого эшелона с рабочими и техникой, направляемого в Ташкент. В напутственной речи начальник Главленинградстроя Герой Социалистического Труда А.А.Сизов сказал: «В годы Великой Отечественной войны десятки тысяч семей ленинградцев, наших матерей, сестер, жен, детей были эвакуированы в Ташкент, где их гостеприимно приняли, оказали максимум внимания и сделали все, чтобы им было хороню. Теперь пришло время, когда нам, ленинградцам, необходимо ответить на эту незабываемую доброту и гостеприимство узбекского народа своим трудом на восстановлении пострадавшего Ташкента. Нужно сделать все, чтобы ленинградское жилье, возведенное вашими руками, было не только надежным, но самым удобным и красивым».
Это напутствие ленинградцы выполнили с честью, построив в Ташкенте более ста тысяч квадратных метров жилья с объектами соцкультбыта. Их дома в Чиланзарском и Октябрьском районах шли под заселение нарасхват.
Вот что писал в то время бригадир комплексной бригады Николай Павлов: «15 июня получили проектную документацию, а 7 ноября обязуемся сдать в эксплуатацию три пятиэтажных жилых восьмисекционных кирпичных корпуса».
«Скажу прямо, — пишет ленинградец С.Кокушкин,— северянам приходилось нелегко, одолевая непривычный зной. Снабжение затруднялось дальними расстояниями. Кстати, сюда за несколько тысяч километров от Балтики мы везли все, кроме песка и гравия. Случалось, чтобы сберечь дорогое время, материалы и оборудование отправляли самолетами».
Вот какой транспарант был вывешен на доме В-13 на Чиланзаре: «Первый жилой дом, построенный для города Ташкента братскими республиками, оказавшими помощь в ликвидации последствий землетрясения. Построен коллективом строителей луганского строительно-монтажного поезда треста «Укрстрой». Пусть стоит как символ вечной и нерушимой дружбы братских народов Украины и Узбекистана. Сентябрь 1966 г.».
Страна посылала самых опытных, самых достойных, И они, как правило, с честью выполняли свой долг. Нас обогащали встречи с будущим руководителем Главмосстроя М.П. Коханенко, начальником Глав- ленинградстроя О.К.Зебровым, министром специальных строительных и монтажных работ Украины А. Н. Шепетелышковым, начальником Главвладимирстроя В. Н. Маркиным. Все они выросли на наших глазах, мы многому учились у них, но, думаю, их тоже многому научило время, проведенное в Ташкенте.
Михаил Павлович Коханенко запомнился, в первую очередь, своей невероятной мобильностью. Разрываясь между двумя огромными площадками — 26-м кварталом Чиланзара и на улице Пушкинской, он всегда оказывался там, где нужнее, оперативно решал возникавшие проблемы.
Трест Росташстрой со своими строительными базами и автохозяйствами объединил 48 областей России и три специальных управления Минмонгажспецстроя. Почти 11 тысяч строителей Российской Федерации прибыли в числе первых на помощь узбекской столице. Перед ними была поставлена задача сложная — в небывало короткий срок построить и сдать в эксплуатацию 330 тысяч квадратных метров жилья с полным комплексом культурно-бытовых объектов.
Большой груз ответственности лежал на Валентине Никитовиче Маркине, возглавлявшем Росташстрой. Опытный руководитель, высококвалифицированный инженер, успевал заниматься вопросами механизации строительных работ, внедрял поточное строительство. В.Н.Маркин тратил на это массу сил и здоровья, уставал до предела. Первый девятиэтажный дом повышенной сейсмостойкости в Ташкенте возвел их трест, а это было непросто.
В первом полугодии 1969 года трест рапортовал о выполнении принятых обязательств. Российские строители полюбились в Ташкенте: многие остались здесь жить, а 1500 россиян носят теперь памятный знак «Строитель Ташкента», сотни награждены правительственными наградами, в том числе и В.Н.Маркин — орденом Ленина. И лучше всего о нем — человеке и профессионале — говорит тот факт, что руководство республики не отпустило Валентина Никитовича из Ташкента, попросило возглавить крупнейшую строительную организацию города — Главташкентстрой — в сложный период ее становления.
