Послесловие к комментариям на «Подлинную историю создания «Яллы»» Tашкентцы Искусство

Автор  Ало Ходжаев, опубликовано в «Новостях Узбекистана».

Послесловие к комментариям  на «Подлинную историю создания «Яллы»».На фото «Ялла» — 1972 год

Во-первых, хочется выразить искреннюю благодарность всем тем, кто счёл нужным откликнуться на мои воспоминания об истории создания ансамбля «Ялла». Понимаю, что этот интерес вызван отнюдь не моей фамилией, а самой «Яллой», которая по праву занимает особое место в узбекской эстрадной музыке.

Во-вторых, попытаюсь дать некоторые разъяснения истории создания «Яллы», для того, что бы избежать путаница со многими фактами.
1. Прежде всего, ещё раз хочу подчеркнуть, что в начале 1971 года Ташкентский обком комсомола провёл Конкурс эстрадной политической
песни по своей инициативе, вне рамок какого-либо Всесоюзного или республиканского мероприятия. Он не носил характер отборочного, или промежуточного, то есть не выявлял победителя для направления куда-либо.

2. Второе — в Конкурсе не было и не могло быть участников из других регионов (Самарканд и пр.). К тому же, Насиба Абдуллаева только в 1979 году закончила Самаркандскую музыкальную студию, а в 1989 году Ташкентский институт культуры. Уместно будет сказать, что гораздо позже, я, как член жюри, вручал ей «Приз принцессы Азии» на республиканском конкурсе «Офарин».

3. Региональный конкурс «Алло, мы ищем таланты» в Свердловске, не транслировали по телевидению. В нём не принимали участие ни Мансур Ташматов, ни «школьный учитель английского языка Александр Троицкий, с голосом Тома Джонса».
Послесловие к комментариям  на «Подлинную историю создания «Яллы»».На фото члены узбекской делегации, улетавшие в Свердловск.

4. Мансур Ташматов с «Русскими берёзами» (музыка Ев. Ширяева) прославился на Всесоюзной арене несколько позже.

5. Лариса Кандалова не из Свердловска, принимала участие в конкурсе как студентка Горьковской консерватории (вообще она из Кирова), и она также самостоятельно стала одним из Лауреатов Московского финала, в котором познакомилась и подружилась с «яллашниками», что и определило её дальнейшую судьбу. Кстати, впоследствии Лариса Кандалова стала «Заслуженной Артисткой Узбекской ССР».

6. Конкурс, который вёл «молодой тогда Александр Масляков» и который судило жюри «под председательством Таривердиева» был также не
республиканским, а региональным, среднеазиатским. Помимо Микаэла Левоновича в составе жюри был композитор Леонид Афанасьев, музыкальный деятель Татьяна(?) Кренкель (дочь полярника) и Ваш покорный слуга — как секретарь уже ЦК комсомола. Вела конкурс, транслируемый по нашему телевидению, и Ангелина Вовк.
Послесловие к комментариям  на «Подлинную историю создания «Яллы»».На фото члены жюри регионального конкурса
Позже в Ташкенте во Дворце Дружбы Народов проводился ещё и Всесоюзный Конкурс «Молодые голоса», где звучали и мои песни в
исполнении Надежды Чепраги, Исмаила Джалилова и Мансура Ташматова. Это конкурс вела незабвенная Татьяна Коршилова, впоследствии вышедшая замуж за Женю Ширяева. Заметьте, что все эти мероприятия проходили при непосредственном участии комсомольских органов.

7. Но вернёмся непосредственно к областному Конкурсу, на котором впервые появился ансамбль ТТХИ, названный чуть позже «Яллой».
Настаиваю, этот ВИА никому дорогу не переступал. Решением жюри были определены 1, 2 и 3 призёры (если не ошибаюсь, «Скифы», «Киборги» и «Юность» Дома культуры Ленинского района Ташкента). Они получили свои премии и полное моральное удовлетворение.

Я же, пользуясь положением руководителя этого мероприятия, отдал «Приз зрительских симпатий» коллективу Театрального института, присвоив им также звание Лауреата. Но, видимо, «попал в точку», потому что они быстро стали завоёвывать популярность среди молодёжи. Более того, ТВ республики с подачи Любы Юхновой живо заинтересовался юным коллективом и решил отправить его, как, якобы, республиканского победителя, на отборочный зональный этап в Свердловске. А уже оттуда, выдержав огромную конкуренцию, они в числе победителей поехали в Москву на финал.

