Камиль Еникеев: Как я метро снимал Ташкентцы Фото

«Ташкентское творчество» — очень сложная стезя, в которой зачастую больше саморекламы, чем самовыражения.

История стара как мир: прежде чем заняться творчеством, нужно хорошенько заработать. Поэтому большинство «ташкентских фотографов» делятся на два типа: те, кто живет за счет саморекламы, и те, кто думает, что занимается искусством. И тех, и других много.

К сожалению, у нас почти нет некоммерческих организаций, которые бы поддерживали молодежь в их увлечениях. А ведь это нужно.

Почему фото метро получило такой резонанс? Потому что такого не было. Моей заслуги, по большому счету, в этом никакой.

— Как удалось?
— Вы сейчас удивитесь, но я просто написал открытое письмо на сайт Единого портала интерактивных государственных услуг. Суть вкратце: «Я, простой ташкентский фотограф, хотел бы сделать серию фотографий метро Ташкента для потомков».
Через какое-то время мне пришел ответ, что мой запрос отправили на рассмотрение в Ташкентский метрополитен. После чего мне дали официальное разрешение ГУП Ташкентского метрополитена, благодаря которому я мог сфотографировать все станции метро Ташкента в течении пяти рабочих дней.

И несмотря на все перипетии, без чего не обходится ни одно мероприятие, хочу заметить, что наши блюстители порядка очень серьезно подходят к вопросам безопасности. Каждый мой визит на любую из станции, несмотря на наличие сопровождающего меня человека, дублировался проверкой документов и контрольным звонком. И да, рядом со мной всегда был человек, который давал рекомендации касательно ракурсов съемки.
Так или иначе, я отснял все станции за четыре дня. И все-таки реализовал свою задумку.

И даже здесь критика

Были комментарии о том, что где-то я переборщил с обработкой в фотошопе. Может и так. Но это мой взгляд. Я вижу наш метрополитен именно таким – красивым, глянцевым, утонченным. Я хотел, чтобы жители Ташкента обратили внимание на эту красоту, чтобы они ею гордились.

Мой знакомый увидел фотографии станции Buyuk Ipak Yuli и возмутился, якобы «там нет расписных куполов». А они-то там есть. То есть люди прожили в Ташкенте всю жизнь и не замечали этого.

Находясь заграницей, я всегда говорил: «У нас красивое метро!». А в ответ: «Покажи». И тут понимал, что на этом  разговор окончен. Вот и ответ – как появилась идея. Очень просто. Она была нужна.

Один парень поделился со мной фотографиями Арбатско-Покровской линии московского метрополитена. Эти станции славятся по всему миру удивительно красивыми панно, которые рисовали художники со всего Союза. Каждое из этих панно стоит миллионы и считается произведением искусства. Хотя все остальное метро в Москве, на мой взгляд, не столь красиво.

Наш родной метрополитен считается одним из красивейших в мире. Каждая из станций – почти музей. А снимков этой красоты в общем доступе практически не было.

Моей заслуги в этом нет

Весь этот ажиотаж вокруг фотографий… Я к нему не стремился. Да, приятно, меня указали, как автора снимков, стали распространять в интернете. Но что дают мне все эти «лайки»? В итоге, так или иначе, мое имя забудется, а снимки останутся. Ради этого я их и делал.

— Вы сейчас полностью отрицаете тщеславие. Однако, думаю, все-таки было приятно увидеть свои фотографии в разных изданиях? Или все же преследуете иные цели?
— На данной этапе жизни эти фотографии распространились только в сети интернет. А цель у меня немного другая – создание «Фотоальманаха современного Ташкента».
У меня огромный архив фотографий. Например, фото «Голубых Куполов» или «Старого Бродвея», куда мы приезжали по воскресеньям и гуляли. Это память. Это детство.
Да, Бог с ним, что срубили деревья. Дело не в этом. Проблема в нашем понимании. Кто-то будет рубить, кто-то будет сажать. Кто-то будет фотографировать метро, кто-то сверху будет наблюдать. Когда я пойму, что это бессмысленно и нужно «косить бабло», будет другой разговор.

— Потому что получили отдачу?
— Да. Безусловно. Мне уже писали люди из Японии, Китая. Видимо, работа не прошла зря.
Когда такой проект делали в Москве, было много возмутившихся. У нас – нет. Я не видел ни одного ташкентца, который бы сказал: «Да кому нужен этот проект с метро?».

— Чего не хватает сегодняшней молодежи?
— Мозгов. Много молодежи, которой мало надо.
Практически не осталось людей, которые бы могли своим примером показать, что «так нельзя», которые бы сказали, что «не ради этого войну прошли». Сейчас другое поколение — поколение контрастов. Контрастов во всем…

Но меня радует то, что в Ташкенте появилось огромное количество прекрасных людей, работающих за идеи. Например, Антон Папин, создавший группу «Молодая фотография Узбекистана».

— Работают? Это ли не хобби?
— Может, и так. Но создав себе хобби, ищешь «форточки», как превратить ее в работу.

