Письмо Марку Вайлю Разное

Пишет Александр Колмогоров.
К письму приложил фото. Это — сцена из спектакля «Дракон», поставленного Вайлем в «Ильхоме».

тень (4)

Последняя встреча с Марком Вайлем была у меня в Ташкенте в марте 2005 года. Я приехал из Москвы. Зашел в «Ильхом». Репетиции не было, и в нашем подвале народа было мало. Увидел Марка. Обнялись. Разговаривая, пошли по цехам: он стал показывать очередные новшества, аппаратуру. Когда заглянули в радиоцех, попросил ребят записать для меня кассету с рождественским вечером. На прощанье подарил книгу-буклет «Неизвестный известный «Ильхом», в которой  на первой странице написал:

«Саше, которому среди многих посвящена эта книга. Одному из пионеров – актеру, летописцу, поэту, стихи которого к счастью, звучали вот-вот (январь 2005) на сцене «Ильхома». Всего самого доброго! Марк Вайль. 19. 03. 2005.»

Вернувшись в Москву, посмотрел запись рождественского вечера. Оказалось, что стихи мои звучат вместе со стихами моего старшего друга Саши Файнберга.

Сейчас сентябрь 2013-го. Четыре года нет Саши, шесть лет Марка.
А тогда, в 2005-ом, прочтя книгу о нашем «Ильхоме», написал Марку письмо. С ним выслал свои тексты, —  отрывки из разных капустников.

Дорогой Марк!  Здравствуй!

Спасибо за книгу про нас. То, что она получилась, — никакого сомнения. Хотели того ее авторы или нет, но теперь она, как и сам «Ильхом», — часть общей театральной жизни и истории.

Когда дочитал книгу, возникло хорошее ощущение – что она еще не дописана и должна продолжиться.

Как и обещал, перебрал старые тетрадки наших ильхомовских капустников восьмидесятых и высылаю их тебе.

Какие-то посвящения ребятам утеряны (это касается в основном премьеры «Дракона»). Многие капустные листики завяли, как любой скоропортящийся продукт. А многие съедобны (понятны) только считанным кроликам, посвященным в наши семейные сюжеты и нюансы. Но кое-какие кочерыжки остались.  (Кстати! А почему ты никогда не ставил «Кроликов и удавов» Фазиля Искандера?)

Так вот!.. Перечитал я свои творения  и устыдился, что не всех  изваял, «изувековечил», как говорил Михаил Светлов.

Например, не успел, не смог увековечить СТАЮ БРОДЯЧИХ СОБАК, которая, к нашему общему обалдению, приходила к «Ильхому» именно перед началом «собачьего» спектакля – «Прощай, овраг!». Ты помнишь эту мистику?! Их было штук пять, шесть… Откуда и почему они к нам приходили? Слышали, как мы воем во время спектакля? Они возникали, как фантомы, как ангелы, как двойники  наших героев. Мы  даже узнавали, выбирали среди этих сук и кобелей своих «тезок»: вон Крошка идет, вон Черный, а вот – Головастый!..

Увидев впервые наших хвостатых бродяг перед спектаклем, моя жена восхищенно спросила: «Это что, — специально?!». Я не растерялся и все спихнул на твою гениальность. Сказал: да, это ЕГО задумка, администраторы их специально подкармливают…

Не удалось зарифмовать поразительные лица, глаза наших зрителей! Их хотелось снимать на пленку, непрерывной панорамой, — для себя. Их внимательность друг к другу, неагрессивность, несуетное достоинство внушали надежду.

А еще, Марк, жаль, что не удалось написать историю про замок, повешенный на ильхомовских дверях в день премьеры «Дракона». Почему? Может – таланта не хватило. Может, была противна рожа того, кто вешал этот замок и нагло врал зрителям, что спектакль отменяется из-за болезни актёров? Скорее всего, потому, что с удовольствием и удачно удается шутить только с теми и над теми, кого любишь, кто тебя понимает.

