Памяти Николая Васильевича Дмитровского История Ташкентцы
Автор Татьяна Вавилова.
На старом русском кладбище в Ташкенте, справа от церкви, совсем недалеко, стоит черный мраморный крест. Под ним уже более ста лет покоится человек, перед могилой которого каждый ташкентский любитель книги обязан склонить голову. Когда-то его имя было хорошо известно в кругу читающей публики, а его огромной частной библиотеке завидовали многие собиратели книг.
Его имя – Николай Васильевич Дмитровский, Надворный Советник, первый библиотекарь и заведующий Туркестанской публичной библиотеки, самый известный ташкентский библиограф, страстный коллекционер редких изданий и неутомимый собиратель сведений об истории нашего края. Николай Васильевич настолько был предан Туркестану, столько о нем знал, что его называли живой энциклопедией.
Николай Васильевич родом из Нижегородской губернии, родился 6 декабря 1841 года. Образование получил в Духовной семинарии, но полный ее курс не окончил и в 1864 году был определен на службу в Канцелярию Нижегородского, а потом Виленского губернатора.
12 января 1868 года приказом по Туркестанскому губернаторству за №1 был определен на службу в Ташкент, помощником Делопроизводителя Канцелярии, да так и остался жить и служить в Туркестанском крае до самой своей кончины. Дмитровскому Ташкент понравился, во всяком случае, уже через год приехал служить в Туркестанское губернаторство и его брат, Павел Васильевич. Он тоже остался в наших краях навсегда.
Оба брата Дмитровских обзавелись в Ташкенте семьями. Первой женой Николая Васильевича была дочь Губернского секретаря Варвара Александровна Аристова. Весной 1876 года у них родился сын Владимир. Жили Дмитровские в собственном доме в районе нынешней улицы Чехова, бывшей Владимирской. Г.Н. Чабров, не ссылаясь на источник, пишет, что улица названа по имени сына Дмитровского, а соседняя, Варваринская, известная нам как улица Клары Цеткин, будто бы названа в честь его супруги. Скорее всего, это лишь совпадение, легенда, но в ее основе лежит любовь и уважение ташкентцев к Николаю Васильевичу.
Когда генерал К.П. Кауфман решил открыть в Ташкенте публичную библиотеку, он поручил составление указателя книг и всю организацию дела Николаю Васильевичу Дмитровскому, который стал ее заведующим и членом Наблюдательного комитета. При этом Николай Васильевич совмещал работу в библиотеке со своей основной должностью Делопроизводителя и заведующего губернаторской Канцелярией и даже отказался от предлагаемого Кауфманом дополнительного жалования. Книге Николай Васильевич хотел служить бескорыстно. За библиотекой он следил, или как тогда говорили, надзирал всю жизнь, даже когда в 1872 году передал заведование Виктору Викторовичу Чуйко. Николай Васильевич составил великолепный «Каталог книг русского отделения Туркестанской публичной библиотеки» и в 1895 году в «Туркестанских ведомостях» опубликовал статью «25 – летие Туркестанской публичной библиотеки». До сих пор все, кто писал и пишет об истории нашей библиотеки и о самом Дмитровском, черпают материал из его статьи.
Кроме библиотеки и Канцелярии, Николай Васильевич служил в редакции газеты «Туркестанские ведомости» и постоянно печатал в ней краеведческие статьи.
Власти ценили труды Дмитровского. Он был награжден орденом Св. Владимира 4 степени, Св. Анны 2 степени, Св. Станислава 2 степени с Императорской короной и той же степени без короны.
Прежний Ташкент славился богатыми частными библиотеками. Редкие, хорошо изданные книги собирали Великий князь Романов, Н.Ф. Петровский, В.Ф. Ошанин, П.И. Хомутов и, конечно же, Дмитровский. В библиотеке Николая Васильевича насчитывалось около 2000 книг, большая часть коллекции была краеведческого содержания. По данным Добросмыслова, Дмитровский «расходовал из скромного чиновничьего бюджета все сбережения на любимое дело, и, таким образом, у него образовалась редкая для частного лица библиотека и, кроме того, редкое co6paниe разных печатных и рукописных материалов, в виде газетных статей, выписок и т. п.»
14 декабря 1910 года Николая Васильевича Дмитровского не стало. Сын Владимир был уже взрослым, жил в Петербурге. Брат Павел Васильевич умер в 1902 году, и его вдова Елизавета Тимофеевна с детьми существовала на скромную пенсию.
Расходы на памятник Николаю Васильевичу легли на его вдову, вторую супругу Надежду Ивановну. Главным наследством Дмитровского были его книги. Вдова решила продать библиотеку мужа и на вырученные деньги поставить памятник. Туркестанская публичная библиотека намеревалась начать переговоры, но из Петербурга приехал сын. Ему очень не хотелось расставаться с наследием отца. Выплатив значительную сумму мачехе, он увез библиотеку в Петербург. Однако, некоторая часть библиотеки Дмитровского осталась в Ташкенте. Он завещал публичной библиотеке полный комплект «Туркестанских ведомостей», около 500 книг и брошюр. Вдова Николая Васильевича передала библиотеке все газетные вырезки, которые собирал Дмитровский. Часть книг Николай Васильевич завещал своим друзьям – Остроумову и Малицкому. Его воля была выполнена. Ну, а остатки некогда самой знаменитой частной коллекции книг в Ташкенте, хранила Надежда Ивановна. На могиле мужа она поставила дорогой памятник, привезенный из Киева. И сама лежит рядом, под скромным обелиском из мраморной крошки, таким типичным для советских времен.
Источники:
- ЦГА РУз, фонд И-1, оп. 33, д. 299. Послужные списки Дмитровского Николая Васильевича и Павла Васильевича.
- ЦГА РУз, фонд Р-2681, оп. 1, д. 86. Личный фонд Г.Н. Чаброва. Доклад на 41 заседании научного кружка истории изучения Средней Азии. 1961 год. Книговеды и книголюбы дореволюционного Туркестана. 1868 – 1917.
- Туркестанские ведомости. 1895 год. Статья Н.В. Дмитровского «25-летие Туркестанской публичной библиотеки».
- Добросмыслов А.И. Ташкент в прошлом и настоящем. 1912.
Ошиблась в написании фамилии — МалЛицкий.
VTA[Цитировать]
У Добросмыслова А.И. мне очень нравится история с участием Дмитровского Н.В. и К.П. фон-Кауфмана.
Прикладываю текст.
Ирина[Цитировать]
Вот так! «По улице Пушкинской Пушкин не ходит…» и т. д. Но сколько же замечательных людей ходили по тем же улицам, жили в тех же домах и дворах, что и мы! Как неправильно мы учили историю в своё время. Такое обучение приводило подспудно к убеждению, что самое интересное где-то там, далеко-далеко, а историю и культуру, которые были совсем рядом, мы знали плохо. Я точно не знала почти. Спасибо, Татьяна Александровна.
lvt[Цитировать]
Ответ на комментарий VTA . Никак Татьяна Александровна Вавилова не ошиблась. Не тот она автор. Существовали в то время у самих носителей фамилий разные способы их воспроизведения… Например, Арендаренко — Арандаренко, Гаррицкий — Гарлицкий, Малицкий — Маллицкий и так далее. Валерий Александрович Германов, он же Германцов.
Валерий Александрович Германов[Цитировать]