Ташкентские дойристы – участники Великой Отечественной войны Искусство История Ташкентцы
В книгах, исторических документах об Олиме Комилове довольно часто упоминается имя Гафура Азима. Он был одним из первых учеников Уста Алима. Гафур Азим действительно был учеником Уста Олима Комилова, вместе с ним принимал участие во многих встречах, вместе выступал на театральных сценах, площадях, свадьбах, народных зрелищах и был довольно известным артистом среди народа.
Гафур Азим был скромным, вежливым учителем-наставником, умел своевременно и правильно давать необходимые советы. Все люди, у которых я учился искусству исполнения на дойре, были представителями поколения, родившегося в начале двадцатого века, это были люди, познавшие ужасы войны, голод, разруху, но при этом не утратившие самые лучшие человеческие качества.
Гафур Азимов родился 9 мая 1917 года в махалле Тахтапуль города Ташкента. Он был близким другом моего отца. Часто бывал в нашем доме. Отец был большим поклонником искусства. По его просьбе Гафур Азимов приглашал в чайхану нашей махали известных артистов, и они исполняли песни и мелодии для жителей. Гафур Азим был хорошим дойристом, у него занимались молодые талантливые ребята из нашей и соседних махаллей, в свое время отец и меня направил к нему на обучение.
Как талантливый дойрист он был известен не только в Ташкенте и областях, но и в соседних республиках. Его выступления всегда проходили с большим успехом. И среди поклонников искусства, и среди артистов его уважительно называли «Гафур дада». Практически все дойристы из Центральной Азии поддерживали с ним самые теплые отношения. Ко всем он относился одинаково ровно, усердно обучал своих учеников. С ним было очень приятно беседовать.
Многие известные артисты были учениками моих наставников. Среди них можно назвать Одила Комолхужаева, Махмуда Азимова, Мурода Фозилжонова, Тохира Азимова, Зокира Азимова, Анвара Ахророва. Вспоминая своих наставников, я до нынешних времен восхищаюсь их умственным потенциалом, отличной памятью, скромностью, их отношением к людям, желанием творить добро и протягивать руку помощи нуждающимся.
Жизнь человека подобна молнии на небе. Жизнь моих наставников была долгой и светлой. Свет их жизни и сегодня проявляется в их учениках, которые ныне достойно продолжают их дело. В память о лучшем из исполнителей на дойре Уста Олиме его любимый ученик Гафур Азим написал партии для дойры. Он донес до нас память о нем и его творчестве. Мы, последователи этих светлых личностей, стремимся достойно ценить их творчество, изучать его и доводить до тысяч своих учеников.
Мы, его ученики очень любили своего наставника. Да и невозможно было не любить человека с такой большой душой! Природа щедро наградила самыми лучшими качествами, ласковый, вежливый, он даже к маленьким детям обращался на «вы». Именно у него мы научились с любовью и уважением относиться к инструменту «дойра». Как сейчас помню, с какой осторожностью мы носили футляр с дойрой, сопровождали наставника по дороге домой и на работу…
Сцена – это своеобразный мир. Вы стоите на сцене и остаетесь один на один со зрителем. Вы – словно мишень для тысяч глаз. Зритель очень внимателен, видит каждое ваше движение. Если вы исполняете мелодию задорно, с чувством – в ответ получите бурные аплодисменты. Это правило сцены. Этим правилам нас учил Гафур Азим.
В 1937-1951 и 1959 годах Гафур Азим принимал участие в проводившихся в Москве декадах «Литература и искусство Узбекистана» и завоевал признание русского зрителя.
С 1945 года Гафур Азим работал в ансамбле известной певицы и танцовщицы Тамары Ханум. В составе этого ансамбля он выступал в десятках стран, в частности – Индии, Индонезии, Китае, Афганистане, Норвегии, Италии, Чехии, Словакии, Польше, Австрии, Венгрии , где пропагандировал историю узбекского искусства. Он также часто выступал для работников Фархадской ГЭС, Куйбышевской ГЭС, Каховской ГЭС.
Начавшаяся в 1941 году война принесла много горя и страданий всем людям, в том числе и артистам. Многие из них не вернулись с полей сражений. Сотни артистов шли на фронт, чтобы своими выступлениями поддержать боевой дух сражающихся за Родину солдат, разъяснить, насколько страшен фашизм. Среди них был и наш наставник Гафур Азим.
