Четвертый судоходный канал Сталина История Разное

Ссылку на источник прислала Т. Перцева.

Как нам известно, с 1931 г. по указаниям И.Сталина последовательно строились судоходные каналы в нашей стране. Первым был – Беломорско-Балтийский (1931-1933), вторым – Волга-Москва (1932-1938), третьим –  Волго-Донского канал (1948-1953). Все они  возводились силами заключенных и в большей части –  политзаключенных под общим управлением системы ГУЛАГ: ОГПУ-НКВД-МВД СССР.  Но, оказывается, в планах Сталина был ещё следующий, очередной четвертый канал – Главный Туркестанский канал в Узбекистане-Туркестане.

Строить его также были должны заключенные под эгидой ГУЛАГ МВД СССР. Уже в 1950 г. в октябре был образован Каракумский ИТЛ  (закрыт в конце апреля 1953 г.), расположенный в г. Нукус. Проект и производственное задание  были составлены ещё в 1949 г. Последний состоял из сооружения  Главного Туркменского канала , возведения плотины  на реке Аму-Дарья, а в местечке Тахиа-Таш – плотины с ГЭС и другие объекты. Численность зэков в ИТЛ  на 1.1.1952 г. была 7 925 чел.,  а на 1.1. 1953 г. – 9 919. Сталин намечал головное сооружение канала у города Нукуса – столицы Каракалпакии, входившей в состав Узбекистана на правах автономной республики. У мыса Тахиаташ  (изгиба р. Аму-Дарьи) предполагалось перегородить Аму-Дарью мощной плотиной, которая позволила бы пропустить полноводные речные воды через турбины гидроэлектростанции и оросить поля узбекского хлопка в долине, которые станут в результате этих мер  высокоурожайными. Предполагалось, что путь Главного Туркменского  канала пойдёт от Амударьи на запад –  по Узбою [1] на севере  Туркменистана. На своём пути трасса канала должна была пересечь огромную Сарыкамышскую котловину[2]. Общая длинна канала достигала 1200 км, и должна была подойти к Красноводску с системой шлюзов. Однако, узкому кругу ученых известно, что идея Сталина была не нова (и, скорее всего, он позаимствовал её  по чьей-то подсказке), и вот её предыстория.

Разведка боем за Туркменский  канал
Генерал А.И. ГлуховскойГенерал М.Д. Скобелев

Продолжая завоевывать в 1870-е годы среднеазиатские  территории, на которые уже давно имели виды страны Европы и, прежде всего – Великобритания, Россия тем самым укрепляла надежность своих  границ в приволжье, в приуральских и южносибирских  землях. Надо напомнить, что речь в данном случае идет о конкретной территории, не принадлежащей России, которую ещё нужно было отвоевывать у Хивского ханства. Наши  войска (среди командиров которых отличился 30- летний генерал Скобелев) подчинили Хивское ханство России, и в 1873 г.оно стала российским протекторатом. Уже  с 1873 г. офицеры Генштаба  вели нивелировку новых Среднеазиатских земель. А в 1879-1883 гг. в этом всё ещё неспокойном регионе уже   заработала по заданию Царского правительства  под начальством полковника А.И.Глуховского Урундарьинская экспедиция. Солдаты и офицеры с оружием в руках производили геодезическую съемку в неприветливой и даже враждебной обстановке.

Карта Закаспийской области  начала XIX в
Карта Закаспийской области  начала XIX в

В результате почти десятилетней работы были исследованы  старые рукава  бывшей дельты Амударьи, пересохшее её  русло (Узбой) в направлении к Каспийскому морю и Сарыкамышская впадина.  Изыскательская экспедиция в течение ещё пяти лет в труднейших условиях  продолжала  выполнять геодезические работы на площади свыше 3 млн. га и произвела 15 тыс. км нивелировочных съемок пустыни.

По  итогам геодезических съемок был составлен проект в двух вариантах . Проект назывался «Пропуск вод реки Амударьи по старому её руслу в Каспийское море и образование непрерывного водного Амударьинско–Каспийского пути от границ Афганистана по Амударье, Каспию, Волге и Мариинской системе до Петербурга и Балтийского моря». Это длинное название подытоживало конечную цель работ, проведённых экспедицией в течение 1873 – 1883 гг. На Всемирной выставке в Чикаго (1893 г.) проект был отмечен золотой медалью. Однако проект подвергся критике чиновниками МПС (главный эксперт – инженер-путеец П.М. Лессар, в последствии – посланник в Великобритании (1894 г.), посол в Китае в 1901-1905 гг.), заинтересованных в постройке Закаспийской железной дороги Красноводск – Самарканд, а генерала Глуховского  окрестили –  «сумасшедшим».

