Дом, который построили наизнанку Фото

Пишет Виктор Фесенко.

В начале 90-х годов я по служебным делам первый и пока единственный раз посетил Бухару. Тогда мне было не до истории и краеведения, но, вооружившись картой, я прошел исторический центр города вдоль и поперек, поражаясь обилием и кучностью сохранившейся старины. Единственным объектом в Бухаре, который я не увидел, был дворец Эмира в Кагане, но на то была уважительная причина – я не знал о его существовании…

Если в Самарканде древние исторические и архитектурные памятники являются редкими вкраплениями в современной городской среде, то в Бухаре, как и в Хиве, наблюдается обратная картина – обнаружить относительно новые постройки с возрастом не более века в центре города довольно трудно. А еще меня тогда поразили названия старых узких улочек с расположенными на них мечетями, медресе, ханаками и токами – Ленина, Карла Маркса, Фрунзе, Чапаева, Коммунаров и т.д.:

На некоторых участках этих улиц даже отсутствовало асфальтовое покрытие! Я никак не смог запомнить названия средневековых архитектурных объектов Бухары и поэтому купил недалеко от Лаби-Хауза небольшой буклет, изданный в 1991г. в Ровно, вид обложки которого прилагаю:

Успел я побывать и в Бухарском краеведческом музее в крепости Арк и сохранились даже входные билеты:

В те переходные года главные улочки старой Бухары еще не были аккуратно вымощены плиткой,  Арк представлял собой оплывшую по краям плоскую глиняную возвышенность-пустырь с входным порталом и постройками наверху, а под потемневшими от времени куполами токов шла бессистемная и бесконтрольная  продажа сувениров, антиквариата, старых монет и всякой всячины, способной заинтересовать редких туристов.

Помимо древних построек и сувениров меня в Бухаре очень заинтересовало одно большое здание, которое я  обнаружил совершенно случайно, т.к. все его наружные стены были весьма похожи на глухие стены медресе и мечетей. Пройдя по улице Ленина от Лаби-Хауза к току Саррафон, перед самим током по правой стороне я увидел торцевой вход в неизвестное здание:

Решил войти и через мгновение, как в фантастическом фильме, оказался в другом городе с намеками на европейскую архитектуру. Над узкими проходами — улочками, проходящими через все здание, в нескольких местах располагались объемы второго этажа, а по небольшим поперечным проходам можно было попасть в небольшие квадратные дворики с балконами по всему их периметру, на которые вели лестницы с коваными перилами. Стены из жженого кирпича со скромным декором, большие окна и балконы напомнили мне по стилю здания «колониальной архитектуры» в дореволюционном Ташкенте. Принципиальное отличие бухарского здания от ташкентских заключалось в том, что ни одно из его окон не расположено на внешних стенах, не считая окон у входных порталов. Вот, например, снимок сквера Файзуллы Ходжаева (бывш. пл. Фрунзе), на котором видна мечеть Магоки-Аттари и западная стена загадочного дома:

На сайте http://www.orexca.com/photogallery/315 размещено фото входа в здание со стороны сквера Файзуллы Ходжаева:

А дворики с балконами чем-то напомнили мне одесские или тбилисские. Во внутренних помещениях дома располагались тогда почтамт, сберкасса и пара скромных магазинчиков — прообразов современных бутиков, многие помещения пустовали. На крыше  здания была установлена антенна-ретранслятор, указывающая на его принадлежность к объекту связи.  На современном  гугл-снимке из космоса эта антенна почему-то не проглядывается:

Какова история этого здания, в купленном мной буклете, естественно, ничего не сообщалось. Но кое- какая информация на эту тему обнаружилась в книге В. А. Нильсена «У истоков современного градостроительства Узбекистана»:
«Здания нового, не типичного для Бухары назначения начали возникать и внутри города ( не только в Новой Бухаре – Кагане. В. Ф.). Были построены две больницы в виде комплексов одноэтажных кирпичных зданий довольно безликой казенной архитектуры, но очень прочных, озелененных, что в условиях Бухары уже было фактом примечательным.

В городе появились здания, принадлежавшие магазинам и конторам частных предпринимательских фирм, отделениям Государственного и Коммерческих банков. В основном они группировались около Ляби-хауза и купола Сарафон на улицах, ведущих в сторону ворот Каршинских и Саля-хона. …

Одна из таких построек на дороге к воротам Саля-хона – двухэтажное здание с внутренним двориком удлиненных пропорций – была центром планировочной композиции. …

Значительно большее значение в жизни города и застройке центра Бухары имело большое двухэтажное здание возле медресе Алям и мечети Ходжа. Это здание состояло как бы из двух самостоятельных частей, разделенных широким сквозным проходом, перекрытым по второму этажу в местах, примыкающих к фасадам отдельными объемами.

