Четвёртый судоходный канал Сталина История Разное
Ссылку на источник прислала Т. Перцева.
Как нам известно, с 1931 г. по указаниям И.Сталина последовательно строились судоходные каналы в нашей стране. Первым был – Беломорско-Балтийский (1931-1933), вторым – Волга-Москва (1932-1938), третьим – Волго-Донского канал (1948-1953). Все они возводились силами заключенных и в большей части – политзаключенных под общим управлением системы ГУЛАГ: ОГПУ-НКВД-МВД СССР. Но, оказывается, в планах Сталина был ещё следующий, очередной четвертый канал – Главный Туркестанский канал в Узбекистане-Туркестане.
Строить его также были должны заключенные под эгидой ГУЛАГ МВД СССР. Уже в 1950 г. в октябре был образован Каракумский ИТЛ (закрыт в конце апреля 1953 г.), расположенный в г. Нукус. Проект и производственное задание были составлены ещё в 1949 г. Последний состоял из сооружения Главного Туркменского канала , возведения плотины на реке Аму-Дарья, а в местечке Тахиа-Таш – плотины с ГЭС и другие объекты. Численность зэков в ИТЛ на 1.1.1952 г. была 7 925 чел., а на 1.1. 1953 г. – 9 919. Сталин намечал головное сооружение канала у города Нукуса – столицы Каракалпакии, входившей в состав Узбекистана на правах автономной республики. У мыса Тахиаташ (изгиба р. Аму-Дарьи) предполагалось перегородить Аму-Дарью мощной плотиной, которая позволила бы пропустить полноводные речные воды через турбины гидроэлектростанции и оросить поля узбекского хлопка в долине, которые станут в результате этих мер высокоурожайными. Предполагалось, что путь Главного Туркменского канала пойдёт от Амударьи на запад – по Узбою [1] на севере Туркменистана. На своём пути трасса канала должна была пересечь огромную Сарыкамышскую котловину[2]. Общая длинна канала достигала 1200 км, и должна была подойти к Красноводску с системой шлюзов. Однако, узкому кругу ученых известно, что идея Сталина была не нова (и, скорее всего, он позаимствовал её по чьей-то подсказке), и вот её предыстория.
Разведка боем за Туркменский канал
Продолжая завоевывать в 1870-е годы среднеазиатские территории, на которые уже давно имели виды страны Европы и, прежде всего – Великобритания, Россия тем самым укрепляла надежность своих границ в приволжье, в приуральских и южносибирских землях. Надо напомнить, что речь в данном случае идет о конкретной территории, не принадлежащей России, которую ещё нужно было отвоевывать у Хивского ханства. Наши войска (среди командиров которых отличился 30- летний генерал Скобелев) подчинили Хивское ханство России, и в 1873 г.оно стала российским протекторатом. Уже с 1873 г. офицеры Генштаба вели нивелировку новых Среднеазиатских земель. А в 1879-1883 гг. в этом всё ещё неспокойном регионе уже заработала по заданию Царского правительства под начальством полковника А.И.Глуховского Урундарьинская экспедиция. Солдаты и офицеры с оружием в руках производили геодезическую съемку в неприветливой и даже враждебной обстановке.
В результате почти десятилетней работы были исследованы старые рукава бывшей дельты Амударьи, пересохшее её русло (Узбой) в направлении к Каспийскому морю и Сарыкамышская впадина. Изыскательская экспедиция в течение ещё пяти лет в труднейших условиях продолжала выполнять геодезические работы на площади свыше 3 млн. га и произвела 15 тыс. км нивелировочных съемок пустыни.
По итогам геодезических съемок был составлен проект в двух вариантах . Проект назывался «Пропуск вод реки Амударьи по старому её руслу в Каспийское море и образование непрерывного водного Амударьинско–Каспийского пути от границ Афганистана по Амударье, Каспию, Волге и Мариинской системе до Петербурга и Балтийского моря». Это длинное название подытоживало конечную цель работ, проведённых экспедицией в течение 1873 – 1883 гг. На Всемирной выставке в Чикаго (1893 г.) проект был отмечен золотой медалью. Однако проект подвергся критике чиновниками МПС (главный эксперт – инженер-путеец П.М. Лессар, в последствии – посланник в Великобритании (1894 г.), посол в Китае в 1901-1905 гг.), заинтересованных в постройке Закаспийской железной дороги Красноводск – Самарканд, а генерала Глуховского окрестили – «сумасшедшим».
