Сеид Азимбай Мухаммадбаев – политический интриган или усердный русофил? История Ташкентцы
Tatyana Vavilova: Нашлась интересная статья. Рекомендую.
Б.А. Алимджанов
(Республика Узбекистан)
В постсоветском пространстве в настоящее время активно идет процесс пересмотра «национальной» истории молодых государств. Историческая наука стала удобным полем «исторических» баталий. В это сложное переходное время правильное освещение и понимание истории народов бывших советских республик послужит для развития интеграции между ними. Историческая наука должна не разделять, а объединять людей во имя общего блага.
Самым спорным и болезненным вопросом в современной исторической науке, на наш взгляд, является колониальный период. Вообще, в современной науке, природа русской власти в Туркестане рассматривается неоднозначно, начиная от «черных» описаний до «нейтральных» интерпретаций к рассматриваемому периоду. Мы думаем, что в современной науке автобиографический подход объяснения исторических событий используется неэффективно. В этой статье, я попытаюсь через жизнедеятельность Сеид Азимбая Мухаммадбаева раскрыть сложную палитру политической жизни в начале русского правления в крае.
Сеид Азимбай Мухаммадбаев был известным ташкентским купцом, который торговал с Россией. Биографические данные о нем скудны. Годы жизни его неизвестны. Известно, что он умер в Ташкенте в 80-е гг. XIXвека. Он происходил из купеческой семьи и жил в махалле Лабзак. Он еще до вторжения русских войск в Туркестанский край, овладел русским языком и был в некоторой степени русофилом. Он ясно понимал все выгоды русской власти в крае и старался приспособиться к реалиям. Он ясно понимал, что с присоединением Ташкента к России, ташкентские купцы тоже будут обладать равными правами с русскими купцами и для него откроется широкое поле деятельности. Сеид Азимбай был не столько купцом, сколько предпринимателем нового типа. Он мыслил глобально и понимал, что только интеграция Туркестана в Российскую империю откроет новые перспективы в торговле и в развитии края. Ясно, что в своих торговых путешествиях, Сеид Азимбай анализировал сложившуюся ситуацию и понимал, что продвижение русских войск в край неизбежен и, поэтому, надо опередить события и стать хозяином ситуации. Без сомнения, этот ташкентский купец был предприимчив, наблюдателен и обладал недюжинным талантом. К сожалению, формирование нового типа предпринимателя как Сеид Азимбай в исторической науке еще не исследован.
Сеид Азимбай, в отличие от других купцов, был прекрасно проинформирован происходивших в мире событий и имел свое видение на вещи. В 1865 г. он всячески оказывал помощь русским властям при взятии города. И в дальнейшем, после установления русской власти в крае он продолжал содействовать русским властям во всех ее начинаниях. Русские власти в официальной переписке называли его «самым развитым из сартов»[1].
Но русские власти не доверяли ему, объясняя его усердие как «…усилить свое влияние на народ»[2]. Сеид Азимбай был политиком новой формации, который уступая часть своей самостоятельности и независимости, хотел получить большую выгоду при новой власти. Это означало господство купеческой верхушки в Ташкенте, а духовенство было отодвинуто на второй план. Это был совершенно новый курс ташкентской элиты, которая меняла свою политическую ориентацию в сторону России. Именно выразителем этого нового курса стал Сеид Азимбай. Русские военные власти умело воспользовались создавшейся ситуацией и направили эту политическую силу в нужное русло. Ташкентская элита максимально старалась использовать выгоды от новой ситуации и увеличила товарооборот с Россией. Ташкентские купцы на первом этапе завоевания Россией Туркестана искали политического покровительства, а не русской политической власти в крае. Ташкентская элита шла к этому сознательно, так как осознавала исходящую опасность из России, а Бухарский эмират и Кокандское ханство не могли обеспечить ту политическую и экономическую безопасность ташкентской транзитной торговли. И поэтому действия Сеид Азимбая во время событий 1865-1866 гг. нельзя рассматривать как предательские или корыстные.
Он представлял именно ту группировку, которая стремилась изменить ситуацию в лучшую сторону и от этого получить соответствующие политические дивиденды. Ташкентская элита максимально стремилась приспособиться к русской власти и стать партнером русских во всех будущих акциях русского оружия в крае. Ташкент обеспечивал свою безопасность, сохранял призрачную автономию, и с помощью русского оружия наносил удар по своим соперникам в крае. Именно после русского завоевания Туркестана, Ташкент становится политическим центром края, так как местная элита старалась угождать русской администрации. Именно для осуществления этих целей и задач Сеид Азимбай получил бланш-карту у местной элиты. В 1866 году было совершено покушение на Александра II. Как умный политик, Сеид Азимбай возводит мечеть в Ташкенте в честь спасения императора.[3]В том же году Сеид Азимбай назначается председателем «Махкама»[4] города Ташкента. Это был жест со стороны русской власти к местной элите, которая означала негласный союз русских с местной элитой. Но это «партнерство» не была равноправной, и каждая из сторон по-своему расценивала ситуацию. Русская администрация устанавливала в крае политическую власть и не вмешивалась в религию, быт и обычаи местного населения, а местная элита получила экономические льготы и права. В этом конечно была заслуга Сеид Азимбая, который всячески оказывал помощь в управлении краем, то есть выполнял роль политконсульта.