О.К.Зебров возвращался в родной Ленинград из Крыма 2 мая 1966 года. У трапа самолета в Пулково его встретил начальник Главленинградстроя с билетами на Ташкент. В тот же день, не распаковывая чемоданов, Олег Кириллович был в нашем городе и сразу приступил к организации жилого городка для ленинградских строителей.
О.К.Зебров не мог привыкнуть к подземным толчкам, считал их количество. Но, несмотря на это, работал очень напряженно, успевал сделать многое. Будучи незаурядным инженером, принимал смелые, остроумные решения, не боялся рисковать, а если надо, то обратиться за помощью. И с такой непосредственностью обращался, что и отказать-то было трудно. И сам он приходил на помощь, если была необходимость.
Город рос со сказочной быстротой. И многое начиналось на строительной площадке треста «Укрстрой». На Чиланзаре был выбран первый ковш земли, и здесь украинцы — чуть больше чем за два месяца построили первый дом, первые квадратные метры из братского миллиона.
Чаще других Ташкент посещал заместитель начальника Главкиевгорстроя Михаил Васильевич Рудов, который в годы Великой Отечественной войны с. отцом и матерью на паровозе «ФД» проехал от Днепропетровска до Ташкента. Чтобы локомотивный парк не достался захватчикам, Наркомат путей сообщения перегонял «сплотками» паровозы на Восток. Так попал шестнадцатилетний М.В.Рудов в Ташкент и стал работать с отцом на паровозе в качестве кочегара. После освобождения Украины возвратилась семья на родину. Михаил Васильевич получил высшее образование, позднее стал комсомольским работником и в пятидесятые годы работал в Москве вместе с К.М.Муртазаевым — тогда секретарем ЦК ВЛКСМ. Михаил Васильевич отличный друг, который в тяжелые дни никогда не оставит в беде, в чем имел возможность сам убедиться не раз. Он обладает даром выслушать человека, ну а собеседник он незаменимый. Прошло более двадцати пяти лет со дня нашей первой встречи, наша дружбы выдержала много испытаний, и не простых. М.В.Рудов, как и прежде, остался моим другом.
А.Н.Шепетильникова, управляющего трестом Укр- строй, привели в Ташкент не только долг, но и давняя любовь. Четыре военных года жили Шепетилышковы в семье ташкентца Закира Ганиева. «Жили одной семьей, каждый кусок делили пополам. Сыновья дяди Закира стали моими братьями», — вспоминал Аркадий Николаевич. Когда произошло землетрясение, Шепе- тильников тут же позвонил в Ташкент Ганиевым. Его успокоили — дом цел — и пригласили в гости. И он приехал вместе с женой. Снова Шепетилышковы поселились у Ганиевых: устроились в палатке во дворе. Таким людям, как Шепетильников, самой природой дано быть лидерами, его аналитический ум диктовал поведение — спокойное, вдумчивое, скромное. Его любили, рядом с ним не было криков, нервозности, паники. Он умел убедить, подчинить все достижению цели.
Посетил Ташкент в июле 1966 года и начальник Главкиевстроя В.А.Гусев, принимавший активное участие в застройке города, человек большого жизненного опыта, с широким кругозором, отличный инженер-строитель, вскоре избранный мэром Киева.
Мы часто встречались с замечательным человеком, курировавшим строителей России, Председателем Госплана республики К.Герасимовым, гордившимся тем, что было сделано от души многочисленным коллективом россиян. Побывал на стройках города и первый заместитель Председателя Госплана Союза В.Я.Исаев,
который считал, что качество вводимого жилья должно быть лучше, что мы строим новый город, что весь мир диву дается тем темпам, которые были взяты на восстановлении Ташкента. В прошлом мэр города на Неве, Владимир Яковлевич попросил отвести его на стройплощадку «Ташленстроя», где состоялась теплая встреча с управляющим трестом И.Березовским, главным инженером О.Зебровым и всеми теми строителями Ленинграда, которые строили новый Ташкент.
Сегодня все они продолжают работать, их дни заполнены проблемами — служебными, личными, общественными: и у заместителя председателя Госстроя России М.П.Коханенко, и у министра специальных и строительно-монтажных работ Украины А .Н. Шепетильни- кова, и у министра жилищно-коммунального строительства России О.Е.Зеброва, и Героя Социалистического Труда начальника Главвладимирстроя В.Н.Маркина, и у министра жилищно-коммунального хозяйства Москвы А.С.Матросова, и у М.В.Рудова — бессменного заместителя начальника Главкиевгорстроя. Все они помнят эпопею восстановления Ташкента, а здесь стоят сотни домов как символ нашей нерушимой дружбы.
