Рузы Чарыев Искусство Ташкентцы
В 2004 году не стало Рузы Чарыева, Народного художника Узбекистана, академика.
Он был всеобщим любимцем. Его узнавали везде и всюду. Его имя часто путали и звали, обращались, объявляли, представляли на митингах или на совещаниях «Чары Рузиевым». Он не реагировал, воспринимал нормально.
Как то раз он пришел ко мне весь расстроенный.
Дело в том что он через три четыре дня должен был вылететь в Нидерланды на свою персональную выставку. А ОВИР районный ему выездную печать — разрешение не ставит.
Немного успокоив Рузы-ака я звоню начальнику РОВД, он обещает разобраться и через час отвечает что Чарыева собираются к ответственности привлечь!
За что, спрашиваю.
Начальник меня переспрашивает:
— А вы видели его паспорт?
Я естественно прошу Чарыева показать мне свой паспорт.
Листаю, и Боже мой!
Там кроме первой страницы все остальные страницы разрисованы портретами, зарисовками.
Смотрю вопросительно-удивленно в глаза Рузы-ака.
А он отводит глаза в стороны и таким невинным голосом бурчит:
— А что я ? ты же художник, ты должен понимать меня — художника! Вот когда еду на метро, на транспорте увижу интересный типаж, психологический такой колоритный портрет. Сразу лезу в свои карманы ищу блокнотик и ну вот не было блокнота а попадался паспорт. Я же не могу пропустить такую удачу, встречу. Вот и рисовал наверно, не обращал внимание, что у меня было в руках.
Я смеюсь, а почему тут все портреты девушек, женские красивые типажи? Он уже смотрит на меня с удивлением и почти кричит:
— Оббо Худоеэйй! Ты же художник! Неужели не понимаешь?
Тут я перезвонил Начальнику и постарался объяснить что через четыре дня у художника выставка там открывается. Европейская публика приглашенная не поймет отсутствие узбекского художника.
Начальник посоветовал обратиться уже курирующему Зам министра МВД. С Замминистром довольно долго искали выход.
В конце концов я сказал что этот паспорт художника будет бесценным экспонатом в музее МВД. Вроде вопрос разрешился в пользу художника. Ему срочно выписывают новый паспорт. Его же, разрисованный, с женской галереей портретов выставят в экспозиции музея.
А художник еще платит. В Нидерланды тогда он съездил успешно. Вернулся пижоном, весь приодетый. Вечером нескольких художников он пригласил в мастерскую. Он рассказал об успехе его выставок. Как тепло встречали его творчество в стране тюльпанов. Тут я испугался по его паспорту и попросил показать его мне. Все было на этот раз нормально. Только на предпоследней странице, поверх визы выданную с Посольства Франции был всего один набросок девушки в шляпе, и ее адрес в Haagen.
По ходу беседы , Рузы ака взял готовый холст на подрамнике и по быстрому набросал мой портрет. Он попросил чтобы я нашел время и пару раз заехал по позировать чтобы закончить этот портрет.
Но я к сожалению так и не нашел времени.
Через пять лет его не стало. А мне казалось, что Рузы Чарыев/Чары Рузиев будет жить вечно.
Так и оказалось, Чарыев до сих пор почти на в всех ретровыставках «участвует».
Но мой портрет остался таким, незавершенным.
И как будто ждет когда с шумом подойдет Рузы-ака и допишет его.
Рузы Чарыев был не только крупным художником, но и человеком-праздником, даже если ему было тяжело. Он мог скрывать трудности. Был большим выдумщиком и аскиябозом. Мы были с ним знакомы с начала 70-х годов. Я помню много его хохм. Вот одна из них. «Рузы, — спросил я его однажды, — что-то Альгиса Четкаускаса (художника) давно не видать на пятаке. Наверное, завязал…» «Что ты, — усмехнулся Рузы. — Если Альгис бросит пить, он же умрёт!» А как Чарыев пел! Однажды на тое у писателя Уткура Хашимова он даже перепел одного знаменитого певца. В середине 80-х в книге «Созвучие» я посвятил художнику стихотворение. Он был очень тронут, и до моего отъезда из Ташкента при каждой встрече вспоминал некоторые строки. Вот это стихотворение:
РУЗЫ ЧАРЫЕВУ
Краски Азии — яркие краски,
Сколько мягких линий, тепла!
Красота твоя снова властно
Моё сердце в полон взяла.
На равнинах холмы пламенеют,
Это звёзды-тюльпаны цветут.
Ле6единые выгнув шеи,
Тополя о весне поют.
Подниму к ресницам ладони,
Чтоб не било солнце в глаза.
И увижу — пасутся кони,
И росой искрится лоза.
Синь и золото — сердцу радость,
Это, Азия, твой пейзаж.
Много ль в жизни для счастья надо! —
Холст грунтованный, карандаш.
Чтоб пролились краски и звуки
Под твоей всесильной рукой.
Чтоб небесные творчества муки
Обернулись земной красотой.
Спасибо, Турсунали, что вспомнили нашего друга.
Николай Красильников[Цитировать]
К 60-летнему юбилею моего отца в 1983 году Чарыев написал его портрет и, оказалось, что на продажу.Отец отказался купить…
Александр Гласс[Цитировать]
Очень непрактично для европейской фамилии. Сейчас бы перепродал в 1000 раз дороже — хороший бы был гешефт :).
Джага[Цитировать]
Рекомендую, в следующий раз, очень хорошо подумать, чем что-то брякнуть…
Александр Гласс[Цитировать]
В священный месяц рамазан у Чарыева спросили:
— Рузами сан?
Он, не раздумывая, ответил:
— Рузи ман! 60 йилдан бери Рузи ман! Суз!
Рустам Шагаев[Цитировать]
С Рузы я встретился только один раз и на всю жизнь запомнил эту встречу. И могу сказать это был очень славный, светлый человек. В начале 90-х в Выставочном зале СХ был выставлен портерт Амира Тимура кисти Рузы, и в правом нижнем углу этого портрета рука Амира как бы недорисована. И был однажды вечерний фуршет в МЦ «Хамар» в очень узком кругу, где он присутствовал и был он изрядно под шофэ. Я даже не знал что он маститый художник. просто видел в зале его картину и все. А он вел себя как очень простой. свой компанейский парень, что интересно без всякого гонора. Под конец вечера меня как наболее молодого из всех присутствующих попросили проводить его домой. И хотя я жил всего в трех минутах пешком от места вечеринки, а нужно было ехать в район Севастопольской, я согласился сразу. Мне было интересно что он скажет про недорисованную руку, но ответа так и не услышал. Он рассказывал обо всем, про своих учеников, про спасенный им от сноса старинный особняк на Саперной по моему Дом детского творчества и много чего другого, но про портрет он не упомянул ни разу. До того как мы добрались до метро Космонавтов, ему захотелось зайти еще к его другу скульптору, живущему в этом районе же возле монолитного здания (магазин Жемчужный). Несмотря на очень поздний час скульптор с супругой нашему приходу не удивились, встретили нас очень приветливо и с какой-то тихой любовью к Рузы, мы посидели поболтали, выпили еще, на метро мы поспели к самому закрытию. И хотя прошло столько лет, столько встреч с разными людьми, этот вчер с Рузы я помню отчетливо, помню его говор, его интонации, шутки, его порывы спеть что-нибудь. Светлая ему память.
just[Цитировать]
летом 2013года, — будучи на Янгиабадской барахолке, видел портрет Рузы Чарыева писанный маслом…
ВВся[Цитировать]
Спасибо Турсунали.
Валерий Ганиев[Цитировать]