Он с чувством горечи рассказывает о тех страшных днях: «Дети мои, вы живете в счастливое время, у вас счастливое детство. Это высшее достояние и его нужно ценить. Не просто дались нам эти счастливые дни. Тысячи и тысячи наших соотечественников отдали за это собственную жизнь. Они погибли. Им не суждено было увидеть нашу счастливую жизнь. Но они сохранили наш мир и спокойную жизнь. Сколько отцов, матерей, невест до нынешних времен живут с памятью о тех страшных днях. Во время войны я видел разрушенные города, деревни и села. Видел погибших, не похороненных солдат. Те страшные картины невозможно описать словами». Это было трагическим временем для страны. Такого не пожелаешь даже врагу.
В любом полку, дивизии солдаты встречали нас словно родных, с большой радостью. По их искренним взглядам, аплодисментам, добрым глазам мы понимали, насколько им нравились наши выступления. На войне все равны. Солдаты, каждый день стоявшие на краю гибели, провожали нас со слезами на глазах. Мы знали, что ни песней, ни музыкой невозможно передать состояние человека, понимающего, ради чего он жертвует собственной жизнью. Это любовь. Любовь к родине, народу, близким людям. Это тоска по родному краю.
У нашей нации есть свои традиции. Гафур Азимов рассказывал, что желая угостить солдат пловом, возил на фронт, рис, морковь, лук. Возможно, такое отношение к солдатам тоже было, пусть небольшим, но вкладом в нашу победу.
…1 февраля 1944 года уже была сформирована фронтовая бригада артистов. В эту труппу входили Г.Рахимова, Л.Петросова, Р.Богланова, С.Арзуманова, А.Каспарова, Р.Аюпова, К.Исмоилова, А.Окилова, С.Юлдошев, музыканты М.Косимов, Г.Азимов, Ф.Содиков, солисты Р.Хакимова, В.Кундель.
Они направлялись в политический штаб 1-танковой армии под командованием генерал-лейтенанта М.Е.Кажукова. Эта армия, в конце ноября 1943 года соединившись с 1-Украинским фронтом, принимала участие в операциях Житомир-Бердичев и Проскуров-Черновиц. Далее армии было предписано освободить границы Чехословакии от фашистского ига.
Преодолевая сложнейшие препятствия в пути , 7 февраля ансамбль прибыл в штаб армии. К сожалению, положение на фронте не позволило артистам продемонстрировать свое искусство солдатам. Потому что началось наступление армии на фашистов, расположившихся в районах Корсунь-Шевченко и Шенетовка.
Артисты привезли танкистам подарки из Узбекистана. Они встретились со своими соотечественниками. Это была незабываемая встреча. Ушедшие на фронт из Узбекистана узбеки, казахи, кыргызы, таджики, русские, армяне, азербайджане и представители других национальностей со слезами на глазах обнимались с артистами. Бойцы из Узбекистана расспрашивали о жизни в республике и артисты подробно обо всем рассказывали. Артисты настолько вжились в жизнь каждой дивизии, полка, батальона, роты, взвода этой армии, что бойцы, какой бы нации они не были, считали артистов из Узбекистана родными братьями и сестрами. Они выступали с концертами, в которых песни звучали на различных языках. Когда солдаты слушали песни на своем родном языке, на их глаза навертывались слезы.
Известная разведчица, девушка-узбечка, старший сержант Ойшахон словно ребенок плакала во время выступлений артистов. Конечно, трудно словами передать чувства бойцов. Прощаясь с артистами Ойшахон сказала: «На войне я видела узбекских парней. Но не думала, что встречу девушек-узбечек. Сейчас, разговаривая с вами, вспоминаю мирное время, когда я , так же, как и вы, со своими подругами пела любимые песни. Как мы были счастливы. Но война все изменила. Спасибо вам, дорогие соотечественники. Мечтаю о том, чтобы война закончилась и мы встретились с вами в мирное время».
Слава артистов возрастала, в отдельных частях они выступали по несколько раз. В течение месяца было проведено более тридцати концертов.