Самая ранняя разведка по устройству водного пути: Каспий – Амударья
Где-то в 1712-1713гг. к Петру I из далеких Закаспийских пустынь приехал туркменский купец Ходжа Непес. Он просил помочь срыть плотину, которой хивский хан перекрыл ток амударьинской воды через Каракумы в Каспийское море.

Петр I беседует  с туркменом Ходжа Непесом

Петра I заинтересовала возможность создать водный путь из Каспия в Хиву, Бухару и в Индию, до которой по представлениям того времени можно было добраться, плывя вверх по Амударье, а также слухи о золотоносных землях в долине Амударьи. В 1714 г. в Туркменистан по велению Петра I выехал экспедиционный военный отряд в1500 человек под командованием князя А. Бековича- Черкасского.

Почти три года он изучал север Туркменистана и Узбекистана., построил две крепости на берегу Каспия. Наконец, отряд, который помимо военных, включал геодезистов и других специалистов,  добрался до Хивы. Однако из-за вероломства хана и чрезмерной доверчивости Черкасского  он сам и большая часть его отряда погибли под саблями хивинцев.  Голову Черкасского отсекли и выставили у городских ворот на показ.  И всё же экспедиция успела сделать многое для познания этих мало изученных  тогда мест. В 1715 г. военные специалисты  инструментально сняли всё левое побережье Каспия, которое  не было изучено. В 1717 г. Петр I , будучи в Париже, представил  французским географам  эту новейшую карту. Академики  Парижа были поражены: в Европе не знали такой подробной карты Каспийского моря.

Карта Каспийского моря, снятая специалистами экспедиции князя А.Черкасского, 1715г.Князь А. Бекович-ЧеркасскийВосхищенные ученые-географы избрали Петра I членом Парижской Академии наук. На родине карту Черкасского быстро забыли. Завистники погибшего князя уверили Петра I, что съемка берегов Каспия была сделана некачественно. И все-таки история привержена к истине. Прошло двести пятьдесят лет, и в архивах была найдена копия парижской карты. Когда ее сличили с картами наших дней, то оказалось, что восточный берег Каспия, из-за которого когда-то шел спор, изображен Черкасским точно и добросовестно. Эта карта осталась в веках…     Кроме того, А.Черкасский постройкою крепостей и других фортификационных пунктов закрепил восточный берег  Каспия за Россией. Многие места на этом побережье носили его имя (а сейчас?).

Экспедиция также доказала, что во­преки господствовавшему среди ев­ропейских ученых устаревшему мнению Амударья уже впадает не в Каспийское море, а несет свои воды в Аральское море. Так тра­гически за­кончилось «обретение» места для   Туркменского канала. И все это приостановилось до выше описан­ного похода генера­лов М. Скобелева и  А. Глухов­ского, которые отомстил за ковар­ное предательство в 1717 г. хив­ского хана.  А  последующие со­бытия на этих местах про­изошли лишь  в  сталинские вре­мена.

Город-крепость Хива, где погиб кн. А.Бегович-Черкасский

Город-крепость Хива, где погиб кн. А.Бегович-Черкасский

Продолжение рассказа о строительстве канала в сталинскую эпоху

Сталин решил все же осуще­ствить идею строитель­ства Главного Туркменского канала от Аму-Дарьи до Каспийского моря, и  основными строителями канала должны были стать заключённые.

По трассе канала предполагалась  система плотин, шлюзов, водохранилища, гидроэлектростанций, отводных каналов и трубопроводов длиной свыше 1 тысячи километров. В начале канала строилась огромная плотина в Тахиаташе, которая должна была сочетаться с гидроэлектростанцией. 25 % стока Амударьи должно было отводиться в новый канал, Аральское море должно было снизить уровень, а земли, возникшие при отступлении моря, предполагалось использовать в сельском хозяйстве, засолённость низовий Амударьи по расчётам должна была снизиться. Целью проведения канала было развитие хлопководство, освоение новых земель в Каракалпакии и в Каракумах, а также судоходство  от Волги до Амударьи.

На благо народа. Худ. Д.Налбандян,1949 г.

На благо народа. Худ. Д.Налбандян,1949 г.

Планировалось использование десяти тысяч самосвалов, бульдозеров, экскаваторов. Ширина канала –  более ста метров, глубина –  6-7 метров. Проектировалось вокруг канала 10 тысяч километров магистральных и распределительных каналов, 2 тысячи водоемов, 3 ГЭС по 100 тысяч киловатт. Строительство предполагалось закончить к 1957 году.

По­этому в связи со  строи­тельством в составе Ка­ракумского управ­ления лагерей, или     Каракум ЛАГа выделился Тахиа­ташский лагерь заклю­чённых,   или   ТахиаташЛАГ.