8. Говорить о том, что их предпочли по национальному признаку, это кликушествовать, так как поначалу в их составе был один только узбек —
солист Шахбоз Низамутдинов. Правда, был ещё метис Джураев, остальные — еврей Цирин, армянин Аванесов, татарин Фатхуллин. Я исходил не из соображений 5 пункта, а сугубо из их творческих гражданских позиций. Да, возможно, решающую роль в их победах в Свердловске и Москве сыграло вливание с их состав таких оригинальных певцов как Фаррух и Равшан (недооценённый, к сожалению) Закировы.

9. Вот тут я особо хотел бы остановиться на суждениях Гриши Пушена. Я помню его, как очень хорошего музыканта и человека, помню искренние
дружеские чувства, которые испытывали к нему Рожков и Ширяев. Поэтому мне совершенно непонятны презрительные реплики: «Ялла» даже не была
замечена», она «не могла даже двух нот сыграть». В таком случае, оставив в стороне мою относительную музыкальность, хочется спросить:
а что же Свердловское и, тем более, Московское жюри, в составе которых были выдающиеся композиторы страны? Они, что, все были
непрофессиональны, или подкуплены
? По поводу упоминаемых переговоров с Г. Пушенном — ничего удивительного, ведь руководители «Яллы», естественно, хотели укрепить её состав сильными музыкантами, если готовы были даже на объединение (несмотря на то, что «в «Скифах» небыло ни одного узбека!)».

Так что не надо наводить «тень на плетень». Не надо из вполне толерантного (в массе своей) узбекского народа, тем более того времени (!) создавать националистически настроенных монстров. Другое дело, что «Ялла» эпохи Фарруха Закирова стала, действительно, лицом лучшей части нашего народа, но не в ущерб кому-либо.

10. И ещё о двух замечаниях. Тамарочка, работая в Москве, я имел возможность бывать на конкурсе, общаться с Сашей Маслюковым и был в
курсе настроения жюри. «Ялла» была «обречена» на успех — не случайно, только ей позволили в финале исполнить две песни. Зал был покорён
нашими ребятами, да и все, как потом выяснилось, зрители Телевидения.

11. И последнее — несколько язвительная реплика Константина Ташкентского: «А как модно и, иногда, очень прибыльно «продвигать» начинающих исполнителей» — не по адресу. Я не получал ни одного гонорара за мои песни, никакой «славы», даже наоборот – еле скрываемое недовольство «власть имущих». Даже в документальном фильме, посвящённом истории «Яллы», авторы не удосужились (скорее — побоялись) хоть как-то упомянуть или показать среди сотен фотографий нашу роль в истории возникновения ансамбля.

Бог им судья!

Надеюсь, мне удалось поставить все точки на i и даже перечеркнуть t.

С глубоким почтением ко всем Ало Ходжаев.

3 комментария

  • Efim Solomonovich:

    Ялла, есть Ялла! Любой сабантуй без песен Яллы, деньги на ветер.
    Спасибо автору.

      [Цитировать]

  • Дилором:

    Спасибо, Ало Максумович, за разъяснения ! Ведь с тех пор прошло много лет, многое стёрлось из памяти, и кто, если не Вы, стоявший, можно сказать, у истоков «Яллы», помнит , как на самом деле всё было! Мы гордились нашим ансамблем и видели, как любили (и любят!!!) его во всём СССР- и не только!, а теперь и на постсоветском пространстве. Он пользовался не меньшей популярностью, чем «Орэра», «Гайя», «Песняры». И низкий Вам поклон за то, что Вы «разглядели» его талантливое будущее, подарили всем нам «Яллу», которая стала легендой узбекской эстрады, и вернули нас в то далёкое время нашей юности. СПАСИБО!!!

      [Цитировать]

  • ходжаев валерий:

    Efim Solomonovich:
    14/01/2015 в 09:17
    Ялла, есть Ялла! Любой сабантуй без песен Яллы, деньги на ветер.
    Спасибо автору.

    [Цитировать]

    Сообщить о комментарии

    Ответить
    Efim Solomonovich:
    14/01/2015 в 09:17
    Ялла, есть Ялла! Любой сабантуй без песен Яллы, деньги на ветер.
    Спасибо автору.

    Дилором:
    15/01/2015 в 09:09
    Спасибо, Ало Максумович, за разъяснения ! Ведь с тех пор прошло много лет, многое стёрлось из памяти, и кто, если не Вы, стоявший, можно сказать, у истоков «Яллы», помнит , как на самом деле всё было! Мы гордились нашим ансамблем и видели, как любили (и любят!!!) его во всём СССР- и не только!, а теперь и на постсоветском пространстве. Он пользовался не меньшей популярностью, чем «Орэра», «Гайя», «Песняры». И низкий Вам поклон за то, что Вы «разглядели» его талантливое будущее, подарили всем нам «Яллу», которая стала легендой узбекской эстрады, и вернули нас в то далёкое время нашей юности. СПАСИБО!!!

    Золотые слова !!!!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.