Они были первыми, часть десятая История Ташкентцы

Автор Владимир Фетисов

Они были первыми (10 Часть)

На этой виньетке, по-видимому, выпускники двух кафедр, поскольку в центре мы видим фотографии двух заведующих. Это профессор Родион Аркадьевич Черток – руководитель кафедры акушерства и гинекологии и профессор Анатолий Иоасафович Картамышев, возглавлявший кафедру дерматологии и венерологии. Интересно, кому пришло в голову объединить эти направления медицины на одной виньетке?

Родион Аркадьевич Черток родился в 1892 году. Медицинское образование получил в Киевском медицинском институте, в Киеве же начинается его трудовая деятельность в клинике профессора Писемского. После защиты диссертации на степень доктора медицины, в 1931 году, уезжает в Ташкент, где ему предлагают возглавить кафедру акушерства и гинекологии. Одновременно Родион Аркадьевич руководит ташкентской акушерско-гинекологической клиникой. В Ташкенте он проработал до 1936 года — на виньетке его последний выпуск, — а затем уезжает в Воронеж, где проходит по конкурсу на должность заведующего кафедрой Воронежского медицинского института. И в Киеве, и в Ташкенте, и в Воронеже профессор Черток запомнился блестящими организаторскими способностями и высоким профессионализмом. Особое внимание уделял он педагогической деятельности. Его перу принадлежат более сорока научных работ, в том числе монография “Перитонизация и значение её в гинекологии”.

К сожалению, времени Родиону Аркадьевичу было отпущено очень мало. В 1938 году, в возрасте 46 лет, профессор Черток скончался от кровоизлияния в мозг.

Они были первыми (10 Часть)
Р.А.Черток

Доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки Узбекской ССР, профессор Анатолий Иоасафович Картамышев родился в 1897 году в городе Ростов-на-Дону в семье ветеринарного врача. Вскоре семья переезжает в Воронеж, где пройдёт детство и отрочество будущего учёного. В дальнейшем этот талантливейший человек с необычным отчеством будет менять города, клиники, больницы, кафедры, словно какая-то неведомая сила внутри него не давала ему сидеть на месте. В 1915 году он оканчивает Воронежскую гимназию и уезжает в Петроград, чтобы поступить в Военно-медицинскую Академию. В 1919 году, после получения диплома, Картамышев призывается в Красную Армию в качестве военно-полевого врача. В составе 49-го полка 4-й армии участвует в советско-польской войне и после отступления попадает в Литву. В 1920 году части Красной армии, оказавшиеся в Литве, были интернированы на родину, начинается гражданская жизнь доктора Картамышева. Он работает в кожных клиниках Литвы, Чехословакии, Киева. Огромное значение имела для него работа в Пражской клинике выдающегося австрийского дерматолога Карла Крейбиха – здесь он приобрел бесценный опыт практического врача и исследователя.

Затем Картамышев уезжает на Украину, где работает в клинике Киевского медицинского института. Здесь он написал и защитил докторскую диссертацию на тему “Водно-солевой обмен при пузырчатке”.

В 1931 году мы видим Анатолия Иоасафовича уже в Ташкенте, в должности заведующего кафедрой дерматовенерологии. Восемь лет проработал он в этой должности. За это время при непосредственном участии профессора Картамышева при клинике ТашМИ была создана серологическая лаборатория, 26 марта 1932 года состоялся Первый республиканский съезд дерматовенерологов Узбекистана, 7 июня того же года создан Узбекский научно-исследовательский институт дерматологии и венерологии. В апреле 1934 года на базе клиники кожных болезней медицинского института создаётся Кожно-венерологический диспансер, директором которого становится ученик профессора Картамышева — А.А. Аковбян.

В 1939 году Анатолий Иоасафович уезжает в Башкирию, где до 1945 года возглавляет кафедру дерматовенерологии в Уфимском мединституте, а с 1945 по 1953 год работает в той же должности в Киевском медицинском институте. Закончил свою трудовую деятельность профессор Картамышев в Москве, где с 1953 по 1970 год – до конца своей жизни – заведовал кафедрой дерматовенерологии в Центральном институте усовершенствования врачей.

Перу выдающегося ученого, клинициста, педагога, А. И. Картамышева, принадлежит свыше 150 научных трудов, в том числе более 20 монографий и 2 учебника (для высшей и средней школ).

Кроме того Анатолия Иоасафовича можно назвать одним из первых учёных –косметологов Советского Союза. Есть у него работы и в этой области.

Они были первыми (10 Часть)

Тысячи врачей повышали свою квалификацию, слушая лекции профессора Картамышева. По свидетельству современников, лектор он был выдающийся. На его лекциях аудитория была забита битком; слушатели сидели на ступеньках и даже на подоконниках.
Анатолий Иоасафович в совершенстве владел французским, немецким, испанским, итальянским, украинским и литовским языками. В то же время, по воспоминаниям очевидцев, он был исключительно скромен, чуток и внимателен к коллегам, прост и мягок в обращении с больными.