На 1 января 1953 года в КаракумЛАГе было создано 7 лагерных отделе­ний. Один  из них расположили на строительстве под Красноводском  на южном участке Глав­ного Туркменского   канала. Всего здесь работали 7300 рабочих, инженеров, техников и  военные строители, но что они тут наработали – история умалчивает.

Веселее шла работа при прокладке железнодорожного сообщения до столицы управления Каракумским ГУЛАГом – Ургенча.  Заключенные помогали железнодорожникам довести дорогу от него до станции Ходжейли и небольшую ветвь к строящемуся Тахиаташу к 1952 г. Заключённые и вольнонаёмные рабочие ТахиаташЛАГа построили также фактиче­ски на пустом месте новый город Тахиаташ, обводной канал и тепловую электроцентраль. Они успели соорудить там подстанцию и электросети, электро-эксплуатационный и до­рожно-строительный участки. В Нукусе ими были возведены здания Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана и среднего специального учебного заведения – Гидротехникума. Отметим весьма характерный факт, что  главная в то время стройка страны находилась под личным контролем Сталина, который он очень гордился потому, что стал не только повелителем людских судеб, но и самой природы!

В связи со смертью отца народов – стройку Главного Туркменского канала остановили. Вместо него стали строить Большой Туркменский канал или – Каракумский  (1954-1959),  а это уже в то время когда и ГУЛАГ исчез . Расположение нового канала не имело ничего общего с прежним, и он проходит от южной части Аму-Дарьи на запад, в направлении  гор Копет-Дага и, повернув на север, идет вдоль железной дороги  Ашхабад – Красноводск. Судоходного значения он не имеет и предназначен лишь для целей орошения. Протяженность его1445 км.


[1] Узбой – общее название сухих русел и мёртвые долины в пустынях Средней Азии. В данном случае – долина в Туркмении, протянувшаяся от Сарыкамышской котловины до Каспийского моря, которая ограничивает с северо-запада пустыню Каракумы. Длина долины  около 550 км, плюс также старицы Амударьи, вытекающая «из ниоткуда» и впадающая «в никуда».

[2] В 1971 г. в результате затопления коллекторно-дренажными водами группы Сарыкамышских озёр в Сарыкамышской котловине,   примерно посредине между Каспийским и Аральским морями. возникло Сарыкамышское озеро. Примерно четверть озера (северо-западная) принадлежит Узбекистану, остальное – Туркмении. С 60-х годов XX века подпитывается дренажными водами через коллекторы Дарьялык и Озёрный, поступающими с орошаемых земель на левобережье Амударьи.

5 комментариев

  • ruslan:

    Замечательная картина – кто сомневался в таланте Налбандяна? Хрущев демонстративно отстранился от вождя, Микоян, наоборот, выдвинулся к нему, Молотов и Маленков продолжают сидеть, хотя вождь стоит, и за спиной Маленкова готов присоединиться к будущей антипартийной группе Каганович. Один Косыгин дистанцировался от всех и без всякого энтузиазма и даже скептически смотрит на вождя. Сам вождь настолько серьёзно увлекся своим планом, что не замечает отсутствия восхищения у всех своих соратников, кроме Ворошилова (сразу видно, что Берии нет). Кстати, трасса будущей стройки на карте уже прочерчена и можно подумать, что он просто повторяет ее карандашом, на самом же деле он, по всей видимости, отмечает места Каракумлага и Тахиаташлага.

      [Цитировать]

  • joeandex:

    Бедный Арал, тебя хотели иссушить уже давно. Человек меняет природу, но не меняет себя.

      [Цитировать]

  • ШАМИЛЬ:

    Слышал про эти стройки ,работал в Туркмении на газопроводе,но читаю в первые- потихоньку история открываеться. спасибо автору!!!

      [Цитировать]

  • Джага:

    Вот еще текст http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1044278400, где проводится параллель с проектом переброски сибирских рек. А раннее было было «На руинах великой стройки» в двух полосах 23 и 24 октября 1990 г. в «Советская Каракалпакия» и «Главный Туркменский канал: уроки великой стройки» «Вестник Евразииi» — Acta Euroasica, 2003. http://www.eavest.ru/magasin/inhalt2003-1.htm

      [Цитировать]

    • joeandex:

      Джага:

      Вот еще текстhttp://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1044278400, где проводится параллель с проектом переброски сибирских рек.

      Из приведенной ссылки прочитал: «Очевидцы свидетельствуют, что в период ликвидации строительства ГТК можно было купить и выменять задешево все — от гвоздей до автомобиля или трактора. Сколько и чего ушло «налево» и «направо» не сосчитать. Известно только то, что 1 марта 1951 года по 31 декабря 1954 года официальная сумма растрат и хищений составила 1.302 тысячи рублей.»

      И удивился, что при Сталине уже тогда воровали… Если это правда, то червь сидит очень глубоко

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.