Майя Плисецкая — полюс магии История
Зелина Искандерова прислала ссылку на статью о Майе Плисецкой. Наш сайт, как и весь мир, отдает дань памяти великой балерины, известной каждому из нас с детства.
Инесса Мельничуковская пишет:
Впервые я увидела Майю Плисецкую в балете «Бахчисарайский фонтан», они с Галиной Улановой приезжали на гастроли в Ташкент. Уланова танцевала в роли Марии, а Плисецкая — в роли Заремы. Уланову уже знали все, а Майя была совсем молодой. С тех пор запомнила эту балерину на всю жизнь, сколько раз она меня потрясала, и не только мастерством, но и артистизмом, и утончённой красотой. Помню, на одном из юбилеев, она вышла на сцену и танцевала одними руками, но что это были за руки! Взгляда было не оторвать!
Зелина Искандерова пишет:
Я слышала об этих гастролях от другого очевидца, живущего сейчас в Торонто… Интересно, когда это было — кто знает?
Андрей Дементьев
Сандаловый профиль Плисецкой
Сандаловый профиль Плисецкой Взошёл над земной суетой. Над чьей-то безликостью светской Над хитростью И добротой. Осенняя Лебедь в полёте. Чем выше - Тем ярче видна. - Ну, как вы внизу там живёте? Какие у вас времена? Вы Музыкой зачаты, Майя. Серебряная струна. Бессмертие - Как это мало, Когда ему жизнь отдана. Во власти трагических судеб Вы веку верны своему. А гения время не судит. Оно только служит ему. Великая пантомима - Ни бросить, Ни подарить. Но всё на земле повторимо. Лишь небо нельзя повторить. Сандаловый профиль Плисецкой Над временем - Как небеса. В доверчивости полудетской Омытые грустью глаза: Из зала я - Как из колодца Смотрю в эту вечную синь. - Ну, как наверху вам живётся? Я Лебедя тихо спросил.
1980
Об этом спектакле я и раньше слышал от своей мамы. Она говорит, что смотрела его днем, в театре Свердлова. Видимо это был конец 40-х, сейчас уже точно сказать не может. Попала случайно – удалось купить билет, зрителей было много.
Gangut[Цитировать]
в своей книге «Я, Майя Плисецкая» балерина вспоминала , что …»Следующие два сезона (это 50-53 г.г.)..были вполне для меня заурядными. Нового я в эти годы сделала немного. Танцевала Зарему в «Бахчисарайском», Вальпургиеву ночь в «Фаусте»»…
————————
значит на гастролях в Ташкенте, с театром, она была в 50 -х годах…Уланова еще танцевала.
Art68[Цитировать]
В 50-е годы вышел фильм «Мастера русского балета». «Бахчисарайский фонтан» был частью этого фильма. Там танцевали Уланова и Плисецкая. Он с огромным успехом прошёл по всем экранам Ташкента. Я и мама видели его в Клубе Связи на ул. Крылова. Впервые увидела Майю Плисецкую в начале 60-х в Москве на сцене Большого Театра в балете «Ромео и Джульетта». Это был первый спектакль Майи- Джульетты после ухода Галины Улановой. Лавровский рисковал ужасно. Ведь индивидуальности великих балерин были совсем разные. Бытовало мнение, что эта самая индивидуальность и внешность Майи не годятся для Джульетты. Глупо решать, кто и кого превзошёл в Шекспире -Прокофьеве. Просто в истории балета остались две совсем разные Джульетты: Джульетта Улановой и Джульетта Плисецкой. Не помню, чтобы Большой театр гастролировал в Ташкенте в 50-е годы. Майя Плисецкая приезжала позже, уже в 60-е годы. Галина Уланова и Майя Плисецкая если бы танцевали на ташкентской сцене, то это была бы только сцена Театра им. Навои.
lvt[Цитировать]
Недавно прочитала книгу Майи Михайловны.
