К столетию со дня рождения. Халимы соловьиное пенье История Ташкентцы
Так написала в одном из набросков, создавая образ Азии в своем ташкентском цикле стихов, поэтесса Анна Ахматова, жившая здесь в эвакуации в годы войны. Узбекская певица Халима Насырова стала для нее, открывшей для себя Среднюю Азию, как бы олицетворением Востока.
Каждый, кому хоть раз довелось видеть на сцене Халиму Насырову, не забудет характерных интонаций сильного, своеобразного по тембру голоса артистки. Она обладает замечательным даром перевоплощения, позволяющим ей создавать самые разнообразные сценические характеры, – не скупились на похвалы рецензенты после ее сольных концертов и выступлений.
Глубокое понимание характера своих героинь, взволнованное романтическое чувство позволяли Халиме Насыровой создавать запоминающиеся образы в операх «Лейли и Меджнун», «Гюльсара» Р.Глиэра и Т.Садыкова, «Улугбек» А.Козловского, «Тахир и Зухра» Т.Джалилова и Бровцына, «Проделки Майсары» С.Юдакова, «Кармен» Бизе, «Буран» М.Ашрафи и Василенко.
Лейли Х.Насыровой, ее Гюльсара, Син Дун-фан, Зухра, Майсара, Кармен, Наргюль представляют образцы не только высокого вокального мастерства, но и подлинного вдохновения и яркого артистизма, отзывались о ней театроведы.
Несравненная обладательница звонкого серебристого голоса, талантливая актриса, самоотверженный педагог – какими только эпитетами не одаривали певицу современники – театральные критики, любители театра и поклонники ее таланта, ученики. Первая оперная певица Узбекистана, в 24 года удостоенная звания народной артистки не только республики, но и СССР, причем это произошло вскоре после учреждения самого звания в 1937 году, и она находилась в этом статусе дольше всех – 66 лет. Обладательница высоких государственных наград, в годы независимости за выдающиеся заслуги в развитии культуры Узбекистана она была удостоена ордена «Буюк хизматлари учун». Халима Насырова прожила яркую и долгую, в 90 лет, жизнь (скончалась 3 марта 2003 года). По ее собственному признанию – счастливую, наполненную вдохновенным трудом и творчеством на радость людям.
Феноменальное явление Халимы Насыровой, как и ее искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало сегодня легендой. Ее творчество заняло особое место в сокровищнице национального исполнительного искусства.
Каковы же были истоки, с чего начинался путь Певицы? Обратимся к запискам самой актрисы, увидевшим свет под названием «Солнце над Востоком».
«Я знала, что я несчастный ребенок. Сколько раз слышала это от моей матери Хасиятхон! Я была девятым ребенком в семье. Девятой девочкой!.. Отец даже не посмотрел на меня… дал мне имя – Халима, и этим ограничились все его заботы обо мне. …Но я не чувствовала себя несчастной. Я была очень веселой. Любила мать, своих двух сестер – Ходжар и Айшу (остальные мои сестры умерли), любила наш дом, сад, горы, у подножия которых раскинулся наш кишлак Тоглык, любила быстрый арык, к которому мы бегали с медными кувшинами за водой.
…У меня был такой сильный голос и я обычно так громко плакала, что меня прозвали «Дульхон». Это народный инструмент, издающий сильные, мощные звуки. Прозвище Дульхон закрепилось за мной. В устах матери Дульхон было ласкательное имя.
Хасиятхон любила музыку и хорошо пела… Обычно мать пела простые, задушевные народные песни. Она знала бесчисленное количество метких, острых народных пословиц, создавала их сама, и народ прозвал ее «Аллома», что значит «умный человек, просвещенный». Но Хасиятхон никогда не училась, она была неграмотна.
