Армянский драматический театр История Старые фото

Сергей Пряхин

Tashkent Armenian Drama State Theatre after the name of Stepan Shanumyan, 1936-37 Theatrical Season.
Случайно нашел на одном из интернет аукционов. Никогда не слышал о таком театре в Ташкенте!?

Сергей Арзуманов:
«Но, пожалуй, самыми радостными и запомнившимся событиями лета 1936 года для меня были вылазки в клуб армянского землячества. Дядя Беглар и тётя Соня были активистами этого клуба, входили в любительскую труппу армянского театра. Особенно запомнилась музыкальная комедия «Тмблачи* Хачан». Главные роли в этом спектакле играли: дядя Беглар — Хачана и тётя Соня — его жену. Это было первое моё знакомство с армянским национ¬льным искусством и культурой. Какой восторг вызывали во мне эти спектакли! Никак не сравнить с тем, что было, когда в Мерве смотрел шарманщиков с попугаями и кукольные представления. Да, это были любительские спектакли, но поставлены они были профессионально, да и исполнители — так сказать, «цвет интеллигенции» — были талантливы. К сожалению, это длилось недолго. Осенью того же года коммунисты под предлогом борьбы с национализмом и шовинизмом (а, может быть, и без всякого предлога!) разогнали все национальные землячества, заодно прикрыв и клубы».

Лидия Козлова:
Армянский Театр работал по адресу Сталина №33.
За сквером самыми примечательными домами были особняки, принадлежавшие известным врачам — братьям Соломону Ильичу и Моисею Ильичу Слонимам. Еще один брат, Михаил Ильич, биолог-генетик, был специалистом по шелковичным червям. По счастью, он не дожил до пресловутой сессии ВАСХНИЛ. Слонимы были такими хорошими врачами и пользовались таким уважением, что когда у многих владельцев «отбирали» дома, то Слонимам их оставили. Рядом с домом М. И. Слонима был Ар­мянский клуб. В Ташкенте всегда было много армян, особенно после 1914 года, когда они мигрировали, спасаясь от турецкого геноцида. В клубе собирались и общались армяне, в небольшом зале давались концерты, главным образом, самодеятельные, и показывали кино.

Лидия Козлова:
Сергей Пряхин отыскал редкую фотографию. Труппа Государственного Театра. Это определение означало довольно высокий ранг театра. Я собрала всё что нашлось в воспоминаниях. Бывало так -существующий любительский коллектив объявляли профессиональным. Могли из другого города пригласить актёров Для заключений об истории этого театра пока материала нет. Но ведь только открыли ряд профессиональных театров, как решили их закрыть! Государственный театр получал дотацию от государства (небольшую). Видимо, решили, что Ташкенту положено иметь, в первую очередь — свои национальные театры, потом русские. Я знаю, что ставились спектакли на греческом языке, на корейском, на немецком в 50-60х. Но они были студенческими или любительскими.

2 комментария

  • VTA:

    Редкая удача найти такую фотографию, спасибо, Сергей. А Вам, Лидия, благодарность за разъяснения, я никогда не слышала о таком театре. Надеюсь, что на этот пост кто-то отзовется и мы узнаем больше подробностей.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Я комментировала в ФБ. Не всё учла. Театры бурно открывались и обретали статус в сер. 30-х г. Как раз тогда государство окончательно взяло сцену под своё крыло. А к концу 30-х многие театры закрыли. Правда, на развитие национального искусства средств не жалели. Но армянского в Армении, грузинского в Грузии и т. д. Процесс продолжался и после войны, когда прикрыли театр классической оперетты. Сочли, что надо развивать национальный музыкально — драматический театр им. Мукими. Но действительно денег тогда на искусство совсем мало было. А частное предпринимательство у нас не существовало.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.