Уже в начале июня 1966 года город представлял грандиозную строительную площадку. Здесь работала стотысячная армия строителей, оснащенная всем необходимым, с необычайным зарядом энергии, дружелюбия, желания, чтобы их детский сад, школа, кафе, жилой дом были самыми хорошими. Это был триумф силы и мощи советского государства, сила нашей дружбы народов. Это была новая глава в истории нашего народа — начало рождения нового Ташкента.
К началу 1970 года строители Москвы завершили выполнение своих обязательств, построив 78 домов жилой площадью 230000 кв. метров в комплексе с тремя школами на четыре тысячи учащихся, семь детских комбинатов на две тысячи мест, девять объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Главленинградстрой и Главзапстрой ввели в эксплуатацию сорок четыре дома на 2604 квартиры жилой площадью сто тысяч квадратных метров, школ на две тысячи мест, два детских комбината на 560 мест, два магазина, аптеку, почту, сберкассу и кафе-столовую.
Весомый вклад в восстановление Ташкента внесли тысячи квадратных метров жилья, магазины, столовые, освоив 41,5 миллионов рублей капитальных вложений. В 1967-1968 гг. было освоено 107,2 миллионов рублей, ташкентцы получили еще почти 220 тысяч квадратных метров жилья. А в первом полугодии выполнили свои обязательства, построив в общей сложности более 330 тысяч квадратных метров жилья, школы на 65600 учащихся, детсады на 2940 мест, 16 магазинов, два общественных центра, поликлинику на 800 посещений. В 23-м квартале Чиланзара, в центре города, в кварталах Ц-4, Ц-5 оставили добрую намять о себе российские строители.
За три года строители Украины ввели 64 жилых дома жилой площадью 165 тысяч квадратных метров, экспериментальную школу, самую большую в то время в стране, на 2600 учащихся, с крытым плавательным бассейном, замечательным мозаичным панно, украсившим улицу Т. Шевченко. Прошло почти 25 лет, как была построена эта школа, а панно смотрится так, как будто вчера убрали леса и подмостья. Вот что значит делать от души, для братьев и друзей. А как смотрелись только что введенные кафе «Украина», «Киевлянка», детские сады, магазины на месте снесенных аварийных домов! Частенько едучи рано утром в исполком или глубокой ночью возвращаясь на несколько часов домой, я любил побывать на площадке у своих друзей в Ц-7, где день и ночь не умолкая «шли бои» за новый дом, детский сад, а руководители района Б.Г.Халилов, В. А .Бирюков вместе с управляющим трестом «Укрстрой» А.Н.Шепетильниковым и главным инженером В.Ф.Темерте организовали это «наступление» на старые развалины, давно отслужившие свой век строения. Диву давался их работоспособности, так могли работать самоотверженные люди, любящие свое дело, дело созидания.
Сколько нужно было проявить умения, чтобы сохранить зеленый наряд на улицах Чимкентской, Г.Титова и других, и не только сохранить, но и осуществить новые посадки! Во все это было вложено почти 67 млн. рублей.
Мало кто знает, что освобождение этой площадки мод застройку в квартале Ц-7 на улицах Шевченко — Узбекистанская — Ленина — Космонавтов шло очень трудно, люди из центра города не хотели уходить
да и пригодился метод закавказских республик выдачи ордеров на квартиры «под котлован», который применил председатель Ленинского райисполкома Б. Г. Халилов вместе со своим заместителем В.А. Бирюковым, и все сделали, чтобы выполнить свои гарантии в своевременном предоставлении жилья семьям, поверившим райисполкому. Это был большой успех, и метод сноса с предоставлением квартир «под котлован» нашел у нас широкое применение вплоть до конца 1983 года.
Белорусские строители возвели на 24-м квартале Чиланзара девять домов (26,6 тысяч кв.метров), украсивших этот квартал, в которых разместилось 750 семей ташкентцев, школу на 960 учащихся. Казахские друзья построили 14 домов жилой площадью 28,3 тысяч квадратных метров, расположенных на улице Ка- тартал в Чиланзарском районе.