— «Система перемалывает идеалистов». Как Вы относитесь к этому высказыванию?
— Идеалист до той поры идеалист, пока не взялся за материальное.

Сардор Алимов: В некоторых местах вы сами себе противоречите. Мне кажется, вы больше мечтатель, который придумал себе определенные стандарты и идеалы и следует им. Говоря про фотографов и коммерцию. Мне кажется, здесь все зависит от самолюбия. Да, вы правы, «прежде, чем заняться творчеством, нужно хорошенько заработать». А займетесь ли вы потом искусством, не растеряв мечты по пути, зависит только от вас.

Камиль Еникеев: Я говорю о том, что есть то, что мне нравится и то, что не нравится. Это присуще творческим людям. Если мне что-то не нравится, я никуда не пойду. Здесь не столько противоречие, сколько жизненная позиция.

Сардор Алимов: Жизнь всегда делится на два типа — коммерция и творчество. Мне кажется, невозможно заниматься либо одним, либо другим.

Камиль Еникеев: Вы говорите, что коммерция — это неизбежность. Я не соглашусь.

Мария Мусакова: У вас внутри борьба…

Камиль Еникеев: А у вас нет? Вы бы могли сделать, как все – увидели красивые «фотки», написали мне сообщение «напишите пару мыслей» и сделали из этого якобы «статью». Но вы же так не сделали, а могли. Это борьба. Все мы боремся.
Жизнь такая короткая штука. Но мы видим столько кадров каждое мгновение. Мне кажется, фотографы – самые счастливые люди. У них всегда есть «память». Мы умрем, а кадры останутся.

Источник: Камиль Еникеев. Как я метро снимал

10 комментариев

  • Фото аватара Boris:

    Еще раз хочу сказать большое спасибо автору фотографий — Камилю Еникееву. Я думаю , что он мог бы подготовить и издать на основе своих фото набор открыток с видами метро, хотя он сам отвечает, что пока комерческая сторона вопроса его не интересует.
    Проработав в прошлом веке двадцать лет на строительстве Ташкенского метрополитена я хорошо знаю, как много «пота и крови» скрывается за красивыми фасадами станций и поэтому многим бывшим ташкентским метростроевцам, разъехавшимся по многим городам и странам, конечно, будет очень интересно посмотреть, как выглядит Ташкентское метро сейчас и вспомнить, кем и каким трудом эта красота создавалась.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лиля Брик:

    Вы уж меня простите,может не в тему,но я никак не могу понять запрет на фотографирование станций Ташкентского метро. Чего до меня не доходит? Какие там секреты,которые не вооружённым глазом не видны,а объектив фотоаппарата их улавливает? Может разъяснит кто, понимающий.

      [Цитировать]

  • Фото аватара AK:

    В реале станции выглядят не столь контрастно. Наверно и не ставилась задача раздражать едущие на работу и с работы толпы. Но сейчас возможно эти фото — пример для «рестайлинга».
    Наиболее яркие из ташкентских станций — Чилинзар, ХамидаОлмжана и Проспект Космонавтов. Фото последнего особенно понравилось. И станция Горького засияла бриллиантовыми ожерельями.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ирина:

    Всем, кто критикует и надумает критиковать Камиля Еникеева: что ж Вы, господа, сами не догадались, не получили разрешение, не потратили время и силы, не отфотографировали это все лучше чем он, и не показали всем, как это надо сделать?

      [Цитировать]

    • Фото аватара genezone:

      Да никто тут особо и не критикует. Автор молодец, нашёл правильное решение проблемы с запретом съёмки. Что касается обработки фотографий, то ничего страшного в этом нет(если, без фанатизма, ессно), практически все издания используют отфотошопенные фото. «Сырые» фото, как правило, только в архив…

        [Цитировать]

    • Фото аватара Олег Данилевский:

      Ирина, критика полезна для творческого человека, если у него достаточно ума и мудрости для её правильного восприятия. Насчёт «сами не догадались», «не отфотографировали это все лучше чем он» и т.д. — вот, почитайте: http://lurkmore.to/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0_%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%8F

        [Цитировать]

  • Фото аватара eugeen13:

    Молодец Камиль!!! Отличные работы!!!
    Если честно давно мечтал, чтобы кто-нибудь именно вот так вот обработал снимки станций нашего метро!!!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Хайдарыч:

    Мужик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Фома:

    Фотки класс, куртка велика по размеру)

      [Цитировать]

  • Фото аватара Сара:

    Низкий поклон Камилю за чудесные фотографии. Каждый видит мир вокруг себя по-своему. Фотографии метро Камиля — это то, как я вижу нашу «подземку». Хотя чаще всего мы забываем остановиться и посмотреть на привычную глазу красоту. Но есть в нашем метро несколько станций, которыми любуешься каждый раз. Спасибо всем, кто трудился над созданием подземки и ее станций, и тем, кто поддерживает чистоту и порядок в ней.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.