«Все, кто играл на школьной сцене, вспоминают об этом всю жизнь». Часть девятая Искусство История
Пишет Инесса Когай.
Первое чему учились актеры, попадая в театр – переписывать текст роли. Вот не знаю почему, но до сих пор помню, как мне объясняли – переписываешь не только свои слова, но и конец фразы действующего лица до твоей реплики. И писать надо на одной стороне листа, чтобы на другой стороне можно было делать какие-то пометки. Иногда, конечно, некоторые особо ленивые актеры, облегчали себе задачу и просто делали ксерокопию. А вот мне казалось, что если роль переписана своей рукой, то и текст воспринимается как-то по-другому. К концу репетиций эти тетрадки с ролями были истрепанными, измочаленными, исчерканными какими-то стрелочками, заметками. Само собой свято соблюдался старый театральный обычай — если ты случайно уронил текст своей роли, ты должен на него обязательно сесть. И только потом поднять. Иначе роль провалишь. Помните эти крики: «Садись!!! Садись!!!» И недоуменный взгляд молодого актера, который с этим обычаем еще не знаком. Хорошо, если роль на сцене падала. У меня один раз она упала между рядами зрительских кресел))) Представляете какими глазами на меня смотрели неофиты???!!!
А перефразированное Моэмовское — чем больше актер,тем больше пауза! Зачастую самыми «большими» актерами становились те, кто забывал на сцене слова роли. Но был один, кто воплотил эту фразу в жизнь буквально)))
В «Полоумном Журдене» М.Булгакова, по задумке Бориса Дмитриевича, в конце каждого действия занавес на глазах у зрителей должен был закрывать слуга Брэндавуан, которого играл Саша Якиревич. Отыграли несколько спектаклей – все хорошо. Играем очередной. Конец первого действия. Якиревич произносит финальную фразу: «Чего б там барыня ни велела, я не могу позвать его сюда, потому что конец действия» и тут, вместо того, чтобы закрыть занавес, выходит на авансцену и встает столбом, с совершенно непроницаемым лицом. Повисла пауза. В зрительном зале тишина. Якиревич стоит. За кулисами актеры, не услышав характерного гула антракта, напряглись. Якиревич стоит. В зале начинаются смешки. Якиревич стоит. Актеры, понимая, что что-то пошло не так, пытаются в щелку между боковыми занавесами рассмотреть, что происходит на сцене и видят стоящего Якиревича. Зрители уже начинают хохотать в голос. Из-за кулис Якиревичу орут громким шепотом: «Закрывай занавес и уходи!!!» Якиревич стоит. «Якиревич!!! (тут непереводимая игра слов) Уходи!!!!» Простояв так, наверное, с минуту, Якиревич, полный чувства собственного достоинства, наконец произносит: «Антракт!», кланяется и закрывает занавес. Зал от смеха лежит. За кулисами на Сашку налетают актеры: «Якиревич!!! (много добрых теплых слов) Какого (тут еще много ласковых выражений) ты там стоял, какого (тут еще много хороших слов) занавес не закрывал!!!» На что Якиревич невозмутимо ответил: «Вы же сами сказали – ЧЕМ БОЛЬШЕ АКТЕР, ТЕМ БОЛЬШЕ ПАУЗА!!!»
Борис Дмитриевич учил нас очень бережно относится к тексту. Иногда казалось, что он знает всю пьесу наизусть. Бывало, если кто-нибудь перевирал текст роли, БД останавливал репетицию, проверяли как на самом деле написано у автора, уточняли как записано у актера в тетрадке – целая история. Иногда ребята канючили – ну, Борис Дмитриевич!!! Ну какая разница, ну смысл же не меняется!!! Но Панин был непреклонен – раз автор так написал, значит так правильно.
Единственной пьесой, которую мы, практически, переписали заново была «Прелестная Галатея» Б.Гадора и С.Дарваша – модернизированный миф о Пигмалионе и о его ожившем творении. Пьеса середины 60-х годов с трудом вписывалась в реалии 90-х. Поэтому приходилось многое сочинять, дописывать, переписывать самим. В сцене в кабаре «Господи прости» наконец-то, на радость молодняка, звучала современная попса. Дамир Ибрагимов со товарищи танцевали модное тогда техно и брейк. В спектакле блистали Карина Рахманова (Галатея), Фархад Якубов (Зевс), Катя Зайцева (Гера), Саша Потийко (Бахус), Леша Верзаков (Аполлон), Максим Степанов (Профессор), Наташа Шайдуллина (Корова). «Прелестная Галатея» ставилась еще раз в 2006 году в год 25-летия театра. 13 лет прошло с первой постановки. НО! Одной из исполнителец роли Геры снова была Катя Зайцева, а одной из Афродит снова была я.
«Прелестная Галатея» как и «Божественная комедия» — спектакль из репертуара кукольных театров. И я думаю, в руках Бориса Дмитриевича мы становились теми куклами (в хорошем смысле), которыми управлял талантливый кукловод. У Леонида Филатова есть стихотворение «Письмо Сергею Образцову». Заменив Сергей Владимирович на Борис Дмитриевич и не поменяв больше ни слова, я читала это стихотворение на праздновании 25-летия театра. Тогда у театра и у БД был довольно непростой период. Борис Дмитриевич ушел из школы, театр еще существовал при школе, но периодически возникали разговоры о переходе под крыло Русского Культурного Центра, которые так и остались разговорами. Все меньше в театр приходило новых ребят, все меньше становилось зрителей. Все чаще и серьезнее БД говорил о том, что театр пора закрывать. И, наверное, поэтому тогда это стихотворение прозвучало так щемяще. Читаю и снова слезы на глазах…
Все мы куклы, Борис Дмитриевич, В нашей крохотной суете, Но кому-то дано лидировать, А кому-то плестись в хвосте. И когда нам порой клинически Изменяют чутье и такт, Вы подергайте нас за ниточку, Если делаем что не так. Как Вы властвуете шикарно! Нас - до черта. А Вы - один. Вы единственный папа Карло Над мильенами Буратин. Если вдруг Вам от наших штучек Станет грустно и тяжело, Если вдруг Вам вконец наскучит Ваше трудное ремесло Или если Вам станет тошно От кучумов и держиморд, Вы отдайте нас всех лоточнику И закройте мир на ремонт! Но покамест Вам аплодируют Хоть один-два-три пацана,- Вы держитесь, Борис Дмитриевич, Потому что без Вас - хана!...
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.