Памяти художника, педагога, человека Искусство Ташкентцы

Архитектор Мазинов Э.Б.

Если художник «принадлежит своему времени», то его искусство не стареет.

(Оноре Домье)

Вбирая в себя, словно конденсируя, важнейшие мысли, чувства, душевные движения своего времени, умения увидеть и выразить особые оттенки и приметы морального и физического подвига своего современника, его раздумья и переживания, ритм его жестов, его эмоций и движений, — художник обретает вечную жизнь, неугасающую силу воздействия на людей последующих поколений, не взирая на катаклизмы чередующих веяний времен и эпох.

Такие качества были присущи художнику, педагогу, мыслителю, поистине удивительно скромному человеку — Зоркину Юрию Ивановичу.
017

В своем творчестве Юрий Иванович навсегда сохранил способность поражать зрителей пленительной новизной своего содержания и своей формой, абсолютно убеждающей, не могущей растерять заключенную в ней остроту жизненной достоверности и целостности ощущения времени.

Узбекское искусство понесло тяжелую утрату. Ушел из жизни педагог, художник, интеллигентнейший человек — Зоркин Юрий Иванович.

Юрий Иванович был не просто педагогом, художником, обладающий страстной энергией пытливого ума, горячего сердца. Он был на редкость одарен способностью чувствовать, понимать все то прекрасное, что создал человек в искусстве и в архитектуре, сопереживать со своими учениками, коллегами, просто людьми те или иные проблемы и умел находить в них правильные решения.

Юрий Иванович обладал исключительной трудоспособностью, редкой памятью, накрепко удерживающей все увиденное и преподносимое своим ученикам, работая в качестве преподавателя на кафедре рисунка и живописи архитектурного факультета Ташкентского Политехнического Института.

Обладая глубокими энциклопедическими познаниями в самых различных областях искусства и архитектуры, Юрий Иванович свободно широким диапазоном взглядов анализировал, сопоставлял, обобщал явление в искусстве в целом и в архитектурных проектах своих студентов в частности.

Обучая студентов архитектурного факультета, помогая постигая науку проектирования, являющейся основным предметом обучения, до последних курсов занимался и творчеством на кафедре живописи и рисунка.

Благодаря незабываемым урокам мастерства преподавателей этой кафедры, где работал Зоркин, многие студенты уже будучи маститыми проектировщиками продолжали свое творчество в рисунке и живописи. Вот такое ,по истине магическое влияние имели преподаватели-художники на своих учеников-архитекторов.

Искреннее, внимательное отношение к молодежи, забота о воспитании достойной смены проходило через всю многолетнюю педагогическую деятельность Зоркина. И мы, его ученики платили Юрию Ивановичу взаимной любовью и глубоким уважением. Если говорить о творчестве Зоркина вне стен института, то Юрий Иванович, занимаясь своим профессиональным трудом, никогда не позволял себе просто так написать картину, закончить ее с первого подхода, на одном дыхании.

В его работе — все его нервы, его мысли, огромная мобилизация всех сил и присущая только творческому человеку поэтическая напряженность.

В своем творчестве Зоркин считал себя независимым, ничем и никем не связанным и стремился во имя «чистого искусства» поставить себя вне влияний окружающего мира и времени, в котором он жил.

Определенность и настроение мастер выражал с помощью колорита. Это его личностное, исключительное, определяющее его стиль в живописи.

Зоркину было чуждо пресмыкание перед каким-либо доминирующим направлением в искусстве. Художник постоянно испытывал неуспокоенность и потребность поиска в своей творческой деятельности. Как и многие творческие люди свое молчание, переживания, мысли нередко Юрий Иванович доносил в частых беседах со своими учениками. «Выплеск» эмоций в творчестве и необходим, и полезен для снятия душевного напряжения.

Зоркин всегда считал, что художник и архитектор должны быть образными «летописцами» своего времени и в своем творчестве отображать знаменательные этапы истории родины. Тому пример многие произведения художников и архитекторов нашего солнечного Узбекистана.

В этом и был весь Зоркин Ю.В. со свойственным ему патриотизмом. Этому наш педагог учил и нас, в прошлом, студентов-будущих архитекторов.

В памяти нашей сохранились его горячие, вдохновенные лекции на занятиях живописи рисунка.

В каждом человеке при потере близких и знакомых невольно возникают воспоминания, связанные с ушедшим. Вот и на меня нахлынули теплые воспоминания о Юрии Ивановиче.
У меня во время учебы на архитектурном факультете появились вопросы по живописи и композиции, и возникла потребность в помощи преподавателя. Зорькин в моей памяти слыл человеком строгим, где-то важным, аристократичным. Мы, студенты, боялись его и лишний раз не обращались к нему. Зная, где он живет, я переборол себя и решил пойти к нему домой за консультацией. Теперь я понимаю, что с моей стороны было бестактно идти к нему домой, причем, в воскресный день. Пришел. Звоню. Открывает удивительно красивая женщина – гладко зачесанные черные волосы, жгучие глаза, ярко-красная кофточка. Это меня слегка смутило. Передо мной стояла настоящая узбекская красавица, которая оказалась женой Зорькина.
Я не почувствовал холода встречи из-за моего незваного визита и был приглашен в квартиру напрямую к чайному столу. Незаметно пролетели часы, и все мои вопросы были решены в теплой семейной обстановке. Но главное не в этом. Главное в том, что Юрий Иванович оказался удивительно теплым, семейным, гостеприимным, внимательным и веселым человеком.
С того момента пролетело много лет… 2014 год. Встреча в ресторане Тарона, посвященная годовщине нашего выпуска. На встрече вижу Зорькина. Мы все постарели, и Юрий Иванович тоже. Но его улыбка и теплота взгляда остались те же. После встречи Юрий Иванович позвонил мне и пригласил в гости. К моему стыду (каюсь) я так и не смог его посетить. Только потом до нас доходит, что мы упускаем важное в жизни: быть чуткими, внимательными, несмотря на нехватку времени и работу.

Кончина Зоркина Юрия Ивановича наполнила печалью сердца всех, кто его знал, учился, общался, дружил, жил с ним по соседству, а в памяти нашей сохранится образ прекрасного человека, достойно и красиво прожившего свою жизнь, заполненную большим и благородным трудом.


Гузаль Шамузафарова:
Юрий Иванович Зорькин преподавал живопись на архитектурном факультете Ташкентского политехнического института. Среди его учеников и мой брат, Анвар Шамузафаров. Когда в 2014 году у нас в Тароне состоялась встреча однокурсников брата, Юрий Иванович был приглашен на эту встречу как учитель. Через несколько дней при новой встрече Юрий Иванович подарил Анвару свою картину. Естественно, брат не захотел принять картину как подарок, а купил ее для нашего ресторана. На фото помещена эта картина.

1 комментарий

  • Фото аватара Ирина:

    Всегда замечала особое уважение художников, оказываемое Зорькину Ю.И. на выставках и на Биеннале, когда он появлялся там. Уразаев Дамир называл его «Патриархом», да наверно и не он один. Вечная память этому художнику и хотелось бы на годовой итоговой выставке в Академии Художеств увидеть побольше его полотен.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.