«Все, кто играл на школьной сцене, вспоминают об этом всю жизнь». Часть восьмая Искусство История

Пишет Инесса Когай.

Вот мы доигрались и до первого круглого юбилея. С момента создания «Золотого Ключика» прошло 10 лет!!! Театр приобрел заслуженную популярность среди родителей учеников Бориса, его друзей и знакомых и других просто хороших людей. О нас писали в прессе, о нас вышел сюжет на тогдашнем центральном телевидении в программе «До 16 и старше…» (насколько я помню, к этому приложила руку мама Карины Рахмановой).

В составе труппы были ребята разных поколений – начиная с тех, кто играл еще в «Обыкновенном чуде» и, заканчивая теми, кто только делал первые шаги на сцене. Но никогда в отношениях между нами не было никакого превосходства старших над младшими. Никогда не было никакого соперничества и «подковерной возни» при получении роли.

1991 год — 10-летие театра. «Голый король» Е.Шварц. Сережа Гольтяев — Камергер, Инна Когай — Злая иностранная гувернантка.

Выбором пьесы и распределением ролей всегда занимался сам Борис Дмитриевич. Причем, если пьесу мы еще как-то могли предложить, то актерский состав – это было только решение Панина. БД всегда сразу и четко распределял роли. Было впечатление, что он уже знал и видел, кому какую роль дать! И делал он это как тонкий психолог. Боря, даже в начинающих, умел разглядеть диапазон возможностей и, давая ту или иную роль, помогал раскрыть актерский потенциал. Он замечал все возникающие симпатии в театре и умел так подобрать пары героев, чтобы использовать эту симпатию и на сцене. И самое главное – он учил нас тому, что нет маленьких ролей, а есть маленькие актеры. Он показывал, как из почти бессловесной маленькой роли можно сделать шедевр. Он объяснял психологию героя, он помогал преодолеть какой-то внутренний барьер, если роль, бывало, «не ложилась на душу». Борис Дмитриевич в этом плане был очень чутким и мудрым педагогом.

1991 год — 10-летие театра. «Голый король» Е.Шварц. (слева-направо) Леша Верзаков — Генрих, Дима Венатовский — слуга, Дамир Ибрагимов — Христиан.

У нас, как в любом уважающем себя театре, бывало по два, а то и по три актерских состава. Очень часто одну и ту же роль играли ребята из разных поколений актеров. И это тоже был своеобразный педагогический прием. БД говорил молодежи: «Вот! Смотрите и учитесь!» Правда учились не только тому, что надо, но и тому, что не надо делать на сцене))). И если «старикам» Боря мог простить «дуракаваляние» на репетициях или какие-то «подвыподверты» на сцене во время спектакля, то молодым актерам просто так с рук это не сходило. Если, конечно, Боря об этом узнавал))).

1991 год — 10-летие театра. «Голый король» Е.Шварц. Сцена из спектакля.

Но все это я к чему? Спектаклем юбилейного года в «Золотом Ключике» стал «Голый король» Е.Шварца. Короля играли три актера – Костя Евсейко, Витя Леонтьев и Денис Иванченко. Три актера – три разных поколения. Самый старший и самый опытный – Костя, Витя – средненький и Денис – младший. У Короля был очень пикантный костюм в последнем выходе, когда мальчик из толпы кричал: «А король-то голый!» Так вот Костю – любимчика зрителей и режиссера, опытнейшего актера, который не раз спасал молодежь, вдруг «поплывшую» на сцене, не смущало ничего. Надо так надо! Хоть голым! Витя, уже поднаторевший в актерском мастерстве, тоже чувствовал себя раскованно. А вот Денис был, что называется, зажат, смущался. Боря очень много с ним разговаривал. Да и нам всем он всегда говорил и объяснял, что сцена это совсем не то, что обычная жизнь. На сцене можно все, это в кустах стыдно! В итоге мы имели трех совершенно разных по характеру Королей, но каждый из них был великолепен.

1991 год — 10-летие театра. «Голый король» Е.Шварц. Витя Леонтьев — Король (еще одетый)

1991 год — 10-летие театра. «Голый король» Е.Шварц. Витя Леонтьев — Король (уже голый)

Ну и, конечно, было веселое празднование юбилея. Все подробности уже и не вспомню. Одним из номеров была наша с Хасаном Мухитдиновым переделанная «Сцена у фонтана» из «Бориса Годунова». Текст, как это часто бывало, написала все та же Т.А.Строкова. Рассказали весь творческий путь Бориса от кружка Дома пионеров до наших дней. А еще к юбилею была написана вот эта песня:

Да, жизнь сейчас – не легкий бриз,
В ней тысячи шарад,
Но есть Борис, но есть Борис,
И есть его театр.

Добро честь - его девиз,
И никаких эстрад,
Суров Борис, суров Борис,
Но, в общем, демократ!

ПРИПЕВ:
Если вспомнить мемуарно
Мир устроен так коварно –
В нем живут и процветают
Миллионы Буратин.

И способных и бездарных,
Добрых и неблагодарных,
Ну, а папа, папа Карло –
Он всегда один!

Хоть в жизни он почти маркиз,
В работе – как пират.
Но все ж, Борис, но все ж, Борис,
Мы любим твой театр!

Так доведет своих актрис,
Что нужен психиатр,
Уймись, Борис, уймись, Борис,
Ведь это, все же, театр.

Гоняет нас из-за кулис
На дню почти стократ,
Кричит Борис, рычит Борис,
И это – тоже театр.

Нам дорог каждый твой каприз,
Мы верим в твой талант,
Живи, Борис, твори, Борис,
И пусть живет твой театр.

ПРИПЕВ:
Если вспомнить мемуарно
Мир устроен так коварно –
В нем живут и процветают
Миллионы Буратин.

И способных и бездарных,
Добрых и неблагодарных,
Ну, а папа, папа Карло –
Он всегда один!

Ну, а папа, папа Боря –
Он у нас один!

2 комментария

  • Фото аватара Константин ташкентский:

    Вот уже и восьмая часть воспоминаний о школьном драмкружке. Мы учились в 142-й школе и в начале 1960-х у нас появился кукольный театральный кружок. Поставили мы сказку «Репка», мне досталась главная роль – роль Репки. Её надо всё время держать не шевелясь. Ещё кое-что было. Выступали мы с ними в кинотеатре «Молодая гвардия», в клубе «Восток» — авиационного завода, ну и по школам – «святое дело». Многому я в нём научился. Главное нас научили, как правильно тренировать зрительную память. Но время своё берет, и кукольный кружок всем составом перешел в драматический. Пьесы у нас были такие правильные – восхваляющие и осуждающие. Ничего не было из того, что описывается в этой статье. Как и у всех у нас была своя Прима. Правильная девчонка с большими бантами, играющая исключительно правильных комсомольских руководителей. Недавно спросил её: «Ты помнишь наш кукольно-драматический кружок?» — «Да, конечно!», — «А как звали нашу Руководительницу?» — уже не помнит.
    Забавный случай запомнился с нашей руководительницей, который был после выступления в клубе «Восток». Девчонки на сцене, она в зале и объясняет им какие надо одевать трусы и рейтузы для выступления на сцене. А рядом стоим мы – пацаны. Все девчонки в шоке, а она спокойно продолжает.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Alex:

    Видео спектакля «Голый король» театра «Золотой ключик» есть по ссылке:
    часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=NVf0XDVSTq8
    часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=273JYs39qhQ

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.