Вот как оценивал выступление артистов политрук 1-танковой армии, полковник Журавлев: «Концерт ансамбля – это яркое проявление дружбы между народами. Артисты завоевали большое уважение и признание среди солдат, сержантов и офицеров. Особенно понравились песни «За Родину», «Цветущий Узбекистан», «Казаки-казаченьки», «Кровь за кровь», «Вернись живым и здоровым».
По прохождении многих лет об этих днях вспоминал М.Е. Кажуков: «В находящуюся под моим командованием 1-гвардейскую танковую армию прибыли артисты из Узбекистана. Ансамбль хорошо подготовленный, это были настоящие мастера своего дела. Ансамбль отлично выступал во всех частях, и были званными гостями для всех солдат, офицеров и генералов». Вот такого внимания был удостоен на фронте мой наставник Гафур Азим и его коллеги. Но когда разговор заходил о войне мы знали, он хотел, чтобы молодежь никогда не забывала об ужасах войны и знала, через какие испытания пришлось пройти нашим бойцам. Война для нас — это уже далекое прошлое. Но память о том трагическом времени никогда не сотрется.
Артисты Узбекистана все, как один были готовы идти на фронт и повышать боевой дух, морально поддерживать солдат, офицеров и генералов. Среди был мастер своего дела, дойрист Гафур Азимов.
В 1945 году концертная бригада была направлена на 2-Беларусский фронт. В составе бригады были художественный руководитель Г.Рахимова, директор ансамбля В.И.Венедиктов, музыкальный руководитель Ф.Содиков, балетмейстер Л.Петросова, солисты Р.Багланова, Р.Аюпов, Р.Хакимова, Р.Ахмедова, Д.Шерова, К.Исмоилова, А.Аминов, Я.Абдуллаева, музыканты Г.Азимов, М.Косимов, С.Юлдошев. Ансамбль прибыл в штаб 2-Белорусского фронта 16 февраля 1945 года. Этот фронт совместно с 2-Белорусским фронтом вел бои против фашистов в Восточной Пруссии.
Несмотря на идущие тяжелые бои командующий фронтом Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский встретил прибывших из Узбекистана артистов и сказал: «Артисты всегда морально поддерживают бойцов, приумножают их силы. Вносят огромный вклад в нашу предстоящую победу над врагом». Артисты выступили с концертом, преподнесли подарки бойцам. Прощаясь с артистами, маршал Константин Константинович Рокоссовский сказал: «Мы встретимся с вами после войны под мирным небом и еще раз послушаем ваши песни и музыку. С 25 февраля до 20 марта ансамбль выступал с концертами в различных частях армии и получил благодарность командования.
Ратный труд Гафура Азимова не остался не замеченным. Он получил достойное признание среди бойцов Красной Армии и руководство воинских частей. Он был награжден орденом «Красной звезды», медалями «За боевые заслуги» (дважды), «За самоотверженный труд» (дважды), «За победу над Германией», «25-летие Победы», «За добросовестный труд во время Второй мировой войны 1941-1945 годов» и другими. В 1967 году за большой вклад в развитие узбекского музыкального искусства он был удостоен звания «Заслуженный артист Узбекистана».
…Война — это страшное, трагическое событие. Вспоминая рассказы наставника, прошедшего испытания войной, невольно вспоминаю и его друзей, которые всегда были рядом с ним в дни тяжелых испытаний. На этой войне известные узбекские артисты действительно были моральной поддержкой для всех солдат, офицеров и генералов. Так же, как и мой наставник, через ужасы войны прошел еще один дойрист Рахим Исахужаев.
Рахим Исахужаев родился 10 октября 1917 года в городе Ташкенте. В махалле, где он жил, многие умели играть на дойре. Поэтому и у Рахима был велик интерес к этому инструменту. Он быстро освоил секреты этого мастерства. Его стали приглашать на различные мероприятия. Люди любят хороших артистов, всегда с нетерпением ждут их выступлений. Рахим бобо уже в молодые годы аккомпанировал таким известным артистам, как Уста Олиму Комилову, Кари Якубову, Кариму Закирову, Тамаре Ханум, Халиме Насыровой, Мукарамм Тургунбаевой, а впоследствии вместе с ними стал принимать участие в творческих поездках по республике.
