“Эй, веселей скачи, мой верный конь!” Разное Фото

Автор Эльмира Алейникова, фотографии  Маттео Моде.

В легендах и народных сказках главному герою часто помогает верный конь, наделённый необычной силой, выносливостью и мудростью. Порой сказочный конь не только спасает хозяина, но и помогает решить трудные задачи, совершить подвиги, завоевать любовь неприступной красавицы, выиграть в состязаниях. Легенды многих европейских народов утверждают, что кони когда-то были людьми, у восточных народов кони — излюбленные персонажи сказаний и песен. В этом нет ничего удивительного, ведь эти великолепные животные были первыми помощниками человека. Ещё первобытные охотники изображали на скалах сцены охоты на диких зверей с участием всадников верхом на лошадях.

В Центральной Азии издревле хорошие кони ценились и стоили, порою, целое состояние, а табун лошадей свидетельствовал о богатстве владельца. Сегодня кони постепенно уступили место автомобилям в быту, но остались ключевыми действующими лицами в традиционных играх купкари, всё ещё популярных в Узбекистане.

…Вспомнилось празднование весеннего Навруза в Фаришском районе Джизакской области несколько лет назад. Горы, голубое небо, воздух насыщены ароматами весенних трав и цветов. На склонах зеленых холмов расположились целыми семьями сельчане, рядом за праздничным дастарханом туристы из Японии и гости из столицы, бегает вездесущая ребятня, грациозно прогуливаются смуглые фаришские красавицы под разноцветными китайскими зонтиками, деланно не обращая внимания на веселую компанию молодых людей. Ржут кони, о чем-то громко говорят всадники. И вдруг все замерли. Судья взмахнул рукой, и лавина всадников сорвалась с места, погоняя коней. Один из наездников в старом шлеме танкиста вырывается вперед и на всем скаку подхватывает с земли тушу козла. Мгновение, и уже остальные окружили его, пытаясь отнять трофей. Неистового кричат болельщики, пыль из-под копыт коней на миг скрывает всадника с тушей козла, и вот уже судья объявляет победителя этого тура. И все начинается заново. Это узбекский улак или «купкари» — в буквальном переводе — «дело многих людей». На русском языке игру называют «козлодрание», на киргизском — «улак тартыш», на казахском — «кокпар».

Улак (купкари) — самый распространенный вид конного спорта узбеков, казахов, кыргызов, афганцев, таджиков, каракалпаков… Каждый именует игру по-своему, но, несмотря на некоторые различия, суть ее одна: овладеть тушей козла и доставить ее к финишу или бросить в специально очерченый круг.

В Центральной Азии лошадей разводят не одно тысячелетие. Этим занимались и предки народов, населяющих Ферганскую долину, Нуратинский хребет. Одним из древних районов коневодства был 3аравшанский оазис с центрами в Самарканде, Ургуте, Каттакургане. Разводили разные породы, но самой распространенной была карабаирская. Человек, у которого был конь, считался зажиточным, а кто имел табун, был богатым человеком. Эти критерии определения уровня достатка сохранились по сей день в сельских районах страны. Сегодня в Нуратинских горах и прилегающих к ним Кызылкумах лошади разводятся большей частью на продажу под седло (жеребцы). Лошадь на местном рынке в Фаришском районе лет пять назад стоила в среднем до одной тысячи долларов. Сегодня цены выросли, ведь кони тот же товар. Наилучшие верховые лошади, обученные для конноспортивных состязаний «купкари», стоят до нескольких тысяч долларов.

За века сложились приемы не только отбора, но и методы подготовки лошадей к соревнованиям. Так, для купкари животных начинают готовить с четырех-пяти лет, тренируют их, ухаживают как за детьми. Тренер — он же является и всадником, должен обладать недюжинной силой и ловкостью, чтобы одновременно управлять конем, суметь раньше других схватить тяжеленную тушу козла (кстати, тушу набивают солью!) и удержать ее до финиша под градом тычков, ударов и натиском противников. Важную роль при подготовке к состязаниям играет и местный кузнец, от его мастерства зависит удача. Вот уж действительно подкова — на счастье!

Купкари проводят на большие праздники, как Навруз, в выходные дни, особенно зимой, но самый массовый купкари — свадебный.

Традиционно свадьбы в Нуратинских горах проходят поздней осенью (после сбора урожая). Ноябрь. Гости с раннего утра, а кто и с вечера, съезжаются со всей округи, едут из соседних городов и столицы. Непонятно, что для них интереснее, — сама свадьба или купкари. Для женщин важнее присутствовать на церемонии — себя показать, на родню посмотреть, благословить новую пару. Мужчины же ждут-не дождутся начала состязаний, готовя призы и заключая пари. К игре заранее готовят не только лошадей, но и жертвенных козлов. В качестве призов выставляются верблюды, лошади, быки, козы, ковры, отрезы тканей, хрустальная посуда, сервизы и другие предметы быта.

Перед началом купкари гостей созывает глашатай. Он объявляет имя хозяина свадьбы и приглашает всех на угощение. После завершения трапезы старейший из аксакалов от имени собравшихся дает благословение игре. Сохранился до наших дней и обычай садиться на лошадь лишь после омовения и молитвы.

Всадники одеваются своеобразно, порой смешно, но практично. Ватные фуфайки или широкие на вате чапаны, ватные же штаны. Узкая одежда сковывала бы движения. Ноги во избежание травм обматываются плотной тканью. Сапоги надевают с широкими голенищами, за которые затыкают плетки.

Особые требования предъявляются и к экипировке лошадей. Так, уздечки должны быть без металлических украшений, а стремена — гладкими. К соревнованиям не допускаются лошади с шипованными подковами.

Для купкари выбирается просторное поле, обычно одно на несколько кишлаков, где проводят соревнования, большие праздники или базары. На расстоянии полутора километров друг от друга или меньше размещают два финиша — марра. Марра представляет из себя площадку диаметром до 20 метров. Обозначается рассыпанной соломой, известью или выкладывается камнями. В этот круг всаднику и необходимо бросить тушу козла. Кто это сделает — считается победителем. У черты, разделяющей поле для игры надвое, — место главного судьи и его помощников. Чаще всего судья и его помощники располагаются на тележке трактора, видимо, в целях безопасности, ведь фаришские парни славятся своей лихостью и силой.

Правила игры весьма строги. Наездникам не разрешается скакать в сторону зрителей, а последним — подавать им с земли тушу козла. Игроку нельзя наезжать лошадью на нагнувшегося наездника. Запрещено также сваливать с лошади захватившего трофей, вырывать его со стороны спины игрока. Но без синяков и ссадин все равно не обходится, как не суди. В пылу борьбы всадники не замечают боли, это уже после купкари считают боевые ранения, хвастаясь друг перед другом. Само собой разумеется, что в купкари участвуют исключительно мужчины. Но однажды в Фаришском районе нарушили это правило, разрешив участвовать в состязаниях девушке. Это была Наталья Бешко, сотрудница Нуратинского государственного заповедника, которая держится на коне лучше любого юноши. И что вы думаете? Она победила! Правда, участники-мужчины говорили, что они сами так подстроили, чтобы Наташа дошла до финиша и, якобы тушу козла ей на седло бросили, иначе бы она ее не дотащила сама… Кто знает, а может просто стыдно признаться, что девушке проиграли?

4 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.