Грузинские строители ввели 20,9 тысяч квадратных метров, а на улице Шота Руставели соорудили монумент «Дружбы народов».
В тринадцати жилых домах площадью 29,7 тысяч квадратных метров, возведенных на улице Рисовой и на Чиланзаре азербайджанскими строителями, поселились 966 семей.
Строители из Литвы за год с небольшим, к 7 ноября 1967 года, выполнили свои обязательства, ввели четыре дома площадью 10,7 тысяч квадратных метров на 300 квартир. Детский сад-ясли на 280 мест стал украшением микрорайона не только по качеству строительных работ, но и по оборудованию, оснащению, мебели, игрушкам, завезенным из республики.
В квартале Ц-24 Чиланзарского района молдавские строители ввели в эксплуатацию два дома на 160 квартир площадью 6,7 тысяч квадратных метров, детсад на 280 мест.
Латышские друзья построили 8,9 тысяч квадратных метров жилья, на которых расселилась 221 семья. Киргизские строители на улице Катартал построили 336 квартир площадью 11,5 тысяч квадратных метров.
Строители из Таджикистана, по соседству с братскими республиками из Туркмении и Киргизии, построили шесть домов на 284 квартиры площадью 8 тысяч квадратных метров, детский сад на 280 мест.
Армянские строители за полтора года выполнили свои обязательства, построив два стопятидесятиквар- тарных дома жилой площадью 15,3 тысяч квадратных метров и детский сад на 280 мест.
Строители Туркмении за два года построили 9 тысяч квадратных метров жилья, в которых поселились в квартале Ц-9а триста семей ташкентцев.
Военные строители в 1967 году выполнили свои обязательства, построив 170 тысяч квадратных метров жилья, школы на 1200 мест, детские сады на 720 мест, 3 столовых, два магазина и многие другие объекты. Министерствами и ведомствами СССР было построено жилья 156,3 тыс. квадратных метров, школ на 1000 ученических мест, детских дошкольных учреждений на 840 мест.
Рос и креп главный подрядчик по застройке города Главташкенстрой, который возглавлял И.В.Марцинюк, заместитель Председателя Совета Министров республики. Подразделения Главка ввели более двух миллионов квадратных метров жилой площади. Объем строительно-монтажных работ возрос в 1970 году по сравнению с 1965 годом более чем в два раза.
В городе выросли жилые массивы Чиланзар, Высоковольтный (ныне Северо-Восток), Кара-Камыш, Куйлюк, Север (Юнус-Абад), город-спутник Сергели, всем известные кварталы «Россия», «Москва», «Ленинград», «Украина», «Казахстан» и другие.
Если в 1965 году около восьмидесяти процентов жилых домов составляли одноэтажные каркасные и саманно-глинобитные строения, не отвечающие ни санитарным, ни сейсмическим требованиям, то к началу 1971 года их количество сократилось до тридцати процентов.
В ремонте и повышении сейсмостойкости старого жилого фонда большую роль сыграло Управление восстановительными работами, которое состояло из четырех генподрядных трестов, образованных на базе ремонтно-строительных управлений городского ремонтно-строительного треста Ташгорисполкома, пополненные военно-строительными и студенческими отрядами. Набирал силы и сам городской ремонтно-строительный трест горисполкома, который вместе с подразделениями Главташкентстроя сыграл важную роль в восстановлении городских объектов и, прежде всего, школ, детских садов, поликлиник и больниц.
Райкомы и райисполкомы делали все для того, чтобы расположенные в их районах строительные организации были обеспечены рабочими, техникой, всем необходимым для быстрейшего завершения восстановительных работ.
Восстановительные работы в Ташкенте были организованы по трем основным направлениям: снос полностью вышедших из строя объектов, к которым относились обвалившиеся или обрушившиеся строения, а также здания и сооружения, потерявшие несущую способность; временное восстановление строений, пригодных для срочного расселения лишившихся крова жителей, с последующим их сносом по плану реконструкции города; восстановление зданий и сооружений, частично потерявших несущую способность, но сохраняемых в первое время в составе постоянного фонда застройки города.
После выполнения плана восстановительных работ тресты NN 7,8,9,10 были переключены на общестроительные работы, а Управление восстановительных работ стало заказчиком по проектированию и строительству Ташкентского метрополитена.
