О портретах Хушруе (Азизы) Маматовой Искусство Ташкентцы

Прислала Нигора Умарова.

Статья посвящена историко-художественному анализу портретов Э. В. Ртвеладзе, Айбека и их автору художнице Хушруе (Азизы) Маматовой

Эдвард Васильевич Ртвеладзе, ученый археолог, родился в 1942 году в Грузии, в городе Боржоме. Имя, ставшее в Узбекистане символом преданности науке. Ученик академиков Массона и Г. Пугаченковой – ученых с мировым именем и сам являющийся таковым. Автор множества монографии, человек со спартанским характером и с аскетичным образом жизни, с романтическим восприятием мира и с ярчайшим воображением.

Как все это можно выразить в небольшом портрете, размером 70х50, написанному к 70 летнему юбилею Э. В. Ртвеладзе 2012 году?

Памятуя о бесконечной череде часов, проведенных ученым в среднеазиатских песках, когда он отмерял километр за километром в 45-ти градусную жару по едва заметным знакам дорогу. Он следовал по древнему караванному Шелковому Пути с Востока на Запад, или же с Запада на Восток, по следам армий Александра Македонского, куда полководцу указал путь Аристотель.

В предутренние часы, перед восходом солнца, когда дует ласковый ветерок «Насимий», поднимавший рой песчинок с барханов или же на закате вечером, когда он часами просиживал на раскопках, размышляя о Великом Индийском караванном пути, что проходил из Индии через древнюю Бактрию на Запад в начале первого тысячелетия нашей эры. Ученый мысленно перелистывал страницу за страницей книгу истории, пытаясь возродить по археологическим находкам в воображение, истинную суть событий, происходивших множество веков назад.

Художница вновь и вновь задавалась вопросом, как все это вместить в небольшой холст? (Не хотелось ничего помпезного).

Легкий наклон стоящей фигуры, облокотившегося на вертикально поставленный обломок дорической колонны, кисти рук, одна на другой, ясный устремленный в даль взгляд ученого, все это нашлось сразу, но вот фон – фон не удавалось написать многие месяцы.

Первоначально, на фоне был изображен общий вид древнего городища «Кампыр-тепа», что находится на юге Узбекистана, где многие годы ученый ведет раскопки. На фоне, так же было изображено высокое небо с темными облаками, из-за которых пробивались лучи закатного солнца.

Но все это было не то, что чувствовала художница от общения с ученым, посвятившим всего себя одной идее, одной цели – воссозданию картины истории страны, которой он посвятил свою жизнь и свой труд.

В один из светлых апрельских дней, рассматривая свои копии со старых мастеров: с Эль Греко, с Рембрандта Ван Рейна, с Франсиско Гойи, написанных художницей несколько десятков лет назад в Эрмитаже, что в Санкт-Петрбурге, А. Маматова вспомнила слова художника Рембрандта: «Если художник сумеет написать фон, решит его в тоне и колорите, картину можно считать завершенной».

Художница по новому взглянула на свои копии, в частности на копию с портрета Рембрандта «Саския Ван Эйленбург» и окунулась в воспоминания о годах проведенных в Эрмитаже и как писала она там свои копии. И решилась записать пейзаж на фоне портрета, созданию которого отдала так много сил, хотя это решения легко ей не далось.

Составила смесь из умбры натуральной с сиеной, добавила немного марса оранжевого, все это хорошо перемешала на палитре и записала фон единым цветом. Фон стал смотреться цельным пятном. Начали отчетливо читаться натруженные руки ученого на темном фоне свитера, написанного смесью умбры, изумрудно-зеленого цвета с краплаком – руки с набухшими венами не от возраста, а от лопаты, которой археологи орудуют всю свою жизнь, перелопачивая песок и грунт в поисках фактов ускользающей истины.

С портрета глянуло лицо Эдварда Васльевича с грустной усмешкой на устах, со взглядом, как бы говорившем «Утро всегда обещает, на закате многотрудного дня, вечер грустит и прощает». И все в портрете стало согласованным.

Портрет Э. В. Ртвеладзе был экспонирован на фестивале изобразительных искусств в Центральном Выставочном зале Академии Художеств Узбекистана в апреле месяца 2012 года. Портрет является собственностью автора.

В 1997 году искусствовед Н. Ойдинов писал следующее: «В творчестве Азизы Маматовой портрет является ведущим жанром. В своих произведениях художница создает не только образы современников, но и с большим мастерством воспроизводит образы исторических личностей нашей страны» [1].

К таким ее произведениям относится портрет известного поэта и писателя Айбека.
Айбек (псевдоним) Муса Ташмухамедов; родился в 1905 году и умер в 1968 году, в возрасте 63 лет – поэт, писатель, ученый литературовед и общественный деятель. Действительный член академии наук Узбекистана с 1943 года. За свое литературное творчество Айбек – человек сложной, духовной внутренней жизни, был избран Почетным членом королевской академии наук в Лондоне, в трудные, послевоенные годы.

Писать начал в 1922 году. Одним из поэтических высот в творчестве Айбека является сборник лирических стихов «Тетрадь из Чимгана», который стал образцом узбекской лирики. В прозе он продолжил традиции исторического романа, начатые просветителями А. Кадыри, А. Чулпаном и С. Айни. Многогранный талант Айбека проявился и в переводах русской и мировой литературы на узбекский язык. Им были переведены произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтова «Маскарад», Ж. Б. Мольера «Тар-тюф», а так же басни И. А. Крылова, статьи В. Г. Белинского, Э. Верхарна и стихи Г. Гейне.