Другое, более крупное здание, в котором размещалось несколько разнородных учреждений, разделенных внутренними проходами, было построено возле купола Сарафон и примыкало к его углу.

Судя по архитектурным формам, особенностям объемно-планировочной композиции, эти здания были построены почти в одно время и одним инженером. Постройки лишены декора, в них обильно применены конструкции из европейского кирпича, металла, большие витринные окна. Но в то же время в этих постройках, как нигде, чувствуется стремление связать их по характеру со старогородской бухарской застройкой: узкие, высокие улицы-переходы, перекрываемые отдельными нависающими объемами, создают активное движение воздуха, защиту пешеходов от прямых лучей солнца. Здесь мы видим отказ от стремления связать новые постройки с традиционным обилием декора, выполняемого местными мастерами, и использование традиционных градостроительных приемов, что приводило к активной связи новых построек со старой жилой застройкой города.»

В книге Нильсена можно увидеть и карту Бухары начала XX века, на которой заинтересовавшее меня здание я пометил красным прямоугольником:

О цифровом фотоаппарате в начале 90-х я и не мечтал, простой мыльницей тоже не разжился, поэтому вид «дома наизнанку» зафиксировал только в своей памяти. Перед поездкой дочери в Бухару в 2011 году я ее попросил отснять побольше снимков этого дома, если он еще сохранился. Снимков Бухары дочь отсняла целую кучу, в т.ч. и гостевого дворца Эмира Бухарского в Кагане, небольшую часть которых я выставлял на сайте. А со зданием у купола Саррафон вышла небольшая осечка –почта исберкасса функционировали, но большая часть здания была в стадии ремонта, его центральный проход и внутренние дворики с балконами в нескольких местах были перекрыты загородками и решетками. Все, что дочери после уговоров сторожа удалось заснять, приведено ниже.

От всех снимков старых достопримечательностей Бухары, выставленных сейчас в сети, уже рябит в глазах. Существует интересный сайт Бухарского Музея-Заповедника с прекрасной подачей материала. В сети выложен и Исторический путеводитель по Бухаре, где можно найти многое по истории и архитектуре древнего города. Изменилась за последние двадцать лет и сама Бухара, отреставрированы многие памятники старины и город стал еще более привлекательным и удобным для туристов, хотя цены на местные сувениры и услуги существенно подскочили. Переименованы почти все бухарские улицы:

Бывшая улица Ленина сейчас носит название Бахауддина Накшбанди, шейха, посещение захоронения которого под Бухарой приравнивалось когда-то по значимости к хаджу в Мекку. Все течет и все меняется. Посещение мавзолея Ленина у кремлевской стены тоже когда-то считалось хорошим делом… И не хотелось бы, чтобы за историческими изменениями исчезали бесследно здания, площади, улицы и памятники меняющихся городов. Обращаюсь по теме поста с небольшой просьбой ко всем посетителям сайта при их возможном посещении современной Бухары: попытаться сфотографировать нынешнее состояние «дома наизнанку» и расспросить гидов о его истории.

Виктор Фесенко.
19.12.2013 г.

4 комментария

  • Фото аватара VTA:

    Спасибо, Виктор. Интересное сообщение. Заинтриговали! Жду, что кто-то из знатоков Бухары откликнется.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Павел:

    Здание было построено в 1912 году местными мастерами Ходжи Абдурахим Хаятовым и Абдугафуром Караулбеги под руководством инженеров Маргулиса и Саковича. На первом этаже здания располагался фирменный магазин Саввы Морозова, верхний же этаж занимал филиал Азовско-Донского банка. С 1920 по 1982 г.г. в этом здании располагалось отделение Госбанка и другие организации.

    С 1982 года в здании расположен Музей изобразительных искусств.

      [Цитировать]

    • Фото аватара VTA:

      Большое спасибо, Павел!

        [Цитировать]

    • Фото аватара Виктор Фесенко:

      Павел, спасибо за комментарий, но, скорее всего, Ваша информация относится к совсем другому зданию, расположенному через площадь от » дома наизнанку» и который на туристических картах Бухары обозначен как Музей прикладного искусства. На этих же картах в «доме наизнанку» стоит знак почты, которая, вроде бы, работает и по сей день. А вот фото Музея прикладного искусства:

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.