В довоенные годы его исполнение на дойре часто передавали по радио. Кроме дойры, он отлично владел и дутаром.Певцы и танцовщицы с любовью вспоминали о том, как он аккомпанировал им во время их выступлений и насколько вдохновляло людей его исполнение в те далекие военные времена… Солдаты, выходившие из окопов, где их в любую минуту могла настигнуть смерть, после концерта подходили к Рахиму бобо и расспрашивали его о секретах исполнения на дутаре. Артист подробно рассказывал им об истории инструмента, а также рассказывал бойцам различных национальностей о родном Узбекистане.
Дадахужа Соттихужаев родился 23 февраля 1921 года в кишлаке Учок Паркентского района Ташкентской области. Он родился в семье, где царили мир и достаток. Но смерть отца внесла свои коррективы. Дадахужа был отдан в детский дом. Для представителей мира искусства самым большим счастьем является свобода. Талант даруется свыше. Ребенок, привыкший к ласке и теплу, так и не смог прижиться в детском доме. В четырнадцать лет он покидает детский дом. Смелый и отважный мальчик через Паркентские горы, через долину пришел в Маргилан. Попал в приют. Но мир не без добрых людей. В Маргилане судьба свела его с Уста Ахмаджон Умрзок углы. Именно этот человек забрал его из приюта для беспризорных детей. Впоследствии он стал практически вторым отцом для Дадахужа. Уста Ахмаджон ака обучил его игре на дойре, а в 1937 году привел в Ферганский театр. В течение года принимая участие в проводившихся в Ферганской долине хашарах и демонстрируя свое искусство, он стал любимым исполнителем среди народа.
Коллектив театра с начала и до конца строительства Большого Ферганского канала был вместе с трудящимся народом, морально поддерживал людей на этой великой стройке. Была проведена поистине немыслимо гигантская работа: за 45 дней был проложен канал протяженностью 270 километров. В Америке подобный канал при помощи техники был проложен в течение 4 лет. Наш самоотверженный трудолюбивый народ не жалея сил за немыслимо короткий срок проложил канал и пустил по нему воду в долину. Среди этих людей был и Дадахужа ака.
Никогда не забуду, как Дадахужа ака со слезами на глазах, тихим, грустным голосом рассказывал: «Большой Ферганский канал был построен за счет жизней тысяч людей. Я собственными глазами видел, как умирали люди, как умирали беспомощные женщины. Могилой для этих людей стала земля, вырытая из канала. Никто не знает, сколько тысяч захоронений по берегу этого канала…».
Да, всем известно, на какие подвиги и героизм при необходимости способен наш великий народ. И разве можно им не гордиться?! Этот народ достоин всяческих похвал. Таких же похвал были достойны и артисты, подобно Дадахужа Соттихужаеву закалившиеся среди трудового народа.
Слава Дадахужа ака в долине приумножалась, его пригласили на работу в Янгиюльский театр. В этом театре он стал ведущим артистом, здесь началась его активная трудовая деятельность. На многое способен народ с сильным духом. Узбекский народ делал все для того, чтобы направлять на фронт продовольствие и одежду для сражающихся солдат. Представители искусства, в том числе и Дадахужа ака были моральной поддержкой для бойцов. Они призывали их к победе, рассеивали их заботы и печали. Труппа Янгиюльского театра была направлена на действующий 3-Прибалтийский фронт и давала концерты на местах под звуки взрывающихся бомб и снарядов.
Дадахужа ака неохотно рассказывал об этих днях. Но воспоминания восстанавливали в памяти картины тех дней и он продолжал свой рассказ:»Артистов серьезно проверили за короткий срок и сформировали фронтовую бригаду. Руководителем был назначен Собир Азимов, художественным руководителем — С.Колонов, я и Журабоев были приняты музыкантами, А.Охунов, М.Нишанова, братья Юсуповы — вокалистами и танцовщиками, Т.Королева, Р.Курбонова, Х.Нугмонова, К.Кромцова, К.Содикова, Ш.Навахова — танцовщицами. Народная артистка Узбекистана, балетмейстер В.Губская начала занятия по хореографии. 20 апреля 1944 года мы прибыли в Москву, через девять дней сдали экзамены и были направлены на 3-Прибалтийский фронт. Целью фронта было устранение большого войска фашистов в Прибалтике и освобождение Прибалтийских стран. Об этом на первой встрече с артистами рассказал командующий фронтом генерал-полковник И.И. Масленников».