Самая ранняя разведка по устройству водного пути: Каспий – Амударья
Где-то в 1712-1713гг. к Петру I из далеких Закаспийских пустынь приехал туркменский купец Ходжа Непес. Он просил помочь срыть плотину, которой хивский хан перекрыл ток амударьинской воды через Каракумы в Каспийское море.
Петра I заинтересовала возможность создать водный путь из Каспия в Хиву, Бухару и в Индию, до которой по представлениям того времени можно было добраться, плывя вверх по Амударье, а также слухи о золотоносных землях в долине Амударьи. В 1714 г. в Туркменистан по велению Петра I выехал экспедиционный военный отряд в1500 человек под командованием князя А. Бековича- Черкасского.
Почти три года он изучал север Туркменистана и Узбекистана., построил две крепости на берегу Каспия. Наконец, отряд, который помимо военных, включал геодезистов и других специалистов, добрался до Хивы. Однако из-за вероломства хана и чрезмерной доверчивости Черкасского он сам и большая часть его отряда погибли под саблями хивинцев. Голову Черкасского отсекли и выставили у городских ворот на показ. И всё же экспедиция успела сделать многое для познания этих мало изученных тогда мест. В 1715 г. военные специалисты инструментально сняли всё левое побережье Каспия, которое не было изучено. В 1717 г. Петр I , будучи в Париже, представил французским географам эту новейшую карту. Академики Парижа были поражены: в Европе не знали такой подробной карты Каспийского моря.
Восхищенные ученые-географы избрали Петра I членом Парижской Академии наук. На родине карту Черкасского быстро забыли. Завистники погибшего князя уверили Петра I, что съемка берегов Каспия была сделана некачественно. И все-таки история привержена к истине. Прошло двести пятьдесят лет, и в архивах была найдена копия парижской карты. Когда ее сличили с картами наших дней, то оказалось, что восточный берег Каспия, из-за которого когда-то шел спор, изображен Черкасским точно и добросовестно. Эта карта осталась в веках… Кроме того, А.Черкасский постройкою крепостей и других фортификационных пунктов закрепил восточный берег Каспия за Россией. Многие места на этом побережье носили его имя (а сейчас?).
Экспедиция также доказала, что вопреки господствовавшему среди европейских ученых устаревшему мнению Амударья уже впадает не в Каспийское море, а несет свои воды в Аральское море. Так трагически закончилось «обретение» места для Туркменского канала. И все это приостановилось до выше описанного похода генералов М. Скобелева и А. Глуховского, которые отомстил за коварное предательство в 1717 г. хивского хана. А последующие события на этих местах произошли лишь в сталинские времена.
Продолжение рассказа о строительстве канала в сталинскую эпоху
Сталин решил все же осуществить идею строительства Главного Туркменского канала от Аму-Дарьи до Каспийского моря, и основными строителями канала должны были стать заключённые.
По трассе канала предполагалась система плотин, шлюзов, водохранилища, гидроэлектростанций, отводных каналов и трубопроводов длиной свыше 1 тысячи километров. В начале канала строилась огромная плотина в Тахиаташе, которая должна была сочетаться с гидроэлектростанцией. 25 % стока Амударьи должно было отводиться в новый канал, Аральское море должно было снизить уровень, а земли, возникшие при отступлении моря, предполагалось использовать в сельском хозяйстве, засолённость низовий Амударьи по расчётам должна была снизиться. Целью проведения канала было развитие хлопководство, освоение новых земель в Каракалпакии и в Каракумах, а также судоходство от Волги до Амударьи.
Планировалось использование десяти тысяч самосвалов, бульдозеров, экскаваторов. Ширина канала – более ста метров, глубина – 6-7 метров. Проектировалось вокруг канала 10 тысяч километров магистральных и распределительных каналов, 2 тысячи водоемов, 3 ГЭС по 100 тысяч киловатт. Строительство предполагалось закончить к 1957 году.
Поэтому в связи со строительством в составе Каракумского управления лагерей, или Каракум ЛАГа выделился Тахиаташский лагерь заключённых, или ТахиаташЛАГ.
На 1 января 1953 года в КаракумЛАГе было создано 7 лагерных отделений. Один из них расположили на строительстве под Красноводском на южном участке Главного Туркменского канала. Всего здесь работали 7300 рабочих, инженеров, техников и военные строители, но что они тут наработали – история умалчивает.