Министерство транспортного строительства СССР при активном участии заместителя министра Н. И. Литвина оказало помощь в организации треста «Ташкентдорстрой» на базе СУ-461, который осуществлял работы по пробивке и строительству новых магистралей. Его возглавил Ю.Ф.Чередников. Для сооружения путепроводов, мостов, подземных пешеходных переходов на базе мостоотряда N 13 был организован Мостотрест N 7, который возглавил П.В.Семенов.
Благодаря усилиям этих коллективов в городе были построены проспекты Дружбы народов, 50 лет УзССР, улицы Катартал, Фархадская, часть кольцевой дороги на участке улицы Шота Руставели, Куйбышевское шоссе. Как создавалась, строилась каждая магистраль, проспект, улица — это отдельные истории. Мы понимали, что без пробивки новых магистралей, проспектов невозможно улучшить транспортное обслуживание населения. На одном из разборов в институте «Ташгипрогор» кто-то из специалистов сказал: «В Чиланзарском районе наибольший объем жилищного строительства, и мы не решим проблему транспортного обслуживания населения, если по-прежнему будем возить людей по улице Шота Руставели!»
Затраты времени на поездку на трамвае от Чилан- зара до гостиницы «Ташкент» по улицам Мукими, Шота
Руставели, Саперная, Самаркандская составляли сорок минут. Напрямую — двадцать минут, и Вы в центре города.
Всеми силами мы взялись за пробивку этой магистрали. А она задала нам задачу: сселить в осенне- зимний период почти 800 семей.
Рабочий день мы начинали на улице Узбекистанской, а поздно ночью собирались в штабе по строительству проспекта. Дела со сносом и переселением семей, а это настоящая драма для людей, из ветхого жилого фонда на земельные участки индивидуального массива шли очень медленно. Каждая семья искала транспорт, людей на разборку старых домов, погрузку стройматериалов. И вот тогда мы обратились за помощью к депутату городского Совета, командиру воинской части Бурхану Хасановичу Сиражиддинову с просьбой ежедневно в течение 7-10 дней выделять 35- 40 автомашин и по 4-5 солдат на каждую из них, чтобы ускорить сселение. Учитывая, что началась зима, мы многим семьям выделили квартиры сроком на год в новых домах на Чиланзаре.
Утром в назначенное время прибыли транспорт и солдаты во главе с офицерами. Предлагаем людям воспользоваться предоставленной помощью — никакой реакции. Трудно представить более сложное положение. И вдруг подходит к нам пожилая женщина и просит выделить ей машину и солдат. Когда люди увидели, как аккуратно и быстро работают солдаты, мигом весь транспорт и личный состав был разобран по домам, и работа закипела. Обрадованный таким началом, поехал в Исполком.
В двенадцать тридцать звонок А.С.Сакиева с просьбой приехать на место производства работ. Оказывается, в обеденный перерыв от толчка рухнул старый дувал и задавил солдата, которому оставалось служить всего несколько месяцев. Такой трагический случай! После этого случая мы усилили внимание к безопасности выполнения работ. В течение декады снос был завершен.
Параллельно с пробивкой проспекта шла укладка трамвайных путей. Встретились две преграды. Старый аварийный мост через канал Бозсу у здания ЦК Компартии Узбекистана мы заменили на современный. Через канал Ак-тепе проектом предусматривался прекрасный мост с железобетонными балками длиною в 33 погонных метра. При всех наших усилиях мы их не нашли и с разрешения Председателя Совета Министров республики Р.К.Курбанова временно заменили малым мостом. Это позволило уже в 1968 году пустить трамвай напрямую в центр. Основной мост, украшающий проспект и сегодня, был введен в 1971 году.
Коллектив мостотреста успевал не только возводить искусственные сооружения на вновь пробиваемых проспектах и улицах, но и ликвидировать ветхие мосты. Сегодня украшением города являются такие сложные инженерные сооружения, как путепроводы на Луначарском шоссе, улице Энгельса, Богдана Хмельницкого, мосты на улицах Карла Маркса, Куйбышевском шоссе, Пушкина, Якуба Коласа, в четвертом жил- городке, через канал Кара-Су, улицу Космонавтов, подземные переходы на улице Узбекистанской, на проспекте В.И.Ленина. А ведь все это не только сложные инженерные сооружения, но и дорогостоящие объекты. Общая протяженность искусственных сооружений, возведенных за это время коллективом мостотреста N7, составила семь километров.
