Юбилей крылатого богатыря История Разное

27 февраля 1965 года экипаж под руководством прославленного лётчика-испытателя Юрия Владимировича Курлина впервые поднял в небо самолёт-легенду Ан-22 «Антей». Для того, чтобы это выдающееся событие стало реальностью, ему предшествовал напряжённый многолетний труд коллектива киевского конструкторского бюро, возглавляемого гениальным авиаконструктором Олегом Константиновичем Антоновым.

Всего через три с половиной месяца после первого полёта «Антей» своим появлением на авиасалоне в Ле-Бурже потряс воображение и покорил сердца французской публики и авиационных специалистов всего мира. Наш самолёт без преувеличения стал тогда главным событием авиасалона.

После триумфального возвращения в Киев, «Антей» продолжил цикл лётных испытаний, а в 1968 году на государственном уровне было принято решение об использовании этих самолётов в интересах народного хозяйства. Уже в январе 1969 года два «Антея», имевшихся в распоряжении КБ, были направлены в Тюмень. Там экипажи, ведомые лётчиками-испытателями Владимиром Терским и Юрием Кетовым, выполнили 16 рейсов по доставке передвижных электростанций в Нижневартовск и Нефтеюганск в тяжелейших условиях сибирской зимы и отсутствия нормальных аэродромов (взлётно-посадочные полосы представляли собой обычные просеки в тайге длиной по 1400 м и уж никак не были предназначены для приема самолётов подобного класса). Работа по доставке различного оборудования и материалов, в том числе тракторов, бульдозеров, экскаваторов, труб и даже разборных домов на нефтяные и газовые месторождения продолжалась на протяжении доброго десятка лет. Благодаря этому обстоятельству значительно облегчился труд промысловиков и сократились сроки выхода на проектную мощность многих месторождений Западной Сибири. Тем самым были написаны первые героические страницы в истории трудовых подвигов нашего богатыря Ан-22.

После Западной Сибири последовала не менее важная и ответственная работа по доставке грузов из Красноярска в Норильск, где «Антеи» оказали существенную помощь при строительстве металлургического комбината. Затем – перевозка огромных самосвалов «Камацу» из Владивостока на алмазодобывающий прииск «Мирный» в Якутии.

Но самый грандиозный проект, который не был бы осуществлён без помощи «Антеев» – это обеспечение серийного производства воздушных гигантов Ан-124 «Руслан» и самого большого в мире транспортного самолёта Ан-225. По условиям кооперации ташкентскому авиазаводу было поручено производство крыльев и центропланов, а окончательная сборка самолётов выполнялась на авиазаводах в Киеве и Ульяновске. Единственно возможным способом доставки таких крупногабаритных изделий из Ташкента в Киев и Ульяновск была перевозка их по воздуху. Для выполнения такой необычной задачи в антоновском КБ создали систему внешней навески, которая была смонтирована на самолётах Ан-22. Основными элементами этой системы являлись мощные стойки, изготовленные из толстостенных труб, нижние концы которых крепились к полу грузовой кабины, а противоположные заканчивались узлами навески, к которым присоединялся перевозимый груз. Такая конструкция хорошо себя зарекомендовала и прослужила до конца эпопеи. Единственная неприятность, по закону первого блина, случилась, когда везли первый центроплан. Примерно через два часа полёта произошло частичное разрушение элементов обтекателя перевозимого груза. Из-за возникновения сильной тряски экипаж вынужден был совершить незапланированную посадку в Красноводске. Техники демонтировали аэродинамический обвес, после чего рейс был продолжен и благополучно завершился посадкой на аэродроме киевского авиационного завода. На базе конструкцию обтекателей усовершенствовали и полёты продолжились.

Олег Коршунов
Заслуженный штурман-испытатель СССР.

Источник текста.
Источник фото.

5 комментариев

  • Фото аватара Usmon:

    Во истину ЛЕГЕНДА, для турбовинтовых, многие конструктивные решения-хай энд…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Серега:

    А чего не упомянули о транспортировке первого (и последнего) советского «шатла» — непорядок! И где этот «антей» сегодня?! Сгнил небось на задворках.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Константин ташкентский:

    Но производил их именно Ташкентский Авиационный завод имени Чкалова! Летом 1966 года своими глазами видел первые новые машины на заводском аэродроме. А то Киев, да Киев. «Язык до Киева, точно, доведет».

      [Цитировать]

  • Фото аватара ruslan:

    Советские «шатлы» транспортировал не Ан-22.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Серега:

      Да , что то горячнул — Буран везли на Мрии (АН-225 Украина) и ВМ-Т «Атлант» КБ Мясищева (переделанный дальний стратегический бомбардировщик). Где они все теперь!!! Как и вся страна…

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.