Армянский драматический театр История Старые фото

Сергей Пряхин

Tashkent Armenian Drama State Theatre after the name of Stepan Shanumyan, 1936-37 Theatrical Season.
Случайно нашел на одном из интернет аукционов. Никогда не слышал о таком театре в Ташкенте!?

Сергей Арзуманов:
«Но, пожалуй, самыми радостными и запомнившимся событиями лета 1936 года для меня были вылазки в клуб армянского землячества. Дядя Беглар и тётя Соня были активистами этого клуба, входили в любительскую труппу армянского театра. Особенно запомнилась музыкальная комедия «Тмблачи* Хачан». Главные роли в этом спектакле играли: дядя Беглар — Хачана и тётя Соня — его жену. Это было первое моё знакомство с армянским национ¬льным искусством и культурой. Какой восторг вызывали во мне эти спектакли! Никак не сравнить с тем, что было, когда в Мерве смотрел шарманщиков с попугаями и кукольные представления. Да, это были любительские спектакли, но поставлены они были профессионально, да и исполнители — так сказать, «цвет интеллигенции» — были талантливы. К сожалению, это длилось недолго. Осенью того же года коммунисты под предлогом борьбы с национализмом и шовинизмом (а, может быть, и без всякого предлога!) разогнали все национальные землячества, заодно прикрыв и клубы».

Лидия Козлова:
Армянский Театр работал по адресу Сталина №33.
За сквером самыми примечательными домами были особняки, принадлежавшие известным врачам — братьям Соломону Ильичу и Моисею Ильичу Слонимам. Еще один брат, Михаил Ильич, биолог-генетик, был специалистом по шелковичным червям. По счастью, он не дожил до пресловутой сессии ВАСХНИЛ. Слонимы были такими хорошими врачами и пользовались таким уважением, что когда у многих владельцев «отбирали» дома, то Слонимам их оставили. Рядом с домом М. И. Слонима был Ар­мянский клуб. В Ташкенте всегда было много армян, особенно после 1914 года, когда они мигрировали, спасаясь от турецкого геноцида. В клубе собирались и общались армяне, в небольшом зале давались концерты, главным образом, самодеятельные, и показывали кино.

Что ещё почитать:  Старая мечеть. Продолжая тему малых минаретов

Лидия Козлова:
Сергей Пряхин отыскал редкую фотографию. Труппа Государственного Театра. Это определение означало довольно высокий ранг театра. Я собрала всё что нашлось в воспоминаниях. Бывало так -существующий любительский коллектив объявляли профессиональным. Могли из другого города пригласить актёров Для заключений об истории этого театра пока материала нет. Но ведь только открыли ряд профессиональных театров, как решили их закрыть! Государственный театр получал дотацию от государства (небольшую). Видимо, решили, что Ташкенту положено иметь, в первую очередь — свои национальные театры, потом русские. Я знаю, что ставились спектакли на греческом языке, на корейском, на немецком в 50-60х. Но они были студенческими или любительскими.

26 комментариев

  • VTA:

    Редкая удача найти такую фотографию, спасибо, Сергей. А Вам, Лидия, благодарность за разъяснения, я никогда не слышала о таком театре. Надеюсь, что на этот пост кто-то отзовется и мы узнаем больше подробностей.

      [Цитировать]

  • lvt:

    Я комментировала в ФБ. Не всё учла. Театры бурно открывались и обретали статус в сер. 30-х г. Как раз тогда государство окончательно взяло сцену под своё крыло. А к концу 30-х многие театры закрыли. Правда, на развитие национального искусства средств не жалели. Но армянского в Армении, грузинского в Грузии и т. д. Процесс продолжался и после войны, когда прикрыли театр классической оперетты. Сочли, что надо развивать национальный музыкально — драматический театр им. Мукими. Но действительно денег тогда на искусство совсем мало было. А частное предпринимательство у нас не существовало.

