История о памятнике на заводском дворе Фото
Александр Владимирович Тюриков.
На тенистой Железнодорожной улице вдоль дороги тянулась ажурная ограда парка культуры и отдыха железнодорожников, а за домами завершала свой последний километр перед вокзалом стальная магистраль. Жили на этой улице многие рабочие паровозного депо и завода имени Октябрьской революции. Так что название свое она носила не случайно.
Был у меня здесь закадычный друг. Дед и отец его работали на железной дороге, и в доме было много всяких необыкновенных вещей: и фуражка машиниста, и сигнальные флажки, и фонарь путевого рабочего… Особенно мы любили слушать рассказы деда. Придя с работы, он непременно уделял нам немного времени: расскажет о том, как прошел дальний рейс, объяснит устройство сигнального фонаря… А однажды рассказал, как строил он со своими товарищами памятник, что стоит и сегодня на заводском дворе. Первый памятник Ленину в Ташкенте.
Вскоре я переехал в другой конец города и только изредка попадал на тенистую, заросшую тополями улицу своего детства. Но вот однажды довелось присутствовать на торжественном посвящении молодежи в рабочий класс, которое проходило на заводе имени Октябрьской революции. Выступали наставники, передовики производства… И тут объявили: слово предоставляется ветерану завода Алексею Васильевичу Комиссарову… Я узнал его сразу, хотя прошло уже почти двадцать лет.
Он что-то увлеченно говорил притихшим ребятам, собравшимся в заводском дворе, а я смотрел на монумент, возвышавшийся за его спиной. Основанием памятнику служили массивные паровозные колеса, над ними были установлены поршни, кузнечная наковальня, а еще выше — сходились пирамидой шатуны, словно руки, державшие на ладонях небольшой диск с фигурой Ленина. Владимир Ильич стоял в своей излюбленной позе, спокойный, уверенный… Это и был тот самый памятник, о котором я слышал в детстве.
После митинга я подошел к Алексею Васильевичу, и нам пришлось знакомиться заново — трудно ему было узнать во мне мальчишку тех далеких лет. А потом я попросил его как когда-то: «Расскажите, Алексей Васильевич, еще раз о памятнике…»
Каждый ташкентец знает этот легендарный завод, носящий имя Октябрьской революции. Предприятие и сегодня одно из крупнейших в столице, хотя выросли здесь такие гиганты промышленности, как авиационное производственное объединение имени Чкалова, тракторный, «Узбексельмаш»… В начале же века Главные железнодорожные мастерские — так назывался тогда тепловозоремонтный завод — были первенцем индустрии края, кузницей рабочего класса. Все мы знаем, что именно здесь, в этой «Рабочей крепости» было поднято знамя революционного Туркестана. Отсюда уходили рабочие отряды на фронты гражданской войны, здесь начинались первые субботники, отсюда один за другим шли отремонтированные паровозы, так необходимые молодой Советской республике…
В январе 1924 года пришла сюда трагическая весть: умер Ленин.
«С невыразимой скорбью услышали мы эту весть… Но рабочий класс не впадает в уныние. Мы в десятки раз усилим нашу работу, нашу спайку, наше единство»,— давали клятву рабочие железнодорожных мастерских в те траурные для всей страны дни. Уже к концу января от рабочих мастерских поступило 200 заявлений о приеме в партию. «Можно смело сказать, что все лучшее из среды беспартийной массы идет сейчас в ряды РКП»,— писала в те дни «Туркестанская правда».
Тогда же труженики мастерских решили увековечить память дорогого вождя и учителя — соорудить на предприятии монумент Ильичу. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника. В нем принял участие начальник кузнечного цеха Главных мастерских Резуненко.
Долгими вечерами он думал над тем, как воплотить в холодном металле живые черты Ильича, его всепобеждающие идеи. Ходил по заводу, где многое еще напоминало о прошедших революционных битвах. Дав прощальный гудок, поблескивая свежей краской, уходили в далекий путь паровозы.
И решение пришло. Постаментом для памятника будут именно паровозные колеса — колеса истории, которые Ленин направил в светлое будущее. На них будут опираться поршни, символизирующие движущую силу пролетариата. А над всем этим будет возвышаться сам Ленин — машинист, ведущий вперед локомотив истории.
Этот проект был признан лучшим среди двадцати работ, представленых на конкурс.
Участие в сооружении памятника приняли сотни рабочих, а также ученики железнодорожного училища имени КИМ, которое было организовано на базе мастерских в 1921 году.
Алексей Комиссаров, в то время совсем молодой парнишка, которого только-только избрали секретарем комитета комсомола училища, каждый вечер приходил со своими товарищами на площадку, где было решено установить памятник. Убрали груды металлолома, скопившегося здесь, утрамбовали землю, а потом закатили сюда тяжеленные паровозные колеса для постамента. С огоньком работали ребята, старались как можно быстрее завершить порученное почетное дело. Да и праздник, к которому готовилась вся страна,— 7-я годовщина Великого Октября,— был не за горами.
И 7 ноября 1924 года первый памятник Владимиру Ильичу Ленину в нашем городе был открыт. Он поднялся на заводском дворе Главных железнодорожных мастерских, на том самом месте, откуда был произведен первый пушечный выстрел, возвестивший о начале революции в Ташкенте.
Первоначально памятник выглядел несколько иначе, чем сегодня: на вершине постамента был установлен бюст Ильича. В 1927 году его сменила скульптура Ленина в полный рост. Вокруг памятника появились клумбы цветов, это место стало центром территории завода: неподалеку была установлена Доска почета, здесь же происходили все торжества заводчан — проводы молодежи в армию, чествование ветеранов, вручение трудовых наград. Напротив монумента открылся музей истории завода, где энтузиастами предприятия было собрано множество фотографий, документов, бесценных реликвий.
Глядя на памятник, стоящий в центре заводского двора, я вспомнил прекрасные слова, сказанные народным поэтом Узбекистана Гафуром Гулямом:
Мы вольного Востока сыновья. Мы Лениным воспитанное племя. Народов наших дружная семья Шагает к счастью, обгоняя время.
Вот оно, это молодое племя — шагает от проходной завода к своим цехам, станкам, навстречу новому трудовому дню. А памятник Ильичу на заводском дворе — будто надежный маяк, указывающий им путь.
Ну не первый, а третий:
«Первые памятники В.И.Ленину в Ташкенте сооружены в 1924 на территории школы им. 3-го Интернационала и школы им. Н.М.Пржевальского».
Энциклопедия «Ташкент», статья «Ленину В.И. памятники».
Gangut[Цитировать]
Добрый вечер! Как сейчас этот завод называется?
Денис[Цитировать]