…Отца я боялась, хотя всегда он вызывал у меня острый интерес. Уже много лет спустя, когда я стала взрослой, мне кажется, я поняла тяжелую трагедию отца. …Отец пел. Пел он какую-то очень красивую и очень грустную песню, сидя на полу, на стареньком коврике, раскачивался из стороны в сторону и пел, глаза его были закрыты, по щекам медленно текли слезы. Отец мой окончил духовную школу – медресе. Он был религиозным человеком, любил литературу, знал ее. Целыми часами мог он читать стихи Алишера Навои, творчество которого страстно любил. Обладал прекрасным, сильным голосом. Любил петь сам».
После болезни и внезапной смерти отца, Мухамеда Насыра, его родственники выгнали из дома вдову с тремя детьми, и они ушли в город. В Коканде Хасиятхон с помощью известных активисток женского движения «Худжум» Турахон-ая, Таджихон Шадиевой устроила детей в детский дом, где они начали учиться.
В Узбекистане в 20-е годы еще не было театральных учебных заведений, и Халиму Насырову в числе наиболее талантливых участников художественной самодеятельности отправили в Бакинский театральный техникум. «Самым счастливым для меня периодом учебы в Баку было время, когда мы работали над музыкальной комедией Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан». Мне была поручена роль героини Гульчехры. О, как я была счастлива! Я буду петь, я буду петь на сцене!..».
В 27-м учащиеся Московской узбекской студии вернулись на родину и начали работать в Государственной образцовой передвижной драматической труппе, затем ее пополнила и молодежь, вернувшаяся из Баку. Так происходило становление профессионального театра (сегодня Национальный театр Узбекистана). Здесь под руководством Тохтасина Джалилова и Николая Назаровича Миронова Насырова участвует в постановке первой национальной музыкальной драмы «Халима» Гуляма Зафари, играя роль Халимы. «Фергана – моя родина, так же как и Тохтасина Джалилова. Занятия с ним были для меня хорошей школой. Именно он научил меня тонко чувствовать мелодии наших национальных песен. На уроках Миронова я изучала основу нотной грамоты, училась петь по нотам». Н.Н.Миронов был музыкантом-этнографом, посвятившим себя собиранию, записи, изучению узбекской народной музыки. Он первым начал нотную фиксацию памятников музыкальной культуры Узбекистана. Занимался педагогической деятельностью, воспитал целую плеяду узбекских певцов. Ему многим обязаны композиторы М.Бурханов, Т.Садыков, М.Ашрафи, М.Левиев и другие.
Через два года, в 29-м, выйдя замуж за начинающего тогда драматурга Камиля Яшена, Халима Насырова уехала с ним в Андижан, где он работал в школе и литературным сотрудником в театре. Затем был Самарканд и работа в музыкальном театре вместе с Кари-Якубовым, Уста Алимом Камиловым и его женой Бегимхон, Тамарой Ханум, Гавхар Рахимовой. А после поездки с театром в Москву на Всесоюзную олимпиаду национальных искусств народов СССР в 1930 году пришло твердое решение учиться в консерватории в Москве. Здесь произошла встреча и знакомство со знаменитой русской певицей Антониной Неждановой, у которой Халима Насырова занималась по вокалу и музыкальной грамоте.
«Знакомство с Неждановой оказало решающее влияние на мой дальнейший артистический путь… Она мне показывала, как она дышит во время пения, и я пробовала узбекские произведения петь так же. Эффект получался исключительный: звук становился круглее, полнее, ярче и петь было легче». Советы величайшей коллеги Халима Насырова пронесла через всю свою жизнь, как и уважение, и любовь к ней. Став в 39-м ведущей солисткой театра оперы и балета, Халима Насырова более полувека блистала на его сцене, а с 1979 по 1986 совмещала эту работу с педагогической деятельностью. Счастливый человек, она никогда не жаловалась на трудности или лишения, с которыми приходилось ей сталкиваться и которых с лихвой хватило бы на две-три жизни.
Халида МЕХМОНОВА.
Источник.
Фото отсюда.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.