      [Цитировать]

  • виолав:

    На фото надпись: Ташкентский Государственный Армянский драмтеатр театр им. Ст. Шаумяна.
    Сезон 1936-37 г.
    На сайте, где рассказывается о жизни и творчестве основателя Степанакертского гос. драм. театра, артисте и режиссёре Каро Алваряне есть запись.

    «Осенью 1936 г. Алварян уехал в Ташкент, где, сплотив силы местного Армянского государственного театра имени Ст. Шаумяна, поставил пьесы «Гикор» и «Пахтасар ахпар». В 1937-ом он вернулся в Баку, где вновь стал работать в армянском театре артистом и режиссёром. Одновременно он давал уроки актерского мастерства в театральном училище».

    Каро Соломонович Алварян
    Заслуженные деятель искусств Азербайджанской ССР
    Дата рождения: май-06 Год рождения: 1895
    Ученик Рубена Симонова

    http://www.artsakhtert.com/rus/culture-and-sport/item/7707-основатель-степанакертского-театра

      [Цитировать]

  • Евгений:

    В 1937 году в Ташкенте было восемь драматических театров.

      [Цитировать]

  • Евгений:

    Армянский театр был на улице Карла Маркса №7…. Путеводитель по городу Ташкенту, 1937 год.

      [Цитировать]

  • Вы вольно трактовали текст справочника. Ведь там написано «… Армянский гостеатр №7 ул. Маркса 7Д». На Маркса №7 театров никогда не было. И по квадратам карты начало Маркса — это 6Д. Обратите внимание, как странно расположена строка со сведениями об этом театре. У неё нет порядкового номера и номера объекта на карте, который располагался следом за ним. Всё это выглядит небрежностью издателей. Изначально Армянский Театр играл свои спектакли на Маркса №57 (или 67?). Это за Сквером, по дороге к Ташми. Там располагался когда-то Армянский клуб. Но потом мы встречаем армянскую труппу на ул. Сталина. На карте 1936г. на Маркса, за Сквером, в квадрате 7Д, есть точка №7. Возможно это и есть Армянский Театр.

      [Цитировать]

  • Евгений:

    Спасибо…. Увы, действительно, «небрежности» очень много. Но я ничего не трактую, что написано в Путеводителе, то и «озвучиваю»…. Точка №7, на показанной Вами карте… это не дом доктора Слонима? В наши дни — Ассоциация театральных деятелей.

      [Цитировать]

    • НЕТ. Дом Слонимов -№51. Мне кажется, точку на карте надо бы поставить за Хорезмской. Армянский клуб находился дальше от Сквера. Не может быть, чтобы представители Армянского землячества никогда не фотографировали свой Театр. Но отчего-то снимков нет.

        [Цитировать]

      • Вот упоминание дома Армянского общества у Добросмыслова. Именно в этом здании зарождался Армянский Театр в Ташкенте. Сначала там существовал Театр любителей. Его спектакли становились событием для всего армянского населения города. В 1935г. Театр стал профессиональным. А перед войной его… закрыли. Дом Слонимов построен уже в Советские годы. Так что дом Армянского Общества старше.

          [Цитировать]

        • Вот заметка из журнала «Советский Театр» за 1935г. Где в числе других новостей из Узбекистана, сообщается об открытии профессионального Армянского театра.

            [Цитировать]

        • 12345:

          Два дома Слонимов были построены ими еще ДО революции. Советская власть оставила им их собственность, в связи с заслугами по оказанию врачебной помощи населению. Во время войны Моисея Ильича «уплотнили» (по воспоминаниям Андрея Слонима), подселив эвакуированных.

            [Цитировать]

          • Прочитайте, что пишет сам Андрей Евсеевич в комментарии. Когда-нибудь Андрей Слоним закончит работу над книгой воспоминаний и мы сможем цитировать её страницы.

              [Цитировать]

            • 12345:

              Он добросовестно ошибается: сам говорил о том, что я уже «озвучивал»… В конце концов, где же жили Слонимы ДО ривалусии?

                [Цитировать]

              • Я думаю, что заблуждались когда-то мы с вами. Теперь будем знать, когда построили эти дома.