Желаю тебе новых идей, пьес, актёров, спектаклей, капустников. Хочу снова обнять тебя и выпить за то, чтобы все долго ещё продолжалось.

А пока – через леса и города — крепко и весело обнимаю тебя. Кланяюсь нашему войску.
Весна, кухня, Москва, 2005

 

 
НОВОГОДНЕЕ

(из английской поэзии)

Вот дом, который построил Вайль.

А вот – актеры бедовые.

У них зарплата хреновая.

Зато они ставят пьесу новую –

«Дом, который построил Свифт».

 

А вот – подруги не новые,

Которых любят актеры бедовые,

Те, у которых зарплата хреновая,

Которые ставят пьесу новую…

У подруг – зарплата тоже хреновая.

И это тоже подстроил Вайль.

 

А есть еще и пеньки дубовые.

Вместо того, чтоб украсить столовые,

Они критикуют пьесу новую, —

В которой играют актеры бедовые,

Те, у которых зарплата хреновая,

Те, у которых подруги не новые…

Как появляются пни дубовые –

Это не знает даже Свифт.

 

Стих английский, он так устроен,

Что в нем Новый год –

И тот подстроен.

Подстроены ветки еловые

И шутки мои не новые.

 

Давайте же выпьем, актеры бедовые,

За наших подруг и зарплату хреновую,

За то, чтоб пеньки украшали столовые,

За новые роли и пьесы новые,

За все,

что еще нам подстроит жизнь!

 

О БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕНАХ

(на десятилетие «Ильхома»)

 

Вот дожили и мы до больших перемен.

Те, кто раньше нас бодро гнобили,

Те, кто выли у наших ильхомовских стен, —

Вдруг пронзительно нас полюбили.

 

В кабинетах больших нас теперь узнают.

Даже премии нам почему – то дают.

К хозрасчету открыта дорога…

Чтоб не скурвил нас всех

Этот самый уют –

Не меняйтесь, друзья, ради бога!

 

КЛОУНСКОЙ МИМ – ГРУППЕ «ПТИЦЫ С ЮГА»

(к премьере «Рэгтайма для клоунов»)

 

Видали клоунов?!

Спешите поздравлять

И этих клоунов,

И студию – их мать!

 

Чем больше в студии

Дурацких колпаков –

Тем больше студия

Сваляет дураков!

 

Спасибо, клоун! Спасибо, птица!

Так и должно было случиться!

 

 

 

 

К ПРЕМЬЕРЕ СПЕКТАКЛЯ «ДРАКОН»

 

ГАЛИНЕ ЛУКОВНИКОВОЙ

(актрисе «Ильхома» и ТЮЗа)

 

Сыграла столько пацанов!..

Но поражает постоянство,

С которым в роли тащишь вновь

Свои азарт и хулиганство!

 

АКТЕРУ ХАБИБУ ХАКИМОВУ

(поющему душевно и громко)

 

Что случилось – могло б не случиться.

Поздно. Знает теперь весь народ:

Если плачет Вахтанг Кикабидзе –

Значит рядом Хабибка поет.

 

АКТЕРУ МИШЕ КАМИНСКОМУ

 

Да, сбываются мечты!

В десять лет – как быстро! –

Из масхаробоза ты

Вырос в бургомистра.

 

Жизнь бежит. Артист растет.

Крепнет ощущение:

Мишке в пользу все идет –

Даже похудение!

 

 

К ПРЕМЬЕРЕ СПЕКТАКЛЯ «ПРОЩАЙ, ОВРАГ!»

 

МАРКУ ВАЙЛЮ

 

Спать пора. Уснул бычок.

Лег Хабибка на бочок.

Машка просится в кровать…

Только Марк не хочет спать!

 

Не жалеет нас ни грамма:

Забодал собачьей драмой!

Все равно его не брошу,

Потому что он – хороший.

 

РЕЖИССЕРУ СПЕКТАКЛЯ ВЛАДУ ФЕСЕНКО.

 

—        Что это все означает?! –

Спросят его. Он – залает.

Владик! Не надо ругаться

С искусствоведами в штатском.

 

 

ХУДОЖНИКУ — ПОСТАНОВЩИКУ ЮСИФУ ГУСЕЙНОВУ

 

Нам подарил Юсиф Гусейнов

Гибрид арены и бассейна.

От сук и кобелей Юсифа

Благодарим за это пылко.

Но персональное спасибо –

За наши задницы в опилках!

 

КОМПОЗИТОРУ МИХАИЛУ РОЗЕНБЛЮМУ

 

Звал Полунин, говорят,

Розенблюма в Ленинград…

Мы предупреждали Вайля:

Розен –

блюм –

блюм –

блюм —

каналья!

 

МУЗЫКАНТАМ, ПИСАВШИМ ПО НОЧАМ ФОНОГРАММУ

(Марк! Тут я ни черта не помню фамилии)

 

Лишь гитару грек настроит,

Колки нужные крутя, —

И, как зверь, она завоет,

И заплачет, как дитя!

По тарелке обветшалой

Друг Алеша застучит…

Да по клавишам устало

Сашкин палец пробежит…

 

Бутерброд жуют устало

Витя Зорин и Хохлов…

А Дьяченко – не досталось:

Спит и видит сны про плов!

 

Вот и ладно. Вот и любо.

Кто же так их доконал?

Я б спросил у Розенблюма –

Ноты он писать сбежал!

 

ПЕВЦАМ – ПРОФЕССИОНАЛАМ

 

Можем выть, хлопотать можем мордой

И собачий сыграть можем вальс.

Ну, а там, где звучать нужно гордо, —

Там, ребята, надежда на вас!

 

ЗВУКОРЕЖИССЕРАМ АРКАШЕВСКОМУ И МИНИЧУ

 

Вот что значит – талант и сноровка!

Прогрессивку ввели мужики:

К пульту тянутся Игорь и Вовка,

Как к стаканам, — в четыре руки!

 

 

МОНОЛОГ РЕЖИССЕРА ПО СВЕТУ  КОЛИ ХОДОСОВА

 

Есть любимые книги у многих:

Станиславский, Сафронов, Камю…

Дину трогают лишь «Хатха – йоги».

Ну, а я – «Мойдодыра» люблю!

 

Я читаю его без отрыва!

Моюсь всюду, где только смогу.

Вот сыграем «Овраг» с перерывом –

На Анхор в перерыве сбегу!

 

ГУЛЕ КУРБАНОВОЙ, ХУДОЖНИКУ ПО КОСТЮМАМ

 

Мы в свое, как всегда, нарядились.

Нам не надо шмотья иностранного.

Всю фирму, вплоть до плавок «Адидас»,

Поставляет нам Гулька Курбанова!

 

МОНОЛОГ ТАТЬЯНЫ СТАНИСЛАВНЫ,    АДМИНИСТРАТОРА

 

На меня глядите чо вы?

Я не Алла Пугачева.

Я – нужнее. И, что главно,

Я – Татьяна Станиславна!

 

ХОР МОНТИРОВЩИКОВ

 

Легче рыть настоящую яму,

Чем кроить этот чертов овраг!

Догулялась ильхомова мама –

Наплодила бродячих собак!

 

 

АКТЕРУ МИШЕ КАМИНСКОМУ

 

Ты похож на Рагулина трошки:

Та же скромность и мощь – тоже та.

Под рукой твоей стонет гармошка,

Как канадец, прижатый к бортам!

 

Актрисе МАРИНЕ ТУРПИЩЕВОЙ

(телерепортаж из «ИЛЬХОМА»)

 

Из комментаторской кабины

Видна Турпищева Марина!

Прошу вас обратить вниманье:

Актриса – с ярким дарованьем!

В кого талантлива – черт знает!

(Жаль «Пахтакор» так не играет!)

Нерв! Голос! Пластика! Глазищи!..

Вел репортаж –

Роман Турпищев.

 

ИРИНЕ АНИСИМОВОЙ – КРОШКЕ

 

Дверь собачья – от бублика дырка.

Но хочу подчеркнуть – не для всех:

Заровняют овраг – нашей Ирке

Забронирован в цирке успех!

 

ИГОРЮ ПАРАМОНОВУ – КОТУ ЯМОМОТО,

японскому императору, призванному в Советскую армию

 

Нас император Ямомото

Сумел до смерти запугать:

Ждет Парамона третья рота!

Япона мать!.. Пройдет два года –

И мы увидимся опять?!.

 

Артисту НИКОЛАЮ ДУБАКОВУ

 

Ты театры, как фиксы, менял.

Мутоту режиссеры давали.

И скатился ты, зема, в подвал, —

С паханом познакомился, с Вайлем.

 

Он фиксатых на дело берет:

Только б вовремя воду сливали…

Фишку рубит в «Ильхоме» народ.

И от Вайля отвалит – едва ли!

 

АРТИСТУ ХАБИБУ ХАКИМОВУ

(исполнитель роли Черного)

 

С другом в бар я зашел ( в смысле пива).

Говорю, набирая баллон:

«Погляди, как похож на Хабиба…»

Пригляделись – действительно он!

 

 

АКТЕРУ ДИЛЬШОДУ ИСМАИЛОВУ

(исполнителю роли Привязанного)

 

Породистый галоп у Била!

Есть подозренье у меня,

Что Марик в хрониках Шекспира

Ему доверит роль коня!

 

ТАТЬЯНЕ, ЖЕНЕ НАШЕГО ТРЕНЕРА

 

В черно – белом моем телевизоре

Вайля хвалит спортсменка Талызина.

Тот же Вайль, если верить газетам,

Тренирует костяк «Моссовета».

Ты, Татьяна, держи его дома:

Пусть растит футболистов «Ильхома»!

 

 

 

К ПРЕМЬЕРЕ СПЕКТАКЛЯ «ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ СВИФТ»

 

ДРАМАТУРГУ ГРИГОРИЮ ГОРИНУ

(на его поздравление с премьерой «СВИФТА»)

 

«Ни пуха!» и «К черту!» — нам Горин сказал.

Он верит в победу искусства.

Спускайся скорей, драматург, в наш подвал!

Нарвись на ответные чувства!

ТИМУРУ БЕКМАМБЕТОВУ, ХУДОЖНИКУ,

потомку завоевателя Тимура

 

Тимур?.. Да он и есть – Тимур!

С театра он содрал сто шкур!

Он нам не экономит «мани» —

Заставил километр ткани

Купить на кресла!..

Для чего?

А чтоб боялись все его!

 

ГАЛИНЕ ЛУКОВНИКОВОЙ – ВАНЕССЕ

(после грузинских гастролей)

 

Не плачь о Тбилиси, Ванесса!

Забудь про камин и вино…

Люби Джонатана, Ванесса:

Ведь это – почти что Вано!

 

М. КАМИНСКОМУ – СВИФТУ

 

Да, Миша, Свифт – большой писатель.

Тригорин – тоже мастер слов.

Теперь не я тебе приятель,

А – Александр Иванов.

 

ЗАГИПСОВАННОМУ Б. ШЕВЧЕНКО – ДОКТОРУ

 

Кто не в гипсе, кто здоров –

Хрен сыграет докторов!

 

МИМ – ГРУППЕ «ПТИЦЫ С ЮГА»

И ЛИЧНО ЛУГОВСКОМУ

 

В брэйк – дансе вы парили вместе

И пели руки песню крыл…

Но тут Олег испортил песню:

Ушел в отрыв – заговорил!

 

ИГОРЮ ЧАЙКОВСКОМУ

(бывшему Ланцелоту, ныне великану Глюму)

 

Ланцелот взял два стакана –

Для себя и великана.

На двоих подать велит

Исходящий реквизит!

 

Народной артистке Узбекистана

СВЕТЛАНЕ НОРБАЕВОЙ

 

В «Ильхоме» Вайль устроил чистку:

У нас — на коллектив большой –

Одна

Народная артистка,

И та – с ильхомовской душой!

 

БААДУРУ ЦУЛАДЗЕ,

(Народному артисту и болельщику)

 

Вы уклоняетесь от спора!

Хоть стиль «Динамо» с «Пахтакором»

Вам больше, чем другим знаком,

От коньяка не отвлекаясь,

Вы говорите, улыбаясь:

— Болею только за «Ильхом»!

 

У Ш Е Д Ш И М

Саше Басину

Вадиму Иванову

Володе Салихову

 

Нам было над чем посмеяться.

Нам будет заплакать о чем…

Куда ж вы уходите, братцы?!

И кто нам подставит плечо?

 

Смотрите, ребята, смотрите –

Все заняты в зале места!

Ильхомовский преданный зритель

Ждет выхода.

Сцена пуста…

 

Есть время понять и проститься.

И все же имейте в виду:

Я буду искать ваши лица,

Когда на премьеру приду.

 

К Л О У Н

Славе Полунину

 

Он приглашал смеяться над собой.

И первым брал нелепейшую ноту,

Как будто проявлял о нас заботу:

Смотрите – клоун глупенький какой.

Он в ужасе на краешке доски

Стоял и видел пропасть, а не тазик…

Но превращал свой страх смертельный

в праздник,

За нас споткнувшись на краю тоски.

 

Он был смешон, как, в сущности, смешон

Любой из нас в серьезности надсадной.

И, как все мы, был трогателен он

В своих страстях – отважный и нескладный.

 

О, праздник – не бояться быть смешным!

Объединяй людей. Хотя б на время…

От щедрости сгорит актеров племя,

Но не от сплетен, вьющихся над ним!

 

За ниточку иронии держись,

Шут поколенья. Долго ли – сорваться?..

Не дай нам, бог, в такое время жить,

Когда устанут клоуны смеяться.

5 комментариев

  • eugeen13:

    Последние две строчки — предостережение и наказ!!!

      [Цитировать]

  • lvt:

    Пока живы капустники, театр жив. Дохлые рыбины «смеху не имут». Александр, как много хорошего вы понаписали! И псы, естественно, знали, что спектакль «собачий». Столько лет живут с нами и не понять таких пустяков? Наверное, к вам прибегали самые-самые, сверхСОБАКИ. Тонкий слой собачьей интеллигенции, пылкая, доверчивая молодёжь… Думали, что наступила ЭРА МИЛОСЕРДИЯ.

      [Цитировать]

  • Инесса Кимовна:

    Как хорошо и тепло написано, как жаль, что не все, кому адресовано могут прочесть! Читаешь и понимаешь, почему «Ильхом» такой, какой есть — только в такой атмосфере могли создавться ТАКИЕ спектакли!

      [Цитировать]

  • Александр Колмогоров:

    Кто-то говорит, что жизнь у человека одна, кто-то что их несколько. У Юрия Трифонова даже роман есть «Другая жизнь». Жизнь, связанная с «Ильхомом» — безусловно счастливая, радостная жизнь. Рад, если рифмованные шутки, написанные «на коленке», за день до премьеры или в день её хоть чуть-чуть передают атмосферу того времени, тот весёлый творческий кураж. В этой подборке лишь «Клоун» претендует на звание стихотворение, потому что написано после гастролей в Ташкенте «Лицедеев» и не на бегу. Его я и в свой сборник поместил. Спасибо вам за добрые слова о студии.

      [Цитировать]

  • Прекрасные времена, замечательные люди…

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.