Веселее шла работа при прокладке железнодорожного сообщения до столицы управления Каракумским ГУЛАГом – Ургенча. Заключенные помогали железнодорожникам довести дорогу от него до станции Ходжейли и небольшую ветвь к строящемуся Тахиаташу к 1952 г. Заключённые и вольнонаёмные рабочие ТахиаташЛАГа построили также фактически на пустом месте новый город Тахиаташ, обводной канал и тепловую электроцентраль. Они успели соорудить там подстанцию и электросети, электро-эксплуатационный и дорожно-строительный участки. В Нукусе ими были возведены здания Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана и среднего специального учебного заведения – Гидротехникума. Отметим весьма характерный факт, что главная в то время стройка страны находилась под личным контролем Сталина, который он очень гордился потому, что стал не только повелителем людских судеб, но и самой природы!
В связи со смертью отца народов – стройку Главного Туркменского канала остановили. Вместо него стали строить Большой Туркменский канал или – Каракумский (1954-1959), а это уже в то время когда и ГУЛАГ исчез . Расположение нового канала не имело ничего общего с прежним, и он проходит от южной части Аму-Дарьи на запад, в направлении гор Копет-Дага и, повернув на север, идет вдоль железной дороги Ашхабад – Красноводск. Судоходного значения он не имеет и предназначен лишь для целей орошения. Протяженность его1445 км.
[1] Узбой – общее название сухих русел и мёртвые долины в пустынях Средней Азии. В данном случае – долина в Туркмении, протянувшаяся от Сарыкамышской котловины до Каспийского моря, которая ограничивает с северо-запада пустыню Каракумы. Длина долины около 550 км, плюс также старицы Амударьи, вытекающая «из ниоткуда» и впадающая «в никуда».
[2] В 1971 г. в результате затопления коллекторно-дренажными водами группы Сарыкамышских озёр в Сарыкамышской котловине, примерно посредине между Каспийским и Аральским морями. возникло Сарыкамышское озеро. Примерно четверть озера (северо-западная) принадлежит Узбекистану, остальное – Туркмении. С 60-х годов XX века подпитывается дренажными водами через коллекторы Дарьялык и Озёрный, поступающими с орошаемых земель на левобережье Амударьи.
Замечательная картина – кто сомневался в таланте Налбандяна? Хрущев демонстративно отстранился от вождя, Микоян, наоборот, выдвинулся к нему, Молотов и Маленков продолжают сидеть, хотя вождь стоит, и за спиной Маленкова готов присоединиться к будущей антипартийной группе Каганович. Один Косыгин дистанцировался от всех и без всякого энтузиазма и даже скептически смотрит на вождя. Сам вождь настолько серьёзно увлекся своим планом, что не замечает отсутствия восхищения у всех своих соратников, кроме Ворошилова (сразу видно, что Берии нет). Кстати, трасса будущей стройки на карте уже прочерчена и можно подумать, что он просто повторяет ее карандашом, на самом же деле он, по всей видимости, отмечает места Каракумлага и Тахиаташлага.
ruslan[Цитировать]
Бедный Арал, тебя хотели иссушить уже давно. Человек меняет природу, но не меняет себя.
joeandex[Цитировать]
Слышал про эти стройки ,работал в Туркмении на газопроводе,но читаю в первые- потихоньку история открываеться. спасибо автору!!!
ШАМИЛЬ[Цитировать]
Вот еще текст http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1044278400, где проводится параллель с проектом переброски сибирских рек. А раннее было было «На руинах великой стройки» в двух полосах 23 и 24 октября 1990 г. в «Советская Каракалпакия» и «Главный Туркменский канал: уроки великой стройки» «Вестник Евразииi» — Acta Euroasica, 2003. http://www.eavest.ru/magasin/inhalt2003-1.htm
Джага[Цитировать]
Из приведенной ссылки прочитал: «Очевидцы свидетельствуют, что в период ликвидации строительства ГТК можно было купить и выменять задешево все — от гвоздей до автомобиля или трактора. Сколько и чего ушло «налево» и «направо» не сосчитать. Известно только то, что 1 марта 1951 года по 31 декабря 1954 года официальная сумма растрат и хищений составила 1.302 тысячи рублей.»
И удивился, что при Сталине уже тогда воровали… Если это правда, то червь сидит очень глубоко
joeandex[Цитировать]