                  [Цитировать]

                • Публикация про Армянский Театр(2015) была сложена из отдельных комментариев в ФБ. Думаю, что в свою очередь, я там кого-то цитировала. Надо поискать источник. 50 и более лет назад Старый Ташкент был одним большим двором, где всё про всех знали. Но часто не совсем точно. Так рождались «полулегенды». Действительно, бытовала такая версия, что дома для сыновей построил Илья Слоним — старший. Но вот Андрей Евсеевич внёс ясность. А уж детали и подробности узнаем из воспоминаний, когда они будут завершены.

                    [Цитировать]

              • Евгений:

                По данным на 1904 год М.И.Слоним жил на улице Николаевской… А с 1909 года, после того как закончил ординатуру в Санкт-Петербурге, получил степень доктора медицины и открыл свою лечебницу на углу Самаркандской и Махрамской, видимо, имел дом (квартиру) при лечебнице.

                  [Цитировать]

  • Конфуз!!! Часть текста из публикации об Армянском Театре принадлежит не мне, а Ольге Пославской. Видимо, при отборе текста ссылка на источник пропала и получился невольный плагиат! Исправляю огрехи 2015г. «За сквером самыми примечательными домами были особняки, принадлежавшие известным врачам — братьям Соломону Ильичу и Моисею Ильичу Слонимам. Еще один брат, Михаил Ильич, биолог-генетик, был специалистом по шелковичным червям. По счастью, он не дожил до пресловутой сессии ВАСХНИЛ. Слонимы были такими хорошими врачами и пользовались таким уважением, что когда у многих владельцев «отбирали» дома, то Слонимам их оставили. Рядом с домом М. И. Слонима был Ар­мянский клуб. В Ташкенте всегда было много армян, особенно после 1914 года, когда они мигрировали, спасаясь от турецкого геноцида. В клубе собирались и общались армяне, в небольшом зале давались концерты, главным образом, самодеятельные, и показывали кино». https://mytashkent.uz/2014/04/20/olga-poslavskaya-moj-tashkent/ Я же только один из поздних адресов Армянского Театра указала — Сталина 33 (из книги Макса Вексельмана).

      [Цитировать]

  • olga:

    «….Таким образом Государственный Русский ДраматическийТеатр, открывший сезон только в октябре 34г. оказался даже несколько младше Ташкентского Еврейского Театра. . В дальнейшем театр дважды переезжал: сначала в помещение Армянского Театра (Сталина 33) и затем , в 1936году, в Клуб печатников: на Сталина 23. .Вот тут нам всем очень повезло, потому что совсем недавно про этот клуб можно было прочесть в воспоминаниях Ольги Пославской. Не про театр, правда, а про спорт, но для общего впечатления достаточно. «Клуб «Печатник» был на том месте улицы Сулеймановой, где сейчас стоит здание Института геологии и геофизики АН УзССР. До сих пор, когда прохожу мимо, сжимается сердце» ( http://mytashkent.uz/2013/12/07/ol-ga-poslavskaya-…adtsaty-e-gody-chast-shestaya/ ) И про армянский любительский театр кое-что можно прочесть в нашем альманахе.. «Письма о Ташкенте» -это такой волшебный ларчик, где чего.только не отыщешь. http://mytashkent.uz/2013/05/25/zapiski-o-by-lom-v…rusevshego-armyanina-chast-10/
    Сергей Арзуманов пишет: «Но, пожалуй, самыми радостными и запомнившимся событиями лета 1936 года для меня были вылазки в клуб армянского землячества. Дядя Беглар и тётя Соня были активистами этого клуба, входили в любительскую труппу армянского театра. Особенно запомнилась музыкальная комедия «Тмблачи* Хачан». Главные роли в этом спектакле играли: дядя Беглар — Хачана и тётя Соня — его жену. Это было первое моё знакомство с армянским национ¬льным искусством и культурой. Какой восторг вызывали во мне эти спектакли! Никак не сравнить с тем, что было, когда в Мерве смотрел шарманщиков с попугаями и кукольные представления. Да, это были любительские спектакли, но поставлены они были профессионально, да и исполнители — так сказать, «цвет интеллигенции» — были талантливы. К сожалению, это длилось недолго. Осенью того же года коммунисты под предлогом борьбы с национализмом и шовинизмом (а, может быть, и без всякого предлога!) разогнали все национальные землячества, заодно прикрыв и клубы». Возможно, на Сталина 23 и находился Клуб Армянского Землячества?»…..