В 1867 году Сеид Азимбай посещает Санкт-Петербург. Там он был удостоен императорского приема и ему было присвоено звание потомственного почетного гражданина.[5] В 1867 г. в край прибыл новый генерал-губернатор К.П. фон Кауфман, который имел другое видение развитие края. Встал вопрос завоевания Коканда и Бухары. В этих вопросах Сеид Азимбай был уже не нужен новой власти. Это был конец его политической карьеры. Конечно, он продолжал свою политическую деятельность в городской Думе, был избран депутатом и занимался предпринимательской деятельностью.
Правильно оценив сложившуюся ситуацию, Сеид Азимбай приступает к составлению разных проектов, которые модернизировали бы край. Еще раньше до этого Сеид Азимбай предпринял «социальную» реформу. Он отпустил всех своих рабов на волю и призвал других тоже последовать его примеру. Это был смелый поступок с его стороны. Так как в восточной политике это было новизной и ересью, его поступок можно сравнить с подвигом Коперника. В 1871 г. он обратился с письмом к Кауфману с предложением открыть школу нового типа, где изучались бы светские науки и русский язык. Саид Азимбай подчеркивал: «Постоянное столкновение с русскими как здесь в крае, так и на ярмарках в России, при особенной нашей способности к усвоению языков, всегда дает нам некоторые знания того языка, на котором говорят с нами наши законы и наши власти. Но знания эти столь же быстро пропадают и, во всяком случае, ограничены».[6]Он предлагал создавать книги на узбекском языке на основе кириллицы. Именно он предвосхитил многие идеи в сфере образования, которую впоследствии осуществили Советы. В заключение своего обращения к Кауфману, он пылко доказывает свою верность правительству: «Со своей стороны я верю, в полезность этого дела и прошу, если соображения мои будут признаны правильными, принять от меня посильную жертву и обоих сыновей на воспитание.
Я желаю сделать из них не ишанов, я приучил их к мысли, что их жизнь должна быть обречена на службу царю нашему и царству его».[7] До конца жизни он был ярым приверженцем имперской идеологии, так как он был убежден, что только в составе сильной державы Туркестан, особенно Ташкент, станет значимой единицей в империи. Сеид Азимбай был великим локальным политиком имперского масштаба, и обвинять его в защите узколокальных интересов ненаучно и безосновательно. К концу жизни он пришел к выводу, что необходимо унифицировать культуру Туркестана и усилить интеграцию Туркестана в имперское сообщество. Именно конечный этап его деятельности свидетельствует, что он стал политиком Туркестанского масштаба, который защищал интересы края перед русской администрацией. Изучение многогранной деятельности Сеид Азимбая Мухаммадбаева только начинается, и истинное освещение жизни этой личности прольет свет на многие проблемы отечественной исторической науки.
[1] ЦГА Уз. Ф. И-1, оп. 16, д. 55, л. 63.
[2] Там же. Л. 63об.
[3] Исхаков Ф. Центральная Азия и Россия в XVIII — нач. XX в. Т., 2009. С. 242.
[4] Вроде муниципального управления.
[5] Исхаков Ф. Центральная Азия и Россия в XVIII — нач. XX в. С. 242.
[6] ЦГА РУз. Ф. И-1, оп. 19, д. 3, л. 7-8.
[7] ЦГА РУз. Ф. И-1, оп. 19, д. 3, л. 7-8.
Фото из книги П. Пашино «Туркестанский край в 1866 году». Внутренний двор Сеид Азимбая. Заимствовала с сайта rus_turk.
Саидазимбой деганда шумбола ўзбек киносида тасвирланган бойни биламан хозирги кунда ичтимоий тармоқда Саидазимбой тўгрисида чиқайотган малумотлар менга худди чалкаш бўлиб кеткандай туюляпти. Ўзи Тошкентда нечта Саидазимбой бўлган? Юқорида айтканим шумбола киносида тасвирланган Свидазимбойнинг жиянини навараси бўламан
Ааааа[Цитировать]
Перевод в гугле. «Сайдазимбой — богатый человек, изображенный в узбекском фильме «Шумбола», я думаю, что информация о Сайдазимбое в социальных сетях сбивает с толку. Сколько сайдазимбоев было в Ташкенте? Я правнук племянника Саидазимбоя, который был изображен в фильме «Шумбола», о котором я упоминал выше
Лидия Козлова[Цитировать]