Большой заслугой следует считать строительство коллективом «Востокподземстрой» коллектора (на глубинах от пяти до одиннадцати метров), в который был помещен канал Чаули. Этот канал брал свое начало из озера парка «Победы», шел через центр города, пересекая Ц-4, Ц-5, Ц-6, улицы Сулейманова, К.Маркса, Узбекистанскую, Шевченко и впадал в Салар. Он приносил много бед, в сильные дожди заливал улицы, дома, склады. Качество выполненных работ в течение четверти века не вызывает нареканий.
Исполком особое внимание уделял инженерному обеспечению всего комплекса городского хозяйства. Если в 1965 году обеспеченность жилого фонда коммунальными услугами составляла: водопроводом — 40,8%, канализацией — 32,8%, центральным отоплением — 42%, газом — 71%, то в 1970 году — соответственно 79,1%, 66,7%, 77,2%, 76,8%. Мощность городского водопровода выросла до 816 тысяч кубических метров воды в сутки, очистных сооружений, канализации — до 352 тысяч кубических метров в сугки, или в два раза. Городские эксплуатационные службы в эти годы не допустили ни одного срыва ввода какого-либо объекта. Работы было, как говорят, невпроворот. И здесь нельзя не сказать о таких замечательных людях, как руководитель треста «Водоканал» и его служб Мехман Ишанович Ходжаев. Уроженец Ташкента, он окончил отделение водопровода и канализации Среднеазиатского индустриального института, прошел путь от техника до управляющего трестом, отдал любимому делу 38 лет. Мехман Ишанович работал в тресте «Водоканал» с 1934 года, в том числе управляющим с 1943 года. Это был величайший профессионал, бесконечно увлеченный и преданный своему делу. Он автор семи крупных изобретений. За разработку и внедрение в промышленном масштабе высокоэффективных способов обработки осадков городских сточных вод удостоен в 1977 году Государственной премии Узбекской ССР им. А.Р.Беруни.
М. И. Ходжаев работал на перспективу, планировал развитие треста на 10-15 лет вперед. Городским водопроводом пользовались многие кишлаки и поселки пригородных районов, что возможно только при значительных запасах мощности водопроводных сетей. Отношения этого замечательного руководителя с работниками строились так, как сейчас описывают в книгах о японском стиле менеджмента. Отношение к людям было в высшей степени уважительным, заботливым. Сотрудники треста имели огороды и коллективные сады на землях, принадлежащих тресту, отличные детские сады и пионерлагерь. Текучести кадров здесь практически не было. Сам М. И. Ходжаев пользовался колоссальным авторитетом и популярностью не только в коллективе, махалле, где он проживал, его хорошо знали и уважали в городе, республиканских организациях.
Рука об руку с М. И. Ходжаевым трудился главный инженер Михаил Иванович Панченко. В этой должности он проработал 30 лет. У заместителя управляющего трестом Николая Ивановича Рукосуева, Махмуса Закировича Закирова, Виталия Алексеевича Крыженкова, Владимира Гаустовича Ордуханова, Шаатхама Шахали- мова, Михаила Максимовича Кочегарова одна запись в трудовой книжке — трест «Водоканал». Это ли не яркое свидетельство того, что эти люди любят свое дело, знают его, дорожат коллективом, в котором работают, и каждый из них понимает, что такое хорошая вода в городе с двухмиллионным населением и резко континентальным климатом. Мощность городского водопровода за двадцать лет возросла более чем в 6 раз, а протяженность сети водопровода — в 3 раза, мощность очистных сооружений увеличилась в 15 раз, протяженность сетей — более чем в 11 раз. Это ли не подвиг?
Вместе с этим, большую роль в развитии городского водопровода и канализации в те годы сыграли генподрядный трест N 3 во главе с Л. Я. Пикмаиом, субподрядные тресты «Ташинжстрой», «Танггрансспецст- рой» во главе с М.А.Абдукадыровым, В.Н.Арбузовым, В.Б.Виксманом, Р.Г.Асриевым. Чтобы выполнять такие объемы работ, им нужно было трудиться со своими коллективами по 10-12 часов в сутки. А вновь созданный участок подземной проходки в составе треста «Ташинжстрой» работал в три смены.