Они были первыми (10 Часть)
А.И. Картамышев

О студентах, запечатлённых на этой виньетке. Нашёл сведения о двух.
Домбровский Б.Р. после окончания института успешно трудился в Узбекском научно-исследовательском кожно-венерологическом институте, ныне Центр дерматологии и венерологии.

Благодаря киргизскому журналисту Камилю Токторову, из информационного агентства «Кабар», узнал про удивительную судьбу Аттокура Шерова, выпускника ТашМИ 1936 года.

Они были первыми (10 Часть)
Выпускник ТашМИ А.И. Шеров

Родился Аттокур Ишатович Шеров в 1913 году в селе Кочкор-Ата Ферганского уезда в семье батрака. После смерти родителей воспитывается в детском доме города Ташкента, затем в интернате. В 1931 году поступает в Ташкентский медицинский институт и в 1936 году оканчивает его, — получив специальность — “врач-лечебник”.

Возвратясь в Кыргызстан, Аттокур с 1936 по 1937 годы работает главным врачом Джумгальской районной больницы. Здесь он встретился со своей будущей женой Валентиной Сергеевной Днепровской, которая была единственным фельдшером-акушеркой района. В 1937 году Шеров назначается главным врачом Кеминской районной больницы и амбулатории в селе Бурулдай.
В 1939 году в городе Фрунзе открылся Киргизский Государственный медицинский институт, и в июле того же года Шеров был принят ассистентом на кафедру нормальной анатомии, которую возглавлял профессор И.Г.Мардерштейн. Тот самый Мардерштейн, о котором я немного рассказал в третьей части.

Они были первыми (10 Часть)
И.Г. Мардерштейн

Так учитель и ученик встретились вновь. Когда началась война, 28 летний Аттокур, посчитав, что имеет достаточный опыт для оказания помощи раненным бойцам Советской Армии, в декабре 1941 года добровольцем уходит на фронт. Долгие пять лет, до февраля 1946 года, продолжался фронтовой путь доктора Шерова. Эти пять лет вместили в себя многое: — кровь, холод, людское горе, дни и ночи за операционным столом.

Блестящие знания, полученные в Ташкенте, а также опыт работы сельского врача, помогли молодому хирургу. В рядах своей дивизии он прошёл путь от Подмосковья через Румынию, Польшу, Чехословакию, Австрию и встретил Победу в Берлине. За ратный труд Аттокур Шеров награждён: “Орденом Красной звезды”, медалями “За боевые заслуги”, “За освобождение Праги”, “За победу над Германией”.
Вот выписка из наградного листа гвардии капитана медслужбы Шерова.

Они были первыми (10 Часть)

А закончил войну Аттокур Шеров в звании гвардии майора медицинской службы.

После возвращения с фронта Аттокур вновь стал работать ассистентом на кафедре нормальной анатомии КГМИ.

23 декабря 1946 года доктор Шеров, под руководством профессора Марденштерна, успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по теме: “Артерии шеи”, а 4 октября 1947 года решением Высшей Аттестационной Комиссии при министерстве высшего образования СССР он утверждается в ученом звании доцента по кафедре нормальной анатомии. В 1948 году доцент Шеров назначается помощником декана, а затем и деканом лечебного факультета. Врачи, учившиеся в те годы, вспоминают его как умного, справедливого, болеющего душой за судьбы студентов педагога. Многим студентам он помогал не только осваивать медицинские знания, но и поддерживал их материально. В семье Аттокура Ишатовича всегда жили 2 – 3 студента из сельских районов республики, видимо, это он перенял у своего институтского учителя профессора Шляхтина.

В феврале 1953 года приказом ректора КГМИ доцент Шеров назначается сначала исполняющим обязанности, а в 1955 году заведующим кафедрой нормальной анатомии.
Но война подкосила его здоровье, в 46-летним возрасте он становится инвалидом I группы и с любимой работой приходиться расстаться. 13 лет он находился в тяжелейшем состоянии после перенесенной мозговой комы. Умер доктор Шеров в возрасте 59 лет в 1972 году. Современники, знавшие А.И.Шерова, вспоминают о нём как о прекрасном, чрезвычайно скромном человеке, высокопрофессиональным специалисте.

По стопам Аттокура Ишатовича пошли его дети и внуки. Семь человек из семьи Шерова стали врачами, и он был бы счастлив узнав, что его потомки-врачи трудятся в Кыргызстане, России и Норвегии.

Они были первыми (10 Часть)
Доцент А.И. Шеров

Как и в предыдущих частях, привожу список остальных выпускников с этой виньетки, о которых у меня пока нет никакой информации: Трудолюбова Е.И., Джалалбекова Ш.Д., Максудов М.М., Саипов С., Чарыев К.А., Казарина М.А., Тубальцева К.Ф., Хашимов Н.Х., Фазилов В.В., Плесовская Е.Ф., Степаненко А.Н., Зирюнгин М.Р., Ямчинов И.С., Полосова Г.М., Яковенко З.С., Ахмедов З.З., Касимова Н.Х., Календарев С.А. Шеров А.И.

Владимир ФЕТИСОВ. Источник.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.