Поиски без границ и вне времени: продолжение История Ташкентцы
Не одно и не два поколения переживают боль утраты родного человека, пропавшего без вести на войне 1941–1945 гг. Когда же поисковики сообщают родственникам, что нашли останки их дедов или прадедов, идентифицировали и перезахоронили с почестями, то эмоции никто уже не сдерживает. Потомки этих бойцов от всего сердца благодарят поисковиков – людей, посвятивших свою жизнь трудному, но великому делу.
Татьяна Дубовик рассказала нам две истории военного поиска, в которых она принимала активное участие и которые завершились успехом.
МАНАХЕМ ИСХАКОВ
Манахем Бениаминович Исхаков родился в 1921 г. в Ташкенте в семье бухарских евреев. Его отец – Бениамин Исхаков, мать – Рахель Лазаревна Якубова. Братья Манахема умерли до войны, остался он и сестра. Единственный сын стал кормильцем в семье. Получив образование, юноша поехал в Наманганскую область Узбекской ССР, где начал работать учителем в средней школе Касансайского района. Потом он был призван в армию, откуда писал матери письма. Началась война, весточки от сына с фронта перестали приходить. Позже Рахель Лазаревна получила извещение о том, что Манахем пропал без вести. До войны парень жениться не успел, поэтому детей у него не было.
Мать стала посылать запросы на его розыск, но постоянно получала одни и те же ответы: «числится пропавшим без вести, в списках не значится». А Рахель Лазаревна все писала и писала. Последний свой запрос она сделала в 1976 году, когда ей было уже 73 года. Мать 35 лет искала сына, продолжая надеяться и верить, но так о нем ничего и не узнала. Рахель Лазаревна умерла в июне 1994-го в возрасте 91 года.
Расшифровка данных
А в сентябре 1994 года белорусская поисковая группа «Батьковщина» (командир Александр Дударенок) во время поисковых работ недалеко от деревни Сергеевичи Озгиновичского сельского совета нашла незахороненные останки 14 воинов. При них были медальоны, которые отправили на экспертизу. Ответ специалистов был неутешителен: «записей, позволяющих установить личности погибших, не выявлено». Но невооруженным глазом были видны следы растекшихся чернил в графах стандартного бланка-вкладыша из медальона. Повторная экспертиза также ни к чему не привела. Останки солдат похоронили в братскую могилу безымянными, а вкладыши медальонов были переданы на хранение в Слонимский краеведческий музей.
Прошли годы. В 2004-2005 гг. поисковики освоили методику чтения военных документов на компьютерах с помощью программы «Фотошоп». Вкладыши медальонов из Слонимского краеведческого музея взяли на обработку. На двух из них с большим трудом удалось разглядеть следующие записи: — И(с/в)ха(к)ов Ма(на)… .(и)н(ь)я(мино)вич, (мл.или ст.) сержант, 1921 г.р. Уроженец: УзССР, г.Ташкент Сталинский район, ул. …т.. з(имний) проезд, № (3)54. Адрес семьи: УзССР, г. Ташкент, Сталинский район, ул. Х(из)матши з(имний) проезд № 54.
Сканы этих вкладышей были выложены на различных поисковых форумах с просьбой подключиться к работе по установлению личности бойца. В течение двух месяцев поисковики скрупулезно собирали текст по одной букве. Было рассмотрено множество вариантов ФИО, таких как: «Ивакаев», «Иванцов», «Иванков», «Михаил», «Максим», «Кондратьевич», «Кондратович», в итоге поисковики определились: Исхаков Манахем Бениаминович, 1921 г.р., красноармеец. Уроженец: УзССР, г. Ташкент. Был мобилизован Чустским ГВК 21.09.1939 г. Служил в г. Замбров в 162 пхз 13 сд. На втором вкладыше медальона был указан адрес: «УзССР, г. Ташкент, Сталинский район, ул. Хизматчи, зимний проезд, № 54».
По следам матери солдата
Ташкентский поиск родственников Исхакова Татьяна вела почти год, трудностей было немало. Поисковик выяснила, что в июле 1976 года (дата оформления анкеты на розыск) мать, Якубова Рахель Лазаревна, проживала по адресу: г. Ташкент, ул. Дубицкого, д. 6, кв. 11. Дом, где жила семья погибшего, был снесен, а на его месте построен особняк. Из старых соседей почти никого не осталось. Единственная 95-летняя соседка подтвердила, что по этому адресу жила большая семья, но их имена не помнила. За помощью Татьяна обращалась к еврейской общине в Ташкенте, представителям синагоги, благотворительной организации «Хэсэд» – безуспешно. Были сделаны запросы в военкоматы, адресное бюро и паспортный стол – безрезультатно. Были написаны более 100 писем Исхаковым и Якубовым через различные соцсети. Люди отвечали, но они были лишь однофамильцами.
Начался поиск однофамильцев в том районе, где жила семья Исхаковых. И удача: выяснилось, что на улице Дубицкого (сейчас – Марьям Якубовой) в 90-х годах проживала Юлия Исхакова. Ее удалось найти в Израиле при помощи израильского поисковика Ирины Дольниковой. Юлия хорошо помнила искомую старушку, но, к сожалению, она не являлась ей родственницей. Юлия рассказала, что у Рахели Лазаревны есть дочь и две внучки, одну зовут Мара, но фамилии их неизвестны. После смерти Рахели Лазаревны вся семья уехала в США или Канаду.