      [Цитировать]

    • На Сталина №23 работал Еврейский Театр до своего закрытия, как и свидетельствует Макс Вексельман в своей книге.
      Но сначала еврейская труппа давала спектакли в помещении Еврейского Рабочего Клуба (в бывшей Синагоге), затем в здании профессионального Армянского Театра на Сталина №33. (опять из книги Вексельмана).
      Армянский Театр начинал до революции, как театр любительский в Доме Армянского Общества на МАРКСА 57. Об этом пишет Добросмыслов (см. выше). Об этом вспоминает Пославская и другие современники. Не исключено, что приезжали на гастроли армянские труппы профессиональных актёров. В советские годы это учреждение стало называться Армянским Клубом. Потом Театр отделился от клуба, стал профессиональным, в итоге получил постоянное место на СТАЛИНА 33. В 1935 году в солидном журнале заявлено об открытии «стационарного армянского театра». Значит, вместо залётных гастролёров появилась своя постоянная труппа, получавшая деньги от государства. Это то, что можно сказать точно. Публикация Саакова не устраивает в театральной части. Даты приблизительные. Временем закрытия он объявил 1935г., когда Театр как раз «стационировался». Как мы видим, театр существовал в качестве Ташкентского Государственного Армянского Театра им.Шаумяна ещё в сезон 1936-1937гг.

        [Цитировать]

  • А вот совершенно иное изложение злоключений армянского театра в Ташкенте. Жаль, что фрагмент обрывается на полуслове… А. И Гинзбург, T︠S︡entr po izuchenii︠u︡ mezhnat︠s︡ionalʹnykh otnosheniĭ (Rossiĭskai︠a︡ akademii︠a︡ nauk)
    ИЭА РАН, 1994 https://books.google.ru/books?id=2SxEAQAAIAAJ&dq=%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%20%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82&hl=ru&source=gbs_book_other_versions

      [Цитировать]

  • В справочнике «Вся Средняя Азия», в общем списке, есть клуб на Маркса. Именно как «Армянский рабдом». Это 1926г. Значит, Дом Армянского Общества после революции был назван рабочим клубом. А драматический театр сначала отпачковался от клуба, потом скорее всего, остался только ансамбль песни и пляски при этом рабочем доме.

      [Цитировать]

  • Сейран Ходжабагян:

    На фотографии пятый слева во втором ряду, мой тесть Вазген Аракелян. Он работал в Армянском театре вплоть до его закрытия. Несмотря на то, что он был всего лишь завхозом, ему часто приходилось подменять на сцене артистов. Будучи уже в преклонных годах, он всё ещё помнил роли наизусть. Особенно, роль в спектакле « Ашуг Гариб». Отец мне показывал место на улице К.Маркса, где находился театр и армянская школа, то время, когда там, был какой-то творческий союз. Я. конечно, спрашивал почему были они закрыты. Две причины назывались основными. Первая это то, что город разросся и ездить было далеко и вторая, основная, что все туда ходящие стали объявляться националистами. Всё тихо заглохло.

      [Цитировать]

    • Макс Вексельман собрался с силами и написал книгу о Ташкентском ГОСЕТе и всех еврейских труппах, которые когда-либо давали спектакли в городе. Вексельман — историк. Он работал в архивах, беседовал с потомками артистов еврейского театра. В результате появилась прекрасная книга, с иллюстрациями, с хорошими примечаниями. Его пример — всем нам наука! Наверно, есть ещё знатоки Армянского Театра в Ташкенте? Собрали бы все воспоминания, фотографии, документы, афиши в одной книге. Пусть тираж был бы небольшой, но это же страница истории города!

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.