Свидетельство об обучении в русско-туземном училище Старые фото
Опубликовал Gugo в комментариях к «130-летию школы».
Опубликовал Gugo в комментариях к «130-летию школы».
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.
Вот что ответил в комментариях к предыдущей статье
Gugo:
03/12/2014 в 15:49
Спасибо Вам за интерес проявленный к фотографии и моему деду! Могу просто сказать,что возможно его обучение именно в этом училище и послужило определенному воспитанию его детей. Один из сыновей учился в МГИМО, затем в ЛГУ, затем Высшие курсы КГБ СССР, и Университет М-Л в Ташкенте. Жили они в Шайхонтоуре, там где сейчас здание Чирчикстроя. С приходом Советской власти по некоторым причинам фамилия была сокращена …
В интернете кое-что нашел:
1)http://sambuh.ru/blog/putevoditel-po-tashkentu-russko-tuzemnaya-shkola.html
2) С 1886 г. в Туркестанском крае начали создавать русско-туземные школы, в которых готовили кадры для службы в коммерческих отделениях и на предприятиях. Русско-туземные школы действовали на территории Туркестанского генерал-губернаторства в таких городах как Фергана, Ташкент и Самарканд.
Эти школы большого распространения так и не получили. В 1906 г. в них обучалось всего 3 тыс. учеников.
В 1896 г. в Ташкенте было открыто первое реальное училище. В отличие от классической гимназии, где обучали древним языкам (латынь, древнегреческий и др.), в реальном училище изучали современные европейские языки и предметы естественно-научного цикла.
В целях реформирования системы образования, джадиды начали создавать собственные национальные школы, обучение в которых было основано на новых методах. Эти школы должны были стать средством защиты национальной культуры, ислама, традиций и обычаев. Они стали называться “новометодными” (“джадид”).
В них преподавалась история народа, создавались новые светские учебники по математике, естествознанию, географии и родному языку. Особое значение джадиды придавали изучению истории. Джадиды начали преподавать ее более правдиво и беспристрастно, связывая историю тюркских народов с Туркестанским краем. Они проповедовали идею единой родины. Первые школы джадидов были открыты в Бухаре, Ташкенте, Коканде, Андижане и Хиве. Их идеи становились общенациональными и способствовали формированию духовной общности народа.
Через содержание своих учебников джадиды воспитывали в учениках чувство ответственности перед Родиной и призывали трудиться для ее процветания. Обучение в новометодных школах прошли многие видные ученые и писатели, художники и артисты, которые сыграли выдающуюся роль в формировании национальной культуры. Среди них были писатели и поэты Хамза Хаким-заде (1889—1929 гг.), Абдурахим Гайрати (1905—1976гг.), Гафур Гулям (1903—1966 гг.), Атакузи Уйгун (1905—1990 гг.), Муса Айбек (1905—1968 гг.) и др.
В новометодных школах формировалась новая просвещенная интеллигенция. Выпускники джадидских школ Абдурауф Фитрат, Садриддин Айни, Абдулла Авлони, Муминжан Мухаммаджан-оглы, Файзулла Ходжаев, Бату и другие самоотверженно работали в системе просвещения.
3)http://www.ia-centr.ru/expert/2622/
lvt[Цитировать]
Интересно, что в Туркестане существовали разные модели образования. Преподаватели новометодных школ добились зримых успехов в качестве и скорости обучения. Русско-туземные училища готовили узбеков и русских для совместной работы. Таким образом, на мой взгляд, их деятельность стала первым практическим шагом к взаимопроникновению разных культур. Там ведь учились и русские и узбекские ребятишки. Они должны были владеть языками, как положено цивилизованным людям. Кадры для училищ готовили в Туркестанской Учительской Семинарии, серьёзном учебном заведении, руководимом умниками-разумниками той поры. Опыт русско-туземных училищ актуален и сейчас, когда в школы возвращается религия. А с другой стороны, появляются классы малышей другой национальности даже в такой глубинке, как Восточная Сибирь. Попробую разместить фотографии из книги Добромыслова и Справочника 1910г. с адресами учебных заведений.
lvt[Цитировать]
А вот продолжение.
lvt[Цитировать]
В Справочнике за 1910 год есть адреса.
lvt[Цитировать]
Может быть среди них есть адрес школы вашего Деда.
lvt[Цитировать]
Интересная информация! Судя по записи в свидетельстве фамилии Абдуханов и адресу ,где жил дедушка то это 1-е ташкентское училище.
Gugo[Цитировать]
1
Gugo[Цитировать]
2
Gugo[Цитировать]
Gugo, поясните, пожалуйста, что опубликовано вами?
lvt[Цитировать]
К сожалению, подтверждения, что русские мальчишки из семей переселенцев учились в этих школах не нашла, к сожалению, кроме фотографии урока в русско-туземной школе. Здесь соседствуют светлые и тёмные головки. Возможно, что-то стало плодом моего воображения.
lvt[Цитировать]
Это послереволюционный период.
Усман[Цитировать]
Усман, может быть вы и правы. Но я нашла фотографию с подписью: «Русско-туземная школа» 1899г. 1 класс. Её выложили на сайте из Киргизии. Это единственное изображение урока в классах такого типа. Вот его и публикуют во всех статьях. Но со старыми фотографиями такая путаница. Не могу разобрать, какие ещё документы сфотографировал GUGO.
lvt[Цитировать]
Они ошиблись. Девочка ни при какой погоде не могла сидеть за первой партой. Гуго опубликова свидетельство об окончании курсов нового узбекского алфавита.
Усман[Цитировать]
Усман! Вы очень зоркий. Я даже не обратила внимания на ножка и туфельку с перепоночкой. Эту фотографию я поместила в «Тезиковке». Сейчас перекопирую ваши комментарии в ФБ. Сначала я подумала, что детей просто собрали со всего района, чтобы заполнить пустые парты. Прочла отрывок из очерка Наливкина, где он отмечает, что в 19в. родители неохотно отдавали детей в эти школы. Но конечно, короткоподстриженная девочка -это персонаж из послереволюционной эпохи.
Спасибо за расшифровку второго документа. Тоже уникум!!!
lvt[Цитировать]
Жаль, что нельзя редактировать. Правильно — «ножку в носочке».
lvt[Цитировать]