В 1980 году управляющим трестом «Водоканал» был назначен Закирходжа Тураходжаевич Салиходжаев, в прошлом подрядчик треста, специалист, хорошо знающий это хозяйство. Он и сегодня, как и его предшественники, делает все, чтобы система набирала мощность и бесперебойно работала. Несмотря на сложные условия, коллектив треста «Водоканал» по-прежнему занимает одно из ведущих мест среди отраслей городского хозяйства, отличается высокой надежностью.
Получая большую финансовую и техническую помощь быстро набирали силу подразделения Главного управления благоустройства исполкома. День и ночь, не зная выходных, работал завод по выпуску асфальтобетонной массы, которая шла непрерывным потоком на вновь пробиваемые магистрали, на благоустройство массивов индивидуальной застройки. Располагая большими мощностями по производству асфальтобетонной массы Главное управление благоустройства оказывало большую помощь строителям из братских республик в устройстве дорог, тротуаров, у вновь возводимых ими домов и объектов соцкультбыта. Московские строители в ответ своими силами из своих конструкций и материалов только по улице Шота Руставели соорудили три пешеходных подземных перехода. Так смог решать вопросы смелый человек, им был А.С.Матросов, ныне вице-мэр Москвы, а в то время главный инженер треста «Мосинжстрой».
Осуществляя реконструкцию и застройку города, мы в широких масштабах вели работы по озеленению. Достаточно привести такие цифры. Если в 1962 году на капитальное строительство объектов благоустройства было направлено 2,2 миллиона рублей, то в 1970 году — 13,7 миллиона рублей, или в шесть раз больше. Общий же объем работ по благоустройству увеличился за это время с 9,4 миллионов рублей до 42. Количество подразделений, занятых на благоустроительных работах, увеличилось с 32 до 45, а численность их персонала возросла вдвое.
В оснащении Главного управления благоустройства помогали многие города страны, в особенности Москва. Это обстоятельство позволило ускорить реконструкцию улицы Шота Руставели от площади Саперной до улицы Шевченко, улицы Лахути от улицы Шевченко до улицы Навои, а также улиц Высоковольтная, Волгоградская, Курулуш, Фархадская, Юго-западный радиус и многие другие.
Сравнивая Ташкент начала шестидесятых годов и сегодняшний, с гордостью вижу: великолепный большой город, который очаровывает своим зеленым нарядом, бульварами, парками, подземными пешеходными, современными транспортными развязками, фонтанами, цветниками. Это заслуга многотысячного коллектива благоустроителей столицы и, убежден, замечательного человека Шамсутдина Исламовича Исламова. Он прошел путь от техника дистанции связи на Ташкентской железной дороге до начальника Главного управления благоустройства, более 25 лет возглавлял этот коллектив, великолепно знал городское хозяйство, ибо работал ранее первым секретарем Октябрьского райкома партии и первым заместителем председателя Ташкентского горисполкома.
Главным талантом Ш.И.Исламова был организаторский. Он грамотно и четко ставил задачи, определял пути их решения. Работал только с профессионалами. При должностных назначениях руководствовался не приятельскими отношениями или принципами родства и землячества (есть такой грех в человеческой природе), а только компетентностью, деловыми и личными качествами претендента.
Его внешняя строгость скорее была высокой требовательностью к себе и подчиненным. Он уважал людей. К нему приходили с многочисленными просьбами. Он не все мог удовлетворить, но после общения с ним люди уходили успокоенные его вниманием, разъяснением. И сегодня очень многие тепло вспоминают об этом удивительном человеке, много сделавшим для города. Улица недалеко от киностудии «Узбекфильм», где
он проживал до своей кончины в 1988 году, теперь носит его имя.
Как-то я обратил внимание на то, что в аппарате управления благоустройства мало инженеров, на что Шамсутдин Исламович ответил: «А Вы знаете, у нас инженер получает 79 рублей зарплаты». Решил просить исполком, чтобы вновь принимаемым специалистам, инженерам, в зависимости от того, как они покажут себя, предоставляли жилье в течение года-полутора лет работы. Вскоре пришли в управление Н. И. Зисман, С. В. Срапьянц, С. А. Талипов, X. О. Расулов, А. П. Матвиенко, А. П. Шаталов и многие другие, которые позже возглавили крупные подразделения и резко повысили качество их работы. Тогда же стали использоваться разные типы плит мощения, железобетонные ирригационные лотки, тротуарные и дорожные бордюры. И все это стало идти потоком с вновь созданных баз и предприятий управления благоустройства.