В 1942 году им был написан историко-биографический роман о поэте и общественном деятеле начала XV века Алишере Навои. В дальнейшем, «Благожелателями» из литературной среды города Ташкента, было отправлено письмо на имя председателя Союза писателей СССР А. Фадеева с известием, что Айбек написал буржуазный роман о поэте Алишере Навои, который был визирем и другом правителя Герата Хусейна Байкары, правившего им в начале XV века.

А. Фадеев посоветовавшись с поэтом К. Симоновым, положил письмо под сукно и в годовом отчете написал, что писателем Айбеком написан роман о великом поэте Востока Алишере Навои и вскоре Айбек был награжден Государственной премией СССР. Пока анонимное письмо лежало под сукном, Айбек пережил инсульт. У него была нарушена дикция и координация движений до конца жизни. Об этом, в 90-годы прошлого столетия, художнице поведали писатели С. Ахмад, поэт Т. Тула и другие.

Возможно, лишение Айбеком здоровья – это была цена, цена которую изначально готовы платит многие творческие личности за свои детища. Так было изуродовано тело Микеланджело Буаннароти в процессе создания росписи в Стикстинской Капелле «Сотворение мира». Было, отрезано ухо Винсента Ван Гога и впал в безумие в конце жизни Врубель. Это нищета и одиночество Рембрандта Ван Рейна, потерявшего всех дорогих ему людей в расцвете сил. Миниатюрист Камолиддин Бехзод тосковал по Родине, находясь полжизни в не вольном услужение у иранских царей и Ибн-Сина, который всю жизнь был в изгнание и писал свои каноны исцеления и мистические трактаты в долгих скитаниях и многие, многие другие. Это плата за создание бесценных произведений искусства и литературы, плата за научные и иные открытия, необходимых людям. Память о них, благодаря их деяниям, будет живо, пока будет существовать человечество.

Искусствовед Н. Ойдинов писал: «Портрет Ибн-Сины, написанный А. Маматовой на фоне пурпурно-золотой осени, раскрывает доброту и щедрость души великого ученого и белый, без узды конь, олицетворяет неудержимый полет его мысли» Эти слова можно сказать и по адресу, всех вышеназванных творческих личностей.

В портрете Айбека, написанного на фоне снежных гор, чувствуется легкое дуновения ветра, с красотой природой сливается образ поэта, сидящего за столом. На вершине скалы качается куст цветущего шиповника, вызывающий в памяти его стихотворение «Наъматак» (Шиповник).

«Тихо качается куст шиповника на верху, на качелях ветра, солнцу преподнося корзину белоснежных цветов, на краю угрюмого утеса, один, тихо качается куст шиповника» из сборника «Тетрадь из Чимгана».

Ведь и вправду, истинно одаренные люди создают свои творения в одиночестве, даря их в большинстве случаях бескорыстно людям, имеющим глаза и уши, а самое главное, понимание, чтобы воспринимать прекрасное. Творцы подобны этому качающемуся шиповнику, расцветшему на вершине угрюмых утесов. Возможно, именно такую аналогию представил поэт при виде этого куста шиповника.

Этим прекрасным стихотворением Айбека и был навеян художнице его образ.

Произведения Айбека искренни, как сама природа, как и вершины гор, они причастны к вечности. Художница не ограничивается задачей показа его образа, но вместе с тем воспевает и красоту самой природы. Свойственная большим личностям самоуглубленность, присутствующая в портрете поэта и писателя Айбека, не лишает его образ силы воздействия на зрителей. В портрете изображена личность, сделавший мудрый вывод из глубоких размышлений о жизни.

Известный, узбекский ученый-релегиовед, суфий Наджмиддин Камилов писал: «Образы, созданные А. Маматовой, глубоки по характеру. В них убедительно раскрыто состояние души тех людей, чьи портреты она создает. В портретах напряженность интеллектуальной и духовной жизни выявляется благодаря обобщенной моделировке, статике и фиксированности движений контрастными цветами. В итоге художница, как бы останавливает на какое-то мгновение время и приобщает произведение к вечности.

В изобразительном искусстве Узбекистана в жанре портрета, творчество А. Маматовой имеет свое место. Профессионализм художницы бросается в глаза не только в созданных ею портретах современников, но и в произведениях исторического жанра. В правдивом воссоздании образов наших великих предков есть и ее заслуга. В ее творческих портретах Ибн-Сины, Шаха Бабура, просветителей Усмана Насыра, Абдулхамида Чулпана, Абдуллы Кадыри, Айбека, Э. В. Ртвеладзе и других известных представителей узбекского народа, не только увековечены память о них, но и раскрыты их внутренний, духовный мир.

В своих работах, художница смогла передать индивидуальные особенности их характера и величие духа. Ей удалось неповторимыми красками воссоздать внутренний мир ученых и поэтов, их нелегкую жизнь, наполненную трудом и драматическими событиями. Ее картины наполнены безграничной любовью к Родине и народу, к национальным традициям. Именно благодаря этим качествам, ее произведения занимают видное место в нашей культурно-духовной жизни, в национальном искусстве Узбекистана» .

Маматов У. Н., художник исследователь, Национальный институт художеств и дизайна имени Камоледдина Бехзода, Узбекистан

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.