Если ее помнят, значит она была в Ташкенте, но не с гастролями Большого, а с концертами. Дело в том, что с ними она исколесила всю страну. По ее словам , из книги, с приходом в 1948 году в театр нового директора у нее началась «темная полоса театрального существования».. платили мало, хотя у нее уже были солирующие партии.. только после юбилея Сталина, на который ее пригласили участвовать, Плисецкая:»…Набравшись храбрости, …завела с завбалетом унизительный для … разговор о прибавке зарплаты. С 1945 года она была заморожена. И я, ведя главные балеринские партии, получала ставку третьестепенной солистки. Листая свои дневниковые записи тех лет, наткнулась на слезную фразу: «Невесты»… в третьем акте моего «Лебединого»… получают на целую тысячу больше меня. Кого просить?..» И вот решилась, попросила. Материальная сторона была важна, но вторична. Я по-прежнему не упускала каждого шанса участия в изнурительных концертах. Это был основной источник существования семьи. Но сторона престижная, вопрос моего положения в иерархии балетного коллектива, ясно, была решающей….»
«…Но танцевала я много. … особенно в концертах. Колесила на перекладных по всей стране. Деньги зарабатывала. Север, запад, юг, восток…»
немного о фильме «Мастера русского балета»-
из книги: «…На Ленфильме начали снимать первый советский балетный фильм «Мастера русского балета»…
Судьба мне улыбнулась, и я запечатлелась в нем в роли Заремы в дуэте с Улановой — Марией. Но улыбка судьбы была обратной стороной ее гримасы к бесподобной ленинградской балерине Алле Шелест. Это еще одна ученица Вагановой, и одна из самых одареннейших. Фильм весь снимался на базе балета Кировского театра. Я одна в нем из Москвы.
А дело было вот как. Готовилась к съемкам Шелест. Но за несколько дней до начала работы над фильмом Алла попала в автомобильную катастрофу. Ноги-руки остались целы. Но ветровое стекло, разбившись, порезало ей лицо. Вдобавок сильный удар о стояк кабины сломал нос Какие тут съемки. В пожарном порядке вызвали из Москвы меня.
Много раз, беря интервью, мне по всему свету задавали один и тот же вопрос кто из балерин, на Ваш вкус, на вершине балетного Олимпа? И всю жизнь я называла три имени. Семенова, Уланова, Шелест. Их назову и сегодня. Лучше балерин за свою жизнь увидеть мне не довелось. Павлову и Спесивцеву живьем я не застала. По сохранившимся наивным кинокадрам и фотографиям могу утверждать, что это были великие танцовщицы. Но меня спрашивали о моих зрительских впечатлениях из зала. И я отвечала. Семенова, Уланова, Шелест…»
Г. Уланова в 60- е уже работала балетмейстером.
да, если бы были гастроли с Улановой. это была бы сцена только театра им.Навои,
дополню, в истории балета остались и два разных «Лебедя» Улановой и Плисецкой..
Art68[Цитировать]
Этот спектакль в Ташкенте показывался не позже 1952-го года, а поставлен был раньше. Виталий Вульф рассказывает http://www.rg.ru/2010/01/14/ulanova.html:
«Руки Марии.
Слава пришла к Улановой в 1934 году, когда Ростислав Захаров поставил в Петербурге балет «Бахчисарайский фонтан». Мне посчастливилось: я видел ее в партии Марии, когда она уже работала в Большом театре в Москве, в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Заремой была молодая, уже очень громкая и звонкая Майя Плисецкая, а Уланова была Марией. Ей не нужен текст. Ее движения погружали зрителя в какой-то глубокий психологический мир. В знаменитой сцене у колонны, после того как Зарема ударяла ее ножом, она медленно опускалась вниз. И запоминалось скольжение ее руки до самого последнего момента. У нее были особая пластика, особые руки. Мне было 17 лет, я учился на первом курсе, и ее спектакль был ошеломлением, потрясением для меня». ( Виталий Вульф родился по собственному его свидетельству — в 1932-м году, официально в 30-м)
Конечно, Уланова была первой балериной страны, но я не был бы столь категоричен в том, спектакль мог идти лишь на сцене театра Навои. Неизвестно что за гастроли проходили в Ташкенте. Возможно, это была декада искусства или был привезен только один спектакль. Театр Навои был только что построен, его могли просто «беречь» его для более «важных» мероприятий, например съездов и собраний общественности. А может, в это время, он был занят другим спектаклем того же Большого театра. Остается только гадать. Но техническая возможность проведения балетных спектаклей в театре Свердлова была. Как рассказала в интервью «Независимой газете» Бернара Кариева, она в 1947 году окончила балетную студию при театре имени Свердлова. Видимо балетные спектакли в Ташкенте шли тогда на сцене именно этого театра.