Как-то один из видных архитекторов назвал жемчужиной участок вдоль канала Бозсу-Бурджар между улицами А. Навои и Богдана Хмельницкого. А приехавшие на угверждение генерального плана Ташкента заместитель председателя Госграждансгроя профессор И. В. Баранов, архитектор А. О. Кудрявцев, директор института «Мосгоспроект» N 1 А. Г. Рочегов и другие, — я сопровождал их от гостиницы на улице Германа Лопатина до ЦК Компартии Узбекистана — заявили, «что сегодня редко можно встретить город, в центре которого так красиво и ухоженно смотрелись бы набережная, полноводный канал и безукоризненно выполненное озеленение.
Автором реконструкции этого участка была архитектор Мария Кондакова. Активное участие в создании бесподобной красоты участка принимали директор Ташгипрогора О. А. Рушковский и другие специалисты институт. Проектом предусматривалось строительство пяти каскадов. Признаться авторам, что у нас нет на это сил и средств, я не мог, поэтому на планерке заявил, что будет три каскада.
Правда, мы бросили на этот участок все силы исполкома, тресты «Гордоррсмстрой», «Горремстрой». Коллективы работали не покладая рук, выполняя но проекту две широкие красивые лестницы из гранитных проступей, благоустраивая подходы к красивейшему зданию ЦК Компартии Узбекистана.
Спасибо за документальную правду о том, как вся великая страна, весь СССР, восстанавливали и отстроили родной нам Ташкент после землетрясения! Жаль, что нынешняя молодежь, а это миллионы людей, ничего об этом не знают, что не удивительно, т.к. ещё в 92-93г.г. сам слышал по телеку, а потом читал в ташкентских газетах слова «первого лица» государства, утверждавшего что Ташкент после землетрясения был отстроен и восстановлен руками самих ташкентцев и СССР тут не причём! Последующие два десятка лет с нескончаемыми переименованиями улиц и войны с памятниками по всей республике — говорят сами за себя… Однако, любому лихолетью рано или поздно приходит конец. Поскорее бы!
Михаил[Цитировать]
Да и я,не хочу показаться не скромным,внёс свою небольшую лепту в восстановление Ташкента. Приехал по «комсомольской путёвке» в июле 1966 года и проработал в СУ-69 треста 11 «Высотстрой» 10 лет. Замечу,что главным инженером треста в 70-х годах был сын Г.М. Саркисова, Павел Георгиевич Саркисов.
Николай Басов[Цитировать]
Спасибо Вам!!! От души! Дай Бог здоровья побольше и долгих лет жизни!
Михаил[Цитировать]
Маркин Валентин Никитович – заслуженный строитель России, Герой Социалистического Труда.
В апреле 1966 года произошло страшное землетрясение в Ташкенте. На восстановление разрушенных домов и зданий из разных уголков страны направлялись строительно-монтажные поезда. С первым же рейсом в Ташкент отправился и Валентин Никитович Маркин. Он работал над восстановлением города шесть лет. В последние три года возглавлял Главташкентстрой. За это время под руководством Маркина было построено множество красивых зданий с ажурной кирпичной кладкой и даже метро. Сколько сил, ума, самообладания потребовалось ему для того, что-бы убедить местное население прекратить агрессию к строителям. Но как бы ни было трудно, он всегда мог сплотить вокруг себя единомышленников, друзей, которых никогда не забывал.
«Люди земли Владимирской» стр. 32-33.
на фото: Первый секретарь ЦК КП Узбекистана Ш.Р. Рашидов, начальник Главташкентстроя В.Н. Маркин и Председатель Президиума Верховного Совета Узбекистана Я.С. Насреддинова. Ташкент. 1970 г.
http://docplayer.ru/40003813-Studenuyu-goru-nakroyut-kupolom-vladimirskaya-oblast-zhilfond-na-avtomate-may-104.html
ВиоЛав[Цитировать]