Помогла газета
В поисках родственников в США помог редактор газеты «Бухариан Таймс» (The Bukharian Times) Рафаэль Некталов из Нью-Йорка. В газете им было опубликовано объявление о розыске. Через несколько дней через электронную почту с Татьяной связалась внучка Рахели Лазаревны, племянница Манахема Бениаминовича – Роза Мулокандова, проживающая в Нью-Йорке. Позже в Израиле была найдена и другая внучка – Мара Мулокандова.
Вернулся через десятилетия
Роза Мулокандова много слышала о своем дяде от бабушки и мамы. В семье бережно хранили его снимок. С фотографии смотрит 18-летний юноша в солдатской форме, совсем юный. Сестра Манахема – Тамара умерла, так и не узнав о «возвращении» брата домой. Останки этого воина покоятся в братской могиле в Беларуси. Долгий, шестнадцатилетний поиск наконец-то завершился.
Из письма Мары Мулокандовой: Я очень вам признательна за ту кропотливую работу, которую вы проделали. Бедная моя бабушка так и умерла с верой, что он жив, так как она получила не похоронку, а извещение на «без вести пропавшего». Каждый раз она писала и разыскивала его, но ответ был один и тот же. А теперь только благодаря вам все изменилось, теперь мы знаем, где он погиб и похоронен… Только сегодня, до конца осмыслив все, я поняла, что это правда, что наконец-то нашлась могила – и это мой дядя. СПАСИБО огромное.
Из письма Александра Дударенка: В этом году мы несколько раз были на могиле Манахема Бениаминовича по своим поисковым делам. В ближайшее время сельсовет должен обновить мемориальные плиты этой братской могилы с фамилиями тех бойцов, кто там похоронен… Было бы просто здорово, если бы его родные смогли приехать к нему на могилу. Жаль только, что так долго он шел домой с фронта…
НАЗИР ШЕРХОДЖАЕВ
23 августа 1942 г. дивизия, в которой воевал Назир, пропала без вести. Останки бойца были найдены 23 августа 2009 г. участником поискового отряда «Красноармеец» Денисом Соловьевым в Городищенском районе Волгоградской области. Фрагменты останков были выпаханы на поверхность сельхозтехникой. На ногах воина были ботинки, нашли запал от РГД, фрагменты красноармейской книжки, подписанную ложку, обойму с пяти патронами от винтовки Мосина. По надписи на ложке и координатам дивизии установили личность погибшего, которого похоронили в индивидуальной могиле в сентябре 2009 года в Городищенском районе на мемориальном кладбище в Россошках.
Татьяна помогла связать ташкентских родственников Назира Шерходжаева с поисковиком из Волгограда Анастасией Соловьевой.
С благодарностью от детей, внуков и правнуков
Из письма Рамиза Шерходжаева: Здраствуйте Анастасия! Спасибо вам огромное, что нашли моего прадеда! Меня зовут Шерходжаев Рамиз Назимович. Мой дед Шерходжаев Насир Назирович…Вам от нашего семейства огромное спасибо (особенно от моего отца). Большая просьба, укажите точный адрес, где похоронен мой прадед. Если получится, мы хотим приехать на могилу! И еще раз огромное спасибо!
Из письма Мирфозыла Миродиловича Юсупова: Сообшаем Вам полные данные о дедушке. Фамилия: Шерходжаев. Имя: Назир. Год рождения: 1909. Национальность: узбек. Место рождения: Узбекистан, г. Ташкент, Юнусабадский район (бывший Кировский). По рассказу нашей бабушки, Шерходжаевой Кумри, ее муж, Шерходжаев Назир, ушел добровольцем в начале войны, и письма от него получали до мая 1942 года, затем переписка прекратилась. После долгого ожидания и поисков пришло извещение из Кировского районного военного комиссариата г.Ташкента о том, что солдат Шерходжаев Назир пропал без вести в мае 1942 г. Наша бабушка, три дочери и сын ждали, искали и надеялись на возвращение мужа и отца, часто вспоминали о нем. Бабушка умерла в 2007 г. в возрасте 95 лет и до последнего дня хранила память о своем муже, ждала его или известий о нем, так же как и ее дети. В настоящее время в Ташкенте проживают две дочери Назира Шерходжаева, шестнадцать внуков и сорок один правнук. От нашей большой семьи и от всего узбекского народа, который свято чтит память о героизме всех участников войны 1941 – 1945 гг, в том числе и нашего дедушки, который боролся за освобождение нашей большой родины, выражаем свою искреннюю благодарность поисковому отряду «Красноармеец» и лично Соловьеву Денису. Низкий вам поклон за ваш труд и за благородное дело, которым вы занимаетесь. Мы тронуты до глубины души теми почестями, которые вы оказываете погибшим солдатам в течение долгих лет. Мы ждем вашего приглашения, чтобы приехать и поклониться могиле нашего дедушки. Ждем от вас новых известий.
9 мая 2010 года четыре внука Назира Шерходжаева посетили могилу деда, отдав дань памяти и уважения ему и всем тем, кто сражался за родину и не вернулся с той страшной войны.
Никто не забыт, ничто не забыто – военные поисковики, эти удивительные люди, делают все возможное и невозможное, чтобы отчизна знала своих доблестных воинов поименно, а потомки могли принести цветы на их могилы.
Надежда НАМ, опубликовано в газете «Леди»
Потрясающе …
Спасибо ЕС.
Виталий[Цитировать]
Огромное спасибо поисковикам. Благородные люди. Поклон вам.
Kutlukhan[Цитировать]