Из воспоминаний Дадахуджи Саттихуджаева: «11 мая состоялся первый концерт. Перед сценой сидели бойцы, только что вернувшиеся с боя. Глядя на них, мне так захотелось доставить им радость и я начал исполнять «Андижанскую польку». Я исполнял с таким азартом, что бойцы вскочили с мест и стали хлопать в такт мелодии. На сцене кружились в танце танцовщицы. Задор бойцов еще больше вдохновил меня. Было прохладно, а с моего лица стекали капельки пота, пальцы словно стремились пробить дойру, казалось, «Андижанская полька» может заставить танцевать даже растущие вблизи деревья. Стеснявшиеся поначалу бойцы вдохновенно танцевали, концерт шел с таким успехом, что даже не заметили, как наступил вечер. По окончании концерта ко мне подошел русский парень. Обнимая меня, он сказал: -Звук твоего инструмента звонче выстрела пушки. Оставайся с нами. Когда мы не будем стрелять из пушек, ты будешь играть на своей дойре и пугать фашистов. Мы, представители двух национальностей, крепко обнялись. На войне не было национальностей. На войне были родные люди. На этом фронте мы дали двадцать концертов. Затем нас направили на другой фронт. Там мы были до 25 мая».
… Дадахужа ака был талантливым артистом, отличным рассказчиком. С ним всегда было интересно. Слышавшие его исполнение говорили: «Он рожден для игры на дойре». Это были великие артисты, прошедшие войну.
* * *
Очень много артистов из Узбекистана были вместе с бойцами, сражавшимися на этой страшной войне. Среди них были дойристы: Народный артист Узбекистана Рахим Исохужаев, Заслуженный артист Узбекистана Гафур Солихов, Мирзатоп Тиллаев, Убайдулла Хужаев, О.Туйчиев, Р.Отабоев, М.Мирзаев, Ш.Хамдамов.
Дилмурод Исломов,
Заслуженный артист Узбекистана, старший преподаватель Государственного института искусств и культуры Узбекистана.
Прислал Мавлон Шукурзода.
Когда я читаю такие комментарии, мне хочется плакать и просить прощение:» Простите, музыканты! В кои веки написали о фронтовых бригадах, и ни одного слова о вас в комментариях не прозвучало! Да и прочитана ли статья участниками дискуссии? Простите меня, узбекские кинематографисты, за то, что комментатор Руслан не знает истинных достижений своего родного кинематографа!» О ЧЕЛОВЕКЕ глубже и интересней рассказал евразийский кинематограф 20-го века, частью которого и был «Узбекфильм». Он заговорил своим голосом и не потерялся рядом с могучими соседями. Не было нужды красить героев в чёрную, жёлтую и белую краску . 15 республик — 15 национальных киностудий! Всякое было поставлено… Но выдающиеся имена и названия всегда редки! Вообще искусство — это про Человека, а не про пятую графу в анкете. Меня согревала «нежность» к «певчему дрозду», а «театр»Джулии Ламберт помогал жить. Вот так.
lvt[Цитировать]
IVT — Браво, Браво, Брависсимо!
Efim Solomonovich[Цитировать]
Спасибо!
Алишер Холматов[Цитировать]
… «Дадахужа ака был талантливым артистом, отличным рассказчиком. С ним всегда было интересно. Слышавшие его исполнение говорили: «Он рожден для игры на дойре». Это были великие артисты, прошедшие войну». Дилмурод Исломов, ВЫ очень хорошо написали о своих старших коллегах и учителях. Фраза, которую я процитировала, могла бы стать эпиграфом к Вашей статье. Какая похвала может быть выше для музыканта, чем эти слова: » Он рождён для игры…»! Наше поколение мирное, мы родились и прожили без тотальной войны «всех против всех». На войне всюду страшно и всюду опасно. Фронтовые бригады не были простыми командировками. Обстрелы, бомбёжки, отступления, наступления — всё это уносило жизни людей. В мирное время довольные или недовольные зрители идут домой. Фронтовые концерты в чистом поле, в кузове грузовика, в развалинах давались для зрителей, которые через час могли погибнуть. Это был последний свет, последняя радость в жизни бойцов. Какая святая, какая горькая миссия досталась в удел артистам фронтовых бригад!
lvt[Цитировать]