P.S. Из википедии: «В 1953 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Мастера русского балета». В фильм вошли фрагменты балетов Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Главные роли исполнили: Галина Уланова (Мария), Майя Плисецкая (Зарема), Пётр Гусев (Гирей), Юрий Жданов, Игорь Бельский».
Gangut[Цитировать]
Так про этот фильм я и пишу! Я тоже видела его. Гастроли Большого Театра (абсолютно придворного, наипервейшего ) могли быть только в таком же царственном Театре Навои. Галина Уланова — Народная артисткаСССР была тоже самой народной из всех народных. Её появление в городе не могло иметь характер «чёса» или так себе неприметных гастролей. Каждый шаг этого театр и его труппы должен был сопровождаться огромным количеством фотографий в «Огоньке», визитами министров и первых секретарей. Что там внутри творилось-это театрово внутреннее дело, но внешне всё должно было быть очень пышно и громко. В те времена Москва ещё не ездила в республики на Декады. Это Советские Республики ездили с творческими отчётами в столицу. Я думаю, что в сознании юных зрительниц балет, заснятый на плёнку обрёл достоверность реальности. А по прошествии десятков лет в памяти смешался с позднейшими приездами Большого Театра или его артистов.
lvt[Цитировать]
А как вам стихотворение Андрея Дементьева?! Обратите внимание — 1980 (!) год, а какое пророческое; воистину, «…поэт в России — больше чем поэт»!
Zelina Iskanderova[Цитировать]
Ничо, что это из поэмы Евтушенко «Братская ГЭС» 1965 г.? Да еще и с ошибкой, после «больше», нужна запятая.
Усман[Цитировать]
Zelina и не утверждает, что слова о том, что поэт в России больше, чем поэт, принадлежат Андрею Дементьеву. Это настолько известное выражение, что можно и не давать ссылку на автора (типа «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»).
ruslan[Цитировать]
Кстати, во фразе «после «больше», нужна запятая» запятая не нужна.
ruslan[Цитировать]
Вы зелин?
Усман[Цитировать]
Спасибо, Руслан — Вы совершенно правы! Я сама бы точно так ответила.
Давайте лучше достойно попрощаемся с ушедшим гением — повспоминаем, что и когда видели в её исполнении, какие передачи с ней или о ней смотрели, что читали…А какая могучая была династия в искусстве — семья Плисецкие-Мессерер!
Почитайте о матери Майи Плисецкой – Рахиль (Ра) Мессерер была актрисой немого кино в Узбекистане (!!!), позднее Майа девочкой-подростком добралась сама (!) поездом из Москвы в Чимкент (!) повидаться с мамой и братиком, бывшими там в ссылке в это время, и так же потом вернулась обратно…
Фильм с Ра Мессерер был найден и недавно показан в Ташкенте на кинофестивале «Золотой Гепард»!
http://www.lookatme.ru/flow/posts/film-radar/181708-kinoforum-zolotoy-gepard-v-tashkente
И помните слова великой Балерины — «Характер — это и есть судьба!»
Дорогие друзья!
Вечная память ушедшему гению!
Всем Вам – долгих лет жизни! Зелина
Zelina Iskanderova[Цитировать]
«повспоминаем, что и когда видели в её исполнении…»
Из того, что я видел, незабываемое — это «Кармен-сюита» в Большом